. Пояснительная записка к проекту Закона о поддержке МСП
Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей  
г. Хабаровск, ул. Истомина, 35
тел/факс: (4212) 42-05-70
E-mail: khkop@mail.kht.ru
Подробнее..

ДВОПП: 20 лет на страже интересов бизнеса.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Главная Круглые стол "Вопросы развития и поддержки МСП" Пояснительная записка к проекту Закона о поддержке МСП
Пояснительная записка к проекту Закона о поддержке МСП Печать E-mail

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Хабаровского края

«О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае и внесении изменений в некоторые  законодательные акты Хабаровского края»

Со вступлением в силу Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» изменились подходы к регулированию вопросов развития малого и среднего предпринимательства: наряду с малыми предприятиями предусматривается оказание государственной поддержки также и средним предприятиям, скорректированы полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области развития малых и средних предприятий, установлены новые критерии для определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства, подходы к определению категорий лиц, имеющих право на получение государственной поддержки и установлены формы государственной поддержки и т.д.

Принятие настоящего Федерального закона, а также ряда иных нормативных правовых актов последних лет, упрощающих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направлены на реализацию целей, поставленных Президентом РФ Д.А. Медведевым и Председателем Правительства РФ В.В. Путиным — активизация интереса к предпринимательству, увеличение количества активного населения страны, занятого с сфере предпринимательской деятельности, до 60-70%.

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства должна способствовать решению задачи количественного и качественного формирования налогооблагаемой базы, укреплению налоговой дисциплины, поступательного роста благосостояния жителей края, увеличения предложения рабочих мест, роста спроса на квалифицированную рабочую силу, позитивного изменения характера социального напряжения между экономическими группами населения края. Это, в свою очередь, требует согласованных с предпринимательскими сообществами, основанных на требованиях краевого закона управленческих действий органов государственного управления и местного самоуправления. Наряду с вышесказанным, поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, ее практические итоги прямо связаны с характером предлагаемых властью основ деловой культуры, развития инфраструктуры поддержки предпринимательства, особенно некоммерческого сектора в форме общественных объединений и отраслевых саморегулируемых организаций. В свою очередь, становление системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в крае находится в прямой зависимости от объема бюджетных и частных инвестиций. Поэтому успешное решение задачи развития малого и среднего предпринимательства в крае требует предлагаемого МОО «ДВОПП» краевого закона, к нормам которого вправе апеллировать субъекты предпринимательства, институты гражданского общества, руководствоваться власть края в управлении социально-экономическим развитием субъекта.

В 2009 году доходы консолидированного бюджета края составили 11,2 миллиарда рублей, что на 1, 7 миллиарда рублей больше, чем в 2008 году. При этом на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства законодательным органом было выделено около 85 миллионов рублей.

По данным Министерства экономического развития края, 1 рубль бюджетных инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства дополнительно увеличивает доход консолидированного бюджета края на 53 копейки, то есть рентабельность инвестиций составляет 53%. Таким образом, с случае применения в 2009 году положений настоящего проекта закона, в частности, статьи 20, устанавливающих финансирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 10% суммы налогов, сборов, штрафов и арендной платы, поступивших в консолидированный бюджет края от деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, бюджет увеличился бы в сравнении с 2008 годом не на 1,7 миллиарда, а на 22,4 миллиардов рублей.

Действовавший в крае Закон от 26.02.1996 г. №8 «О малом предпринимательстве в Хабаровском крае» утратил силу с 1 января 2008 года в связи с отменой Федерального закона от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Таким образом, в настоящее время в Хабаровском крае отсутствует нормативный правовой акт, определяющий дополнительные меры по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемые за счет средств бюджета края. Требуется урегулировать вопросы, которые в соответствии со ст. 10 и иными положениями Федерального закона №209-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, и по которым субъекты РФ могут осуществлять самостоятельное правовое регулирование.

Наличие в крае Постановления Правительства Хабаровского края от 23.07.2009 г. № 214-ПР «О краевой целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 – 2012 годы» не исключает необходимость принятия закона края, направленного на развитие малого и среднего предпринимательства. Краевая целевая программа выполняет целевую функцию, которая определена Федеральным законом, а именно, устанавливает перечень мероприятий, направленных на поддержку малых и средних предпринимателей с указанием объема и источников их финансирования.

Таким образом, в настоящее время возникла потребность принять новый закон края.

Несмотря на изложенное выше, в адрес МОО «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей» было направлено заключение Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, согласно которому принятие предложенного проекта закона невозможно по причине отсутствия правомочий субъектов Российской Федерации по принятию отдельных законов в области развития предпринимательства. Между тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Из содержания указанной нормы усматривается, что позиция Министерства экономического развития противоречит действующему законодательству.

Ряд утверждений Юридической службы аппарата Законодательной Думы Хабаровского края о противоречии отдельных положений проекта закона края Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» также не основаны на законе.

Предметом правового регулирования представленного на рассмотрение Законодательной Думы края проекта закона являются отношения, возникающие между органами государственной власти Хабаровского края, органами муниципального самоуправления, юридическими и физическими лицами, некоммерческими предпринимательскими организациями, представляющими их законные интересы, по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В законопроекте основные понятия применяются в значениях, установленных Федеральным законом (статья 1 проекта закона).

Кроме того, проектом закона в дополнение к Федеральному закону определяется и ряд иных понятий применительно к развитию субъектов малого и среднего предпринимательства на территории конкретного субъекта РФ — Хабаровского края.

Проект закона предусматривает установление основных целей государственной и муниципальной политики края в области развития малого и среднего предпринимательства (ст. 2 проекта закона). Федеральный закон установил в составе полномочий органов государственной власти РФ полномочие по формированию и осуществлению государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, к полномочиям субъектов РФ отнесено участие в осуществлении этой политики. Вместе с тем, политика в области развития малого и среднего предпринимательства является составной частью социально-экономической политики (ст.6 Федерального закона). Таким образом, предполагается, что в крае будет формироваться и реализовываться краевая политика в области развития малого и среднего предпринимательства, направленная на реализацию государственной политики в этой сфере.

В качестве основных целей государственной политики края в области развития малого и среднего предпринимательства предлагается установить создание благоприятных условий для опережающего социально-экономического развития Хабаровского края, путем увеличения доли малого и среднего предпринимательства в объеме валового регионального продукта, в налоговых доходах консолидированного бюджета края, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в образовании, здравоохранении и других социальных отраслях, обеспечение занятости населения Хабаровского края и развитие самозанятости. Определение критериев достижения целей государственной и муниципальной политики края позволит производить публичную оценку достижения заявленных целей органами государственной власти края.

Статьи 4-5 проекта закона закрепляют элементы системы институтов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, полномочия Законодательной Думы края, представительных органов муниципальных образований, Правительства края, уполномоченных и иных функциональных органов муниципальных образований, координационных ли совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы малого и среднего предпринимательства, коммерческих и некоммерческих организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Предусмотрена возможность делегирования части полномочий органов исполнительной власти края на муниципальный уровень, а также полномочий исполнительных органов края и муниципальных образований некоммерческим организациям, выражающим интересы субъектов малого и среднего предпринимательства или образующим инфраструктуру их поддержки.

Согласно положениям статьи 5 проекта закона к полномочиям органов власти муниципальных образований отнесена реализация краевых, межмуниципальных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Финансирование данных программ осуществляется в том числе и за счет бюджета Хабаровского края. Таким образом, дополнительные финансовые вливания в муниципальный бюджет позволят стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства на территории каждого конкретного муниципального образования, что в свою очередь, приведет к увеличению налоговых поступлений.

Статьей 15 Федерального закона дается понятие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также виды организаций, её образующих. Проектом краевого закона данный перечень расширен, кроме организаций, поименованных в федеральном законодательстве, предлагается участие финансовых агентств, торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей, специализированных организаций для размещения государственных и муниципальных заказов и прочих.

Основным механизмом реализации государственной и муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, будут являться, как это предусмотрено и Федеральным законом, федеральные краевые и муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства в крае, которые могут разрабатываться и в виде целевых программ (статья 10 проекта закона).

Наряду с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства достижение целей государственной политики края в данной области будет осуществляться путем:

- создания координационных и совещательных органов (статья 7 проекта закона);

- обеспечения участия в работе совещательного органа некоммерческих организаций, выражающих интересы малого и среднего предпринимательства и образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Главой 3 проекта закона установлены основные направления создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Хабаровском крае, такие как совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в краевой и муниципальные бюджеты, использование специальных налоговых режимов и установление льготных ставок арендной платы, привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в размещении государственного заказа Хабаровского края и муниципальных заказов, и др..

Согласно нормам Федерального закона № 209-ФЗ проектом краевого закона устанавливается порядок предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также виды и формы такой поддержки.

Следует отметить, что статьей 19 проекта закона предусмотрено изменение положений Закона Хабаровского края от 17.12.2008г. № 223 «О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере отношений, возникающих в связи с отчуждением из краевой государственной собственности или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» в части установленного срока рассрочки выкупаемого недвижимого имущества и его предельной площади.

Наряду с вышеизложенным, проект закона предусматривает и внесение изменений в ряд законодательных актов края, в частности:

Закон Хабаровского края «О бюджете Хабаровского края» на 2010 — 2013 годы с целью увеличения финансирования Краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - 2012 годы», строительства ряда объектов, включенных в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

Кодекс Хабаровского края «Об административной ответственности» с целью установления ответственности за неисполнение настоящего Закона;

Законодательство края о налогах и сборах для снижения ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков, получивших пособие на открытие бизнеса.

 

На правах рекламы

Опрос

Собираетесь ли вы заниматься бизнесом/предпринимательской деятельностью в этом году?
 

Новые Публикации

Уважаемые посетители сайта «Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей» Вы можете написать нам с помощью расположенной ниже формы обратной связи:

Ваши контакты:

Текст сообщения:

ДВ новости

Главные новости

1993 - 2024 © Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей
680000, г. Хабаровск, ул. Истомина, 35
тел/факс: (4212) 42-05-70 Приемная, E-mail: khkop@mail.kht.ru
Авторизация | Администрирование
Создание, обcлуживание сайтов и реклама в Интернете - группа компаний "Рэдлайн" »
  Яндекс.Метрика