КУЛЬТ ТРУДА КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ
«Тихоокеанская звезда»
14.02.2014 | Постфактум
- Кадровый вопрос для Дальнего Востока - больное место. Людей уже катастрофически не хватает и скоро не будет хватать совсем. Самое время поговорить о повышении производительности труда. Априори каждый предприниматель, руководитель предприятия заинтересован в повышении производительности труда. Это повышает эффективность производства, увеличивает прибыль. Самый простой способ повысить производительность - поставить современную машину или технологическую линию, которая заменяет собой десяток-другой чумазых рабочих, приставить к ней этакого рабочего аристократа в наглаженном комбинезоне с инженерным образованием и тем самым решить вопрос дефицита кадров. Реализовать этот план - дело затратное, а порой и просто невыполнимое. В стране действует порядка 47 тысяч федеральных нормативных актов. Коридор свободы предпринимательства сужен до предела. Вся истерика по поводу улучшения делового инвестиционного климата - бессмысленна, поскольку в рамках этого коридора, сколько ни танцуй перед инвестором, он будет оценивать ситуацию в целом - как люди работают, чем они мотивированы, какая культура. Внедрение стандарта, обеспечивающего благоприятный инвестклимат в крае, - вещь, несомненно, полезная, но инвестклимат в ручном режиме не создашь. Это слишком глубокая работа. Но даже в случае успеха - инвестиций, новых технологий - возникает вопрос: а где взять достаточное число умных, квалифицированных, а главное, трудолюбивых работников, которые на новом чудо-оборудовании будут производить в больших количествах материальные ценности? Ведь в словосочетании «производительность труда» главным словом является всё-таки труд, то есть осмысленная деятельность человека. И главным при любом развитии событий всегда останется человек, его способности, его потенциал, его жизненная позиция. Есть разные типы людей. Один - целеустремлённый, стремящийся к успеху, хорошей жизни, «американской мечте», что каждый может стать богатым и знаменитым благодаря своему труду - умственному или физическому. Другой тип - «обломовский», или люмпенский. Для которого не важны ни успех, ни богатство, ничто иное, а лишь возможность полежать на диване, посмотреть телевизор да выпить пива или чего покрепче. К сожалению, мы широким шагом идём к люмпенскому варианту, люмпенскому мышлению. На последнем заседании экономического совета при губернаторе края была озвучена информация, что люди НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ. Дипломы покупают. В районах им. Лазо, Вяземском, Бикинском реальная безработица составляет 15 процентов. Есть профтехучилища, но в них никто не хочет учиться. За последние 20 лет мы разрушили не только всю социалистическую систему ценностей, в которой труд был наиглавнейшей, но и реально разрушили невероятное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий, то есть прошлый овеществлённый труд. Тем самым обесценив ценность этого прошлого труда. Это тоже повлияло на сознание и отношение к труду. Общественное мнение - тоже на стороне «ничегонеделающих». Более того, даже законодательная база поддерживает не трудовое воспитание подрастающего поколения, а иные устремления. Трудовой кодекс запрещает принимать на работу подростков младше 16 лет. Мы, ДВОПП, обратились к президенту с предложением изменить эти положения кодекса. Но этого мало. Многие предприниматели, как ни странно, тоже живут в этом «рассоле» - они воспитаны в духе иждивенчества и тунеядства. Приложить усилия для повышения технического уровня, создания высокой культуры производства готовы не все. Проще привлечь невзыскательных сотрудников и платить им по минимуму. Стыдно сказать, но даже в заявках на конкурс «Предприниматель года» встречаются средние зарплаты по предприятию 10 и менее тысяч рублей. Год назад был подписан кодекс деловой корпоративной этики 14 предпринимательскими объединениями края. Зачем нужны эти принципы предпринимателям? Потому что без соблюдения этих принципов, как и без соблюдения христианских заповедей, невозможно построение цивилизованного общества, которое есть база благоприятного инвестклимата в том числе. Что можно сделать для социализации «люмпена» в гражданина? Очевидно, весь общественный контекст или контент должен быть направлен на эту цель. Воспитывать надо людей в труде. Прививать привычку к труду, сделать труд высшей ценностью, возродить культ труда, как мерило человеческой ценности, как главный признак культуры человека и общества.
Автор: Евгений Шулепов
|