ОБРАЗОВАНИЕ
Раздел представляет данные об уровне образования населения, о государственных (муниципальных) и негосударственных образовательных учреждениях: общеобразовательных, начального, среднего и высшего профессионального образования. Приведена информация по интернатным учреждениям для детей, учреждениям дополнительного образования детей.
Дошкольные образовательные учреждения - тип образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности;
детский сад для детей раннего возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей;
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
детский сад присмотра и оздоровления - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад компенсирующего вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
детский сад комбинированного вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;
центр развития ребенка - детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
В дошкольных образовательных учреждениях организуются группы кратковременного пребывания детей как менее затратной формы работы с дошкольниками на основе их кратковременного (неполного), но систематического пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Максимальное время пребывания детей в таких группах - 5 часов.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.06.92 г. № 3266-1 "Об образовании" установлены образовательные цензы общего образования: основное общее образование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательного учреждения), среднее (полное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11 (12)-го класса). Профессиональное образование может быть получено при наличии соответствующих лицензий:
начальное – в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования (образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования);
среднее – в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования (образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования);
высшее – в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к которым относятся университет, академия, институт.
Колледжи учтены в общем числе образовательных учреждениий среднего профессионального образования.
В числе негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования учтены учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Расчет средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях производится следующим образом: в числителе – численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и классах для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи), в знаменателе – число классов в этих учреждениях. При этом классы, входящие в состав классов-комплектов, считаются как самостоятельные
Данные о численности учителей дневных общеобразовательных учреждений по уровню образования и специальностям приведены по учреждениям Минобразования, которые составляют 97% от общего числа общеобразовательных учреждений Хабаровского края.
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов определяется как отношение числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, к численности студентов образовательных учреждений.
В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) направления подготовки включают программы обучения бакалавриата и магистратуры.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены следующие уровни высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» - бакалавриат;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.
Основные показатели образования
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число дошкольных образовательных учреждений, единиц
|
435
|
437
|
440
|
444
|
444
|
В них детей, тыс. человек
|
52,2
|
53,9
|
55,5
|
58,4
|
61,1
|
Число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), единиц
|
431
|
422
|
414
|
408
|
406
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных
|
425
|
417
|
409
|
401
|
401
|
негосударственных
|
6
|
5
|
5
|
7
|
5
|
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. человек
|
126,8
|
125,8
|
126,3
|
127,8
|
128,2
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в государственных и муниципальных
|
126,4
|
125,4
|
125,9
|
127,0
|
127,6
|
в негосударственных
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
0,8
|
0,6
|
Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, единиц
|
25
|
22
|
20
|
15
|
13
|
В них обучающихся, тыс. человек
|
4,5
|
4,3
|
4,2
|
3,7
|
3,1
|
Число образовательных учреждений начального профессионального образования
|
29
|
25
|
22
|
22
|
16
|
В них обучающихся1, тыс. человек
|
12,6
|
11,4
|
10,5
|
9,6
|
8,8
|
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования, единиц
|
28
|
27
|
28
|
27
|
29
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных
|
26
|
25
|
26
|
25
|
27
|
негосударственных
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Кроме того: число филиалов
|
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных
|
10
|
10
|
11
|
8
|
7
|
Численность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, тыс. человек
|
27,4
|
25,5
|
23,7
|
22,9
|
22,4
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в государственных и муниципальных
|
27,2
|
25,3
|
23,5
|
22,8
|
22,2
|
на 10 000 человек населения
|
201
|
188
|
175
|
170
|
166
|
в негосударственных
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
0,2
|
Принято студентов в образовательные учреждения среднего профессионального образования, тыс. человек
|
9,0
|
8,3
|
7,9
|
7,7
|
7,5
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в государственные и муниципальные
|
8,9
|
8,2
|
7,9
|
7,7
|
7,4
|
в негосударственные
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
Выпущено специалистов из образовательных учреждений среднего профессионального образования, тыс. человек
|
7,9
|
7,6
|
6,9
|
5,8
|
5,1
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
из государственных и муниципальных
|
7,8
|
7,6
|
6,9
|
5,7
|
5,0
|
на 10 000 человек населения
|
58
|
56
|
51
|
43
|
37
|
из негосударственных
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Число образовательных учреждений высшего профессионального образования, единиц
|
19
|
17
|
17
|
16
|
15
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных
|
11
|
11
|
11
|
11
|
10
|
негосударственных
|
8
|
6
|
6
|
5
|
5
|
Кроме того: число филиалов
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
государственных и муниципальных
|
6
|
6
|
6
|
6
|
7
|
негосударственных
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, тыс. человек
|
89,4
|
88,4
|
84,5
|
78,7
|
73,1
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в государственных и
муниципальных - всего
|
83,1
|
83,4
|
80,3
|
75,3
|
69,9
|
на 10 000 человек населения
|
615
|
618
|
598
|
561
|
520
|
в негосударственных
|
6,3
|
5,0
|
4,2
|
3,4
|
3,2
|
Принято студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования, тыс. человек
|
22,5
|
20,7
|
18,1
|
15,4
|
16,5
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в государственные и муниципальных
|
21,1
|
19,7
|
17,5
|
14,9
|
15,9
|
в негосударственные
|
1,4
|
1,0
|
0,6
|
0,5
|
0,6
|
Выпущено специалистов из образовательных учреждений высшего профессионального образования, тыс. человек
|
16,9
|
17,6
|
17,8
|
16,8
|
16,5
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
из государственных и
муниципальных
|
15,6
|
16,2
|
16,6
|
15,8
|
15,7
|
на 10 000 человек населения
|
115
|
120
|
123
|
118
|
117
|
из негосударственных
|
1,4
|
1,4
|
1,2
|
1,0
|
0,8
|
1 С 2010 г. – включая обучающихся на договорной основе.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дошкольные образовательные учреждения
(на конец года)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число дошкольных образовательных учреждений, единиц
|
435
|
437
|
440
|
444
|
444
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в городах и поселках городского типа
|
244
|
246
|
248
|
250
|
249
|
в сельской местности
|
191
|
191
|
192
|
194
|
195
|
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. человек
|
52,2
|
53,9
|
55,5
|
58,4
|
61,1
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в городах и поселках городского типа
|
43,2
|
44,8
|
46,2
|
48,6
|
50,8
|
в сельской местности
|
9,0
|
9,1
|
9,3
|
9,8
|
10,3
|
Распределение дошкольных учреждений по назначению1
(на конец года)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Число учреждений
|
Детские сады
|
214
|
191
|
189
|
188
|
198
|
Детские сады для детей раннего возраста
|
-
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей
|
117
|
132
|
143
|
141
|
138
|
Детские сады компенсирующего вида
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
Детские сады присмотра и оздоровления
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
Детские сады комбинированного вида
|
81
|
78
|
74
|
79
|
77
|
Центры развития ребенка – детские сады
|
7
|
7
|
9
|
9
|
9
|
|
Численность детей в них, человек
|
Детские сады
|
12810
|
11530
|
11335
|
12753
|
14585
|
Детские сады для детей раннего возраста
|
-
|
55
|
59
|
-
|
141
|
Детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей
|
18870
|
22019
|
23730
|
24234
|
24688
|
Детские сады компенсирующего вида
|
270
|
270
|
263
|
237
|
168
|
Детские сады присмотра и оздоровления
|
40
|
44
|
86
|
87
|
-
|
Детские сады комбинированного вида
|
18504
|
17645
|
16809
|
17682
|
17819
|
Центры развития ребенка – детские сады
|
1743
|
1743
|
2428
|
2486
|
2522
|
1 Без дошкольных учреждений, находящихся на капитальном ремонте.
Группы кратковременного пребывания детей
в дошкольных образовательных учреждениях
(на конец года)
|
2011
|
2012
|
Число групп кратковременного пребывания детей
|
129
|
155
|
Численность детей, посещающих группы кратковременного пребывания детей, человек
|
2985
|
3467
|
Дома ребёнка
(на конец года)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число домов ребенка
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
В них детей, человек
|
345
|
349
|
349
|
307
|
293
|
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Число государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждений
(на начало учебного года)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
Число общеобразовательных учреждений
|
450
|
439
|
429
|
416
|
414
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в городах и поселках городского типа
|
235
|
230
|
224
|
209
|
206
|
в сельской местности
|
215
|
209
|
205
|
207
|
208
|
Из общего числа учреждений:
|
|
|
|
|
|
общеобразовательные учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
|
425
|
417
|
409
|
401
|
401
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в городах и поселках городского типа
|
214
|
212
|
208
|
198
|
197
|
в сельской местности
|
211
|
205
|
201
|
203
|
204
|
вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения
|
25
|
22
|
20
|
15
|
13
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в городах и поселках городского типа
|
21
|
18
|
16
|
11
|
9
|
в сельской местности
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
На начало 2012/13 учебного года в Хабаровском крае работали 11 государственных и муниципальных гимназий (9137 обучающихся) и 11 государственных и муниципальных лицеев (6962 обучающихся).
Численность обучающихся и учителей в государственных
и муниципальных общеобразовательных учреждениях
(на начало учебного года, человек)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях
|
130918
|
129755
|
130149
|
130807
|
124509
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в городах и поселках городского типа
|
103306
|
103230
|
104252
|
104777
|
99784
|
в сельской местности
|
27612
|
26525
|
25897
|
26030
|
24725
|
Из них численность обучающихся:
|
|
|
|
|
|
общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
|
126412
|
125449
|
125900
|
127054
|
121403
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в городах и поселках городского типа
|
100176
|
99949
|
100970
|
101954
|
97422
|
в сельской местности
|
26236
|
25500
|
24930
|
25100
|
23981
|
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, включая обучавшихся заочно
|
4506
|
4306
|
4249
|
3753
|
3106
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в городах и поселках городского типа
|
3130
|
3281
|
3282
|
2823
|
2362
|
в сельской местности
|
1376
|
1025
|
967
|
930
|
744
|
Численность учителей
|
10799
|
9272
|
9012
|
8905
|
8876
|
Численность обучающихся государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений) по группам классов1
(на начало учебного года, тысяч человек)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
|
Всего
|
Численность обучающихся - всего
|
126,4
|
125,4
|
125,9
|
127,0
|
127,6
|
в том числе в классах:
|
|
|
|
|
|
1-4
|
44,5
|
45,7
|
49,6
|
52,3
|
54,1
|
5-9
|
57,6
|
56,9
|
56,0
|
54,4
|
54,7
|
10-11(12)
|
14,6
|
13,1
|
14,0
|
14,2
|
12,7
|
|
В городах и поселках городского типа
|
Численность обучающихся - всего
|
100,2
|
99,9
|
101,0
|
102,0
|
103,0
|
в том числе в классах:
|
|
|
|
|
|
1-4
|
35,8
|
36,9
|
39,6
|
41,7
|
43,4
|
5-9
|
46,3
|
46,3
|
44,7
|
43,2
|
43,6
|
10-11(12)
|
11,7
|
10,3
|
11,3
|
11,6
|
10,4
|
|
В сельской местности
|
Численность обучающихся - всего
|
26,2
|
25,5
|
24,9
|
25,1
|
24,6
|
в том числе в классах:
|
|
|
|
|
|
1-4
|
8,7
|
8,8
|
10,0
|
10,6
|
10,6
|
5-9
|
11,3
|
10,6
|
11,3
|
11,2
|
11,1
|
10-11(12)
|
2,9
|
2,8
|
2,7
|
2,6
|
2,2
|
1 Без обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В 2012/13 учебном году средняя наполняемость в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) в 1-4 классах составила 21 человек, в 5-9 классах – 20 человек, в 10-11 (12) классах – 18 человек.
Выпуск обучающихся общеобразовательными учреждениями
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Государственные и муниципальные
учреждения (без вечерних (сменных)
учреждений)
|
Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании
|
11765
|
11125
|
12975
|
11973
|
11023
|
Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании
|
9721
|
7294
|
6510
|
5807
|
7176
|
|
Негосударственные учреждения
|
Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании
|
50
|
21
|
42
|
68
|
49
|
Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании
|
50
|
18
|
23
|
105
|
61
|
|
Государственные и муниципальные вечерние (сменные) учреждения
|
Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании, человек
|
497
|
396
|
354
|
291
|
284
|
Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, человек
|
1086
|
817
|
767
|
578
|
564
|
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные учреждения
начального профессионального образования
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число образовательных учреждений
|
29
|
25
|
22
|
22
|
16
|
Численность обучающихся1, человек
|
12587
|
11424
|
10470
|
9635
|
8834
|
Принято на обучение1, человек
|
6434
|
6707
|
6004
|
5684
|
5302
|
Выпущено квалифицированных рабочих (служащих)1, человек
|
7983
|
6807
|
5679
|
5245
|
4761
|
1 С 2010 г. – включая обучающихся на договорной основе.
Распределение обучающихся за счет бюджета учредителя
в образовательных учреждениях начального
профессионального образования по полу и возрасту в 2012 году
|
Девушки
|
Юноши
|
Всего, человек
|
2656
|
4986
|
в том числе по возрастным группам, лет:
|
|
|
14 и младше
|
-
|
-
|
15
|
40
|
79
|
16
|
481
|
1048
|
17
|
717
|
1473
|
18
|
671
|
1275
|
19
|
294
|
475
|
20
|
194
|
283
|
21 год и старше
|
259
|
353
|
Выпуск квалифицированных рабочих и служащих образовательными
учреждениями начального профессионального образования
по профессиям1
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Выпуск - всего
|
7983
|
6807
|
5679
|
5245
|
4761
|
в том числе по профессиям:
|
|
|
|
|
|
промышленности
|
2572
|
2469
|
2181
|
2062
|
1777
|
сельского хозяйства
|
214
|
69
|
88
|
152
|
31
|
строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ
|
1822
|
1798
|
1855
|
1697
|
1526
|
транспорта
|
651
|
514
|
249
|
281
|
276
|
связи
|
30
|
16
|
3
|
19
|
38
|
общественного питания, торговли и производства пищевой продукции
|
1104
|
648
|
289
|
325
|
431
|
сферы обслуживания
|
206
|
80
|
67
|
63
|
41
|
общим для всех видов экономической деятельности
|
555
|
527
|
553
|
381
|
412
|
другим
|
829
|
686
|
394
|
265
|
229
|
1 С 2010 г. – включая обучающихся на договорной основе.
Электронные средства обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, шт.
|
493
|
687
|
687
|
612
|
478
|
из них:
|
|
|
|
|
|
в составе локальных вычислительных сетей
|
246
|
327
|
367
|
315
|
242
|
имеющие доступ к сети Интернет
|
27
|
94
|
85
|
158
|
153
|
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся, шт.
|
4
|
6
|
7
|
6
|
9
|
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные учреждения среднего профессионального образования
(на начало учебного года)
|
Число
учреждений
|
В них студентов – всего,
человек
|
в том числе обучавшихся на отделениях
|
очных
|
очно-заочных (вечерних)
|
заочных
|
экстернат
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения
среднего профессионального образования
|
2008/09
|
26
|
27190
|
18399
|
411
|
8180
|
200
|
2009/10
|
25
|
25308
|
16607
|
460
|
8037
|
204
|
2010/11
|
26
|
23542
|
15555
|
454
|
7340
|
193
|
2011/12
|
25
|
22764
|
15381
|
493
|
6734
|
156
|
2012/13
|
27
|
22221
|
15380
|
452
|
6291
|
98
|
|
Негосударственные образовательные учреждения
среднего профессионального образования
|
2008/09
|
2
|
210
|
84
|
-
|
118
|
8
|
2009/10
|
2
|
189
|
72
|
-
|
96
|
21
|
2010/11
|
2
|
159
|
56
|
-
|
66
|
37
|
2011/12
|
2
|
122
|
47
|
-
|
51
|
24
|
2012/13
|
2
|
161
|
71
|
-
|
38
|
52
|
На начало 2012/13 учебного года статус колледжа имели 11 государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в которых обучалось 7913 студентов (в 2011/12 учебном году - соответственно 11 колледжей, 7090 студентов).
На начало 2008/09 учебного года по системе целевой контрактной подготовки обучался 2141 студент образовательных учреждений среднего профессионального образования, на начало 2009/10 учебного года обучалось 1587 студентов, на начало 2010/11 учебного года – 1281, на начало 2011/12 учебного года – 1128, на начало 2012/13 учебного года – 984 студента.
Численность штатных преподавателей образовательных учреждений
среднего профессионального образования
(на начало учебного года, человек)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего профессионального образования
|
Численность преподавателей - всего
|
1400
|
1365
|
1165
|
1125
|
1179
|
в том числе с высшим профессиональным образованием
|
1351
|
1334
|
1138
|
1099
|
1158
|
|
Негосударственные
образовательные учреждения среднего профессионального образования
|
Численность преподавателей-
всего
|
…
|
…
|
7
|
6
|
5
|
в том числе с высшим профессиональным образованием
|
…
|
…
|
7
|
6
|
5
|
На начало 2012/13 учебного года среди штатных преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования ученую степень доктора наук имели 5 преподавателей, кандидата наук - 45 человек; ученое звание профессора имели 5 преподавателей, доцента – 34 человека.
Прием на обучение по программам
среднего профессионального образования по формам обучения
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего профессионального образования
|
Принято студентов – всего
|
8894
|
8177
|
7867
|
7653
|
7361
|
в том числе на отделения:
|
|
|
|
|
|
очные
|
6112
|
5478
|
5443
|
5390
|
5479
|
очно-заочные (вечерние)
|
102
|
139
|
148
|
156
|
100
|
заочные
|
2538
|
2419
|
2144
|
2006
|
1745
|
экстернат
|
142
|
141
|
132
|
101
|
37
|
|
Негосударственные
образовательные учреждения среднего профессионального образования
|
Принято студентов – всего
|
100
|
87
|
37
|
38
|
104
|
в том числе на отделения:
|
|
|
|
|
|
очные
|
47
|
24
|
15
|
13
|
39
|
очно-заочные (вечерние)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
заочные
|
45
|
53
|
-
|
12
|
13
|
экстернат
|
8
|
10
|
22
|
13
|
52
|
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием
государственными и муниципальными образовательными учреждениями
по группам специальностей
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Выпущено специалистов – всего
|
7848
|
7572
|
6860
|
5737
|
5018
|
в том числе по группам специальностей:
|
|
|
|
|
|
естественные науки
|
12
|
14
|
13
|
7
|
8
|
гуманитарные науки
|
747
|
755
|
753
|
627
|
528
|
образование и педагогика
|
303
|
189
|
177
|
177
|
131
|
здравоохранение
|
367
|
349
|
334
|
381
|
367
|
культура и искусство
|
121
|
123
|
109
|
104
|
89
|
экономика и управление
|
1754
|
1793
|
1486
|
1180
|
924
|
сфера обслуживания
|
267
|
258
|
252
|
239
|
217
|
сельское и рыбное хозяйство
|
32
|
13
|
11
|
-
|
-
|
геодезия и землеустройство
|
68
|
41
|
70
|
30
|
70
|
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
|
177
|
133
|
165
|
90
|
77
|
металлургия, машиностроение и материалообработка
|
340
|
343
|
321
|
186
|
222
|
авиационная и ракетно-космическая техника
|
34
|
38
|
35
|
39
|
22
|
морская техника
|
165
|
153
|
144
|
105
|
133
|
транспортные средства
|
1221
|
1220
|
1004
|
910
|
736
|
электронная техника, радиотехника, связь
|
387
|
328
|
327
|
265
|
243
|
автоматика и управление
|
85
|
36
|
53
|
58
|
46
|
информатика и вычислительная техника
|
666
|
722
|
588
|
453
|
385
|
воспроизводство и переработка лесных ресурсов
|
170
|
157
|
150
|
78
|
81
|
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
|
245
|
231
|
180
|
135
|
123
|
архитектура и строительство
|
638
|
593
|
579
|
568
|
476
|
безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
|
49
|
83
|
109
|
105
|
140
|
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием
негосударственными образовательными учреждениями
(человек)
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием
по формам обучения
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего профессионального образования
|
Выпущено специалистов – всего
|
7848
|
7572
|
6860
|
5737
|
5018
|
в том числе обучавшихся на отделениях:
|
|
|
|
|
|
очных
|
5221
|
5077
|
4409
|
3434
|
3138
|
очно-заочных (вечерних)
|
105
|
95
|
101
|
93
|
89
|
заочных
|
2369
|
2250
|
2248
|
2110
|
1740
|
экстернат
|
153
|
150
|
102
|
100
|
51
|
|
Негосударственные
образовательные учреждения среднего профессионального образования
|
Выпущено специалистов – всего
|
60
|
48
|
44
|
63
|
46
|
в том числе обучавшихся на отделениях:
|
|
|
|
|
|
очных
|
45
|
21
|
22
|
16
|
15
|
заочных
|
12
|
12
|
10
|
24
|
15
|
экстернат
|
3
|
15
|
12
|
23
|
16
|
По состоянию на 1 октября 2012 г. направления на работу получили 1,4 тыс. специалистов (61,1%), окончивших на бюджетной основе очные отделения государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Численность студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования, обучавшихся
с полным возмещением затрат на обучение (на начало учебного года)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
Численность студентов – всего, человек
|
27400
|
25497
|
23701
|
22886
|
22382
|
в том числе обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение
|
12988
|
11048
|
9206
|
8102
|
7726
|
в процентах от общей численности студентов
|
47,4
|
43,3
|
38,8
|
35,4
|
34,5
|
Электронные средства обучения в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях среднего профессионального
образования
(на начало учебного года, штук)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях
|
2086
|
2150
|
1933
|
2101
|
2759
|
из них:
|
|
|
|
|
|
в составе локальных вычислительных сетей
|
1566
|
1592
|
1695
|
1689
|
1947
|
имевшие доступ к сети Интернет
|
1260
|
1234
|
1332
|
1306
|
1726
|
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов
|
7,7
|
8,5
|
12,6
|
14,1
|
12,0
|
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные учреждения высшего профессионального образования
(на начало учебного года)
|
Число
образовательных
учреждений
|
В них студентов – всего,
человек
|
в том числе обучавшихся
на отделениях
|
очных
|
очно-заочных (вечерних)
|
заочных
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения
высшего профессионального образования
|
2008/09
|
11
|
83063
|
40897
|
692
|
41474
|
2009/10
|
11
|
83389
|
38688
|
882
|
43819
|
2010/11
|
11
|
80317
|
36216
|
890
|
43211
|
2011/12
|
11
|
75344
|
33824
|
798
|
40722
|
2012/13
|
10
|
69857
|
32364
|
636
|
36857
|
|
Негосударственные образовательные учреждения
высшего профессионального образования
|
2008/09
|
8
|
6307
|
1582
|
80
|
4645
|
2009/10
|
6
|
4999
|
1108
|
43
|
3848
|
2010/11
|
6
|
4179
|
657
|
42
|
3480
|
2011/12
|
5
|
3390
|
405
|
23
|
2962
|
2012/13
|
5
|
3225
|
319
|
12
|
2894
|
Численность профессорско-преподавательского персонала
образовательных учреждений высшего профессионального образования
(на начало учебного года, человек)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования
|
Численность профессорско-преподавательского персонала (штатный персонал) – всего
|
3979
|
3879
|
3696
|
3613
|
3474
|
в том числе имели:
|
|
|
|
|
|
ученую степень
|
|
|
|
|
|
доктора наук
|
326
|
326
|
298
|
320
|
323
|
кандидата наук
|
1871
|
1865
|
1810
|
1788
|
1764
|
ученое звание
|
|
|
|
|
|
профессора
|
269
|
256
|
222
|
234
|
229
|
доцента
|
1349
|
1321
|
1247
|
1322
|
1317
|
|
Негосударственные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования
|
Численность профессорско-преподавательского персонала (штатный персонал) – всего
|
148
|
148
|
114
|
90
|
81
|
в том числе имели:
|
|
|
|
|
|
ученую степень
|
|
|
|
|
|
доктора наук
|
7
|
7
|
3
|
3
|
3
|
кандидата наук
|
54
|
49
|
46
|
40
|
35
|
ученое звание
|
|
|
|
|
|
профессора
|
9
|
6
|
5
|
5
|
5
|
доцента
|
38
|
31
|
22
|
14
|
14
|
Прием на обучение по программам
высшего профессионального образования по формам обучения
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования
|
Принято студентов – всего
|
21116
|
19721
|
17532
|
14895
|
15850
|
в том числе на отделения:
|
|
|
|
|
|
очные
|
9023
|
8010
|
7157
|
7048
|
8187
|
очно-заочные (вечерние)
|
221
|
266
|
298
|
49
|
79
|
заочные
|
11872
|
11445
|
10077
|
7798
|
7584
|
|
Негосударственные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования
|
Принято студентов – всего
|
1346
|
971
|
577
|
521
|
634
|
в том числе на отделения:
|
|
|
|
|
|
очные
|
250
|
57
|
46
|
52
|
76
|
очно-заочные (вечерние)
|
4
|
2
|
5
|
7
|
-
|
заочные
|
1092
|
912
|
526
|
462
|
558
|
Конкурс на вступительных экзаменах
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования по группам специальностей
(на 100 мест подано заявлений о приеме)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Конкурс на вступительных экзаменах – всего
|
205
|
246
|
252
|
264
|
282
|
в том числе по программам подготовки специалиста:
|
|
|
|
|
|
гуманитарные науки
|
179
|
194
|
239
|
291
|
261
|
здравоохранение
|
168
|
202
|
259
|
255
|
538
|
культура и искусство
|
191
|
224
|
168
|
146
|
290
|
информационная безопасность
|
380
|
664
|
521
|
517
|
475
|
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
|
178
|
198
|
167
|
203
|
127
|
металлургия, машиностроение и материалообработка
|
190
|
196
|
173
|
338
|
343
|
авиационная, ракетно-космическая техника
|
121
|
114
|
168
|
165
|
142
|
морская техника
|
165
|
175
|
152
|
161
|
213
|
транспортные средства
|
183
|
171
|
192
|
324
|
347
|
геология разведка и разработка полезных ископаемых
|
332
|
251
|
183
|
144
|
228
|
химическая и биотехнологии
|
234
|
265
|
142
|
-
|
-
|
архитектура и строительство
|
186
|
218
|
221
|
400
|
452
|
безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
|
195
|
204
|
195
|
496
|
415
|
по программам бакалавриата и магистратуры
|
299
|
206
|
271
|
258
|
265
|
Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием
государственными и муниципальными
образовательными учреждениями высшего профессионального
образования по группам специальностей (человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Выпущено специалистов – всего
|
15583
|
16195
|
16581
|
15816
|
15706
|
в том числе по группам специальностей:
|
|
|
|
|
|
физико-математические науки
|
85
|
80
|
63
|
60
|
59
|
естественные науки
|
17
|
36
|
37
|
33
|
37
|
гуманитарные науки
|
2771
|
2762
|
2962
|
2804
|
3140
|
социальные науки
|
310
|
336
|
350
|
216
|
227
|
образование и педагогика
|
1438
|
1366
|
1334
|
1002
|
990
|
здравоохранение
|
499
|
436
|
438
|
407
|
356
|
культура и искусство
|
237
|
285
|
318
|
241
|
246
|
экономика и управление
|
5528
|
6133
|
6037
|
5956
|
5398
|
информационная безопасность
|
-
|
-
|
-
|
-
|
13
|
сфера обслуживания
|
249
|
193
|
163
|
160
|
178
|
геодезия и землеустройство
|
86
|
91
|
57
|
53
|
83
|
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
|
203
|
183
|
151
|
205
|
234
|
металлургия, машиностроение и материалообработка
|
246
|
247
|
293
|
276
|
182
|
авиационная, ракетно-космическая техника
|
80
|
55
|
64
|
52
|
42
|
морская техника
|
36
|
65
|
38
|
58
|
44
|
транспортные средства
|
1382
|
1321
|
1394
|
1430
|
1357
|
приборостроение и оптотехника
|
82
|
62
|
98
|
64
|
84
|
геология разведка и разработка полезных ископаемых
|
35
|
35
|
33
|
31
|
28
|
электронная техника, радиотехника, связь
|
362
|
397
|
289
|
266
|
287
|
автоматика и управление
|
71
|
50
|
26
|
42
|
66
|
информатика и вычислительная техника
|
197
|
194
|
189
|
152
|
133
|
химическая и биотехнологии
|
53
|
90
|
80
|
78
|
62
|
воспроизводство и переработка лесных ресурсов
|
122
|
138
|
108
|
102
|
76
|
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
|
14
|
31
|
37
|
79
|
71
|
строительство и архитектура
|
777
|
818
|
795
|
726
|
849
|
безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
|
178
|
192
|
211
|
177
|
226
|
по направлениям подготовки
|
525
|
599
|
1016
|
1146
|
1238
|
Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием
негосударственными образовательными учреждениями
высшего профессионального образования по группам специальностей
(человек)
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Выпущено специалистов – всего
|
1360
|
1401
|
1173
|
1038
|
767
|
в том числе по группам специальностей:
|
|
|
|
|
|
гуманитарные науки
|
431
|
421
|
331
|
240
|
192
|
экономика и управление
|
734
|
808
|
669
|
652
|
434
|
по направлениям подготовки
|
195
|
172
|
173
|
146
|
141
|
Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием
по формам обучения
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования
|
Выпущено специалистов – всего
|
15583
|
16195
|
16581
|
15816
|
15706
|
в том числе обучавшихся на отделениях:
|
|
|
|
|
|
очных
|
7218
|
7788
|
7488
|
7054
|
6880
|
очно-заочных (вечерних)
|
134
|
110
|
205
|
194
|
170
|
заочных
|
8231
|
8297
|
8888
|
8568
|
8656
|
|
Негосударственные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования
|
Выпущено специалистов – всего
|
1360
|
1401
|
1173
|
1038
|
767
|
в том числе обучавшихся на отделениях:
|
|
|
|
|
|
очных
|
399
|
368
|
321
|
184
|
136
|
очно-заочных (вечерних)
|
66
|
14
|
16
|
23
|
5
|
заочных
|
895
|
1019
|
836
|
831
|
626
|
По состоянию на 1 октября 2012 г. направления на работу получили 2,7 тыс. специалистов (71,0%), окончивших на бюджетной основе очные отделения государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Выпускники с высшим профессиональным образованием
по уровню полученных дипломов
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования
|
Выпущено специалистов – всего
|
15583
|
16195
|
16581
|
15816
|
15706
|
из них получили диплом:
|
|
|
|
|
|
о неполном высшем профессиональным образовании
|
33
|
121
|
54
|
28
|
40
|
бакалавра
|
457
|
497
|
923
|
943
|
923
|
специалиста с высшим профессиональным образованием
|
15025
|
15475
|
15511
|
14643
|
14428
|
магистра
|
68
|
102
|
93
|
202
|
315
|
|
Негосударственные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования
|
Выпущено специалистов – всего
|
1360
|
1401
|
1173
|
1038
|
767
|
из них получили диплом:
|
|
|
|
|
|
о неполном высшем профессиональным образовании
|
8
|
117
|
3
|
-
|
-
|
бакалавра
|
195
|
172
|
171
|
146
|
140
|
специалиста с высшим профессиональным образованием
|
1157
|
1112
|
997
|
892
|
626
|
магистра
|
-
|
-
|
2
|
-
|
1
|
Численность студентов образовательных учреждений
высшего профессионального образования, обучавшихся
с полным возмещением затрат на обучение (на начало учебного года)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
Численность студентов – всего, человек
|
89370
|
88388
|
84496
|
78734
|
73082
|
в том числе обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение
|
59807
|
58667
|
55977
|
51285
|
47377
|
в процентах от общей численности студентов
|
66,9
|
66,4
|
66,2
|
65,1
|
64,8
|
Электронные средства обучения в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования
(на начало учебного года, штук)
|
2008/09
|
2009/10
|
2010/11
|
2011/12
|
2012/13
|
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях
|
5716
|
5785
|
5938
|
6149
|
7981
|
из них:
|
|
|
|
|
|
в составе локальных вычислительных сетей
|
4756
|
4896
|
5371
|
5543
|
7315
|
имевшие доступ к сети Интернет
|
4269
|
4378
|
5009
|
5309
|
7322
|
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов
|
6,9
|
7,2
|
13,0
|
15,6
|
23,0
|
|