Интервью Е. Шулепова корреспонденту газеты "Приамурские ведомости", 28 октября 2015г. Печать

"Приамурские ведомости", №№82-83 (7963-7964)

28 октября 2015 года

Евгений Шулепов: «Экономическое развитие страны, региона возможно лишь при условии опережающей социализации населения, превращение его в зрелое гражданское общество»

 

Время — не остановить. Окружающий нас мир постоянно находится в развитии: нарождается новое, набирают силу и опыт зрелые индивидумы и сообщества, отмирает старое. Так и Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, которому в этом году исполнилось 22 года, возмужало и вступило в пору, когда надо нести ответственность за принятые решения. Наш корреспондент расспросил председателя правления ДВОПП Евгения Шулепова об итогах работы объединения за прошедший год, о том, как налажено взаимодействие с краевыми и муниципальными органами власти, с федеральными и региональными надзорными структурами. А также о том, какие проблемы пришлось решать за прошедший период, каких высот удалось достичь, и какие преграды еще предстоит преодолеть.

— Классик отечественной литературы утверждал: вся жизнь — борьба, покой нам только снится! Применительно к сегодняшним реалиям, Евгений Николаевич, с какими вызовами приходиться сталкиваться, отстаивая свои интересы, предпринимательскому сообществу нашего региона?

— Взять, к примеру, последний случай, когда член объединения, группа бизнесменов обратились в правление за поддержкой по устранению транспортной блокады их предпринимательской деятельности в торговом центре «Универсам» г. Хабаровска. Мы использовали все доступные меры воздействия на власть предержащих, добиваясь исправления допущенной ошибки.

Также мы вправе считать объединение сопричастным в изменениях сроков предоставления земельных участков под строительство объектов. Проблема, которая декларировалась чиновниками, однако не находила решения больше семи лет. Последний круглый стол администрации, думы и делового сообщества краевой столицы дал надежду застройщикам, что вместо красного, будет чаще гореть зеленый свет в предоставлении земельных участков под строительство жилья и производственных объектов.

К тому же ДВОПП причастна к изменениям, внесенным в 294 федеральный закон о порядке плановых проверок субъектов предпринимательства. Мы стали непосредственным инициатором законов об амнистии капиталов, в предоставлении субъектам федерации права снижать фискальное бремя малому бизнесу. Инициировали обсуждение экспертами морально устаревшего барьера, каким является норма о так называемом районном и дальневосточном коэффициенте и дополнительных днях отпуска.

Напомню, последние десять лет мы настойчиво обращали внимание федералов на антиделовую деятельность фирм-однодневок, шабашников, бомбил всяческих мастей. Государство и здесь пытается навести порядок. Правда, пока безуспешно. Губернатор Вячеслав Шпорт поручил властям края принять решительные меры по уплате налогов так называемых самозанятых трудящихся, которыми официально считаются 44 тысячи человек, а неофициально около 200 тысяч.

Получает реальные очертания режим территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), система привлечения инвестиций в регионы ДФО. В решении этой задачи очевидный вклад внесли члены ДВОПП, вовлеченные в данный процесс, это Сергей Степанов, Александр Тишутин, Игорь Востриков, Петр Дрожчаный.

— Качество государственного управления и местного самоуправления, зрелость организаций делового сообщества можно определить по тому, является ли наш регион привлекательным для инвесторов?

— Прежде надо научиться любить своего инвестора, крупный сам прибежит. Во-вторых, конкурентоспособная ,инвестиционно-привлекательная экономика – следствие упорного профессионального труда общины людей. Убедить, заставить нас так жить - наипервейшая задача власти. В национальном рейтинге по состоянию инвестклимата Хабаровский край оказался на 64 месте, попустив вперед Камчатский, Приморский края, Саха-Якутию. Так трудимся.

Что мешает привлечению инвестиционного капитала на наши рынки? Одна из причин — наши предложения в устройстве благоприятного делового климата не находят отклика у властных структур. Будь это модернизация института налогового агента, 44 федерального закона о госзакупках и 223-ФЗ о закупках компаний с государственным участием компаний-монополистов, в сферах рынка сбыта.

— Импортозамещение. Актуальность данной темы для российской экономики доказывать не надо. Как, по вашему мнению, предстоит решать данную проблему на отечественных бизнес-площадках?

— По индексу экономической свободы российская промышленность устойчиво находится в середине второй сотни стран мира. В таких условиях ускоренно решить задачу импортозамещения нельзя по определению. Мы, как только услышали, что Правительство РФ готовит план антикризисных мероприятий, направили предложение о регулярной ревизии правового пространства с целью дебюрократизировать деятельность субъектов предпринимательства. Затем ознакомились с утвержденным антикризисным планом, показавшим, что ни наука, ни политический класс страны не знают причин деиндустриализации отечественного хозяйства. По-моему, это закономерное следствие патронатных проектов социального государства, которому отказано в доверии.

Не так давно, в рамках конкурсов ДВОПП мы присвоили звание «Тормоз бизнеса» Центральному банку России. Это заведение, в первую очередь, отличилось, зачищая коммерческие банки. Начиная с 2010 года, благодаря его деятельности, число кредитных организаций сократилось на треть. Данный регулятор несет значительную долю ответственности за состояние фондового рынка, соответственно инвестклимата в стране.

— Назовите, пожалуйста, конкретные примеры по защите делового климата в нашем крае?

— Объединение публично заявило «нет» фискальным новациям региональных властей по вводу налогов на имущество, определяемого по кадастровой оценке (как пробный шар) на торговые центры площадью более 2000 кв. м. При этом разделяем озабоченность чиновников фактами махрового нигилизма в этой сфере торговли. По опыту знаем о субъективности кадастровой стоимости.

Также мы поддерживаем позицию коллег, призывающих сократить расходы потребителей бюджетов разных уровней. Это и станет началом реального расширения экономической свободы предприимчивых жителей региона.

Подчеркну, деловое сообщество с воодушевлением и большой надеждой восприняло обещание Президента РФ В. Путина помочь в расширении экономической свободы, разбюрократизации деловой активности населения и предпринимательской деятельности. ДВОПП с момента образования в каждом обращении в Кремль, Правительство РФ ставили данные проблемы на приоритетное место. Однако на практике нам навязывают тысячи новых экономически обременительных, в сущности, запретительных норм по всему кругу элементов и составных частей производственных отношений, обязательное выполнение которых требует от бизнеса дополнительных непроизводственных издержек.

— Как вы считаете, кому все-таки выгодно ограничение экономических свобод, обюрокрачивание предпринимательской деятельности?

— По-моему, в обюрокрачивании экономических свобод заинтересовано столичное сообщество, приватизировавшее правовую, управленческую, ресурсную, коммуникационную и прочие виды ренты. Обратной стороной сверхцентрализации управления социальным государством стало образование класса рантье, которое практикует вывод капитала в оффшорную юрисдикцию. Они ни на шаг не отступят от сверх централизации госуправления, от нынешнего уровня обюрокрачивания экономических свобод. Подтверждением тому малое число участников, заявивших о своем участии в региональных ТОРах, с беспрецедентными преференциями.

Что делать? Необходимо оставить за центром основные функции государства. Оборону и образование, стратегическое планирование. В остальном — монополию на правильность действий передать гражданскому обществу регионов. Но и это не станет лекарством кризиса, пока не институализировано правило — предпринимательство на местах должно самоорганизовываться в деловое сообщество.

— Завершился первый Восточный экономический форум, в работе которого вы принимали участие. Поделитесь вашими впечатлениями о его итогах?

— Прежде всего это революционная перемена: изменилось отношения федеральной власти к российской дальневосточной окраине. Подобного не наблюдалось за предыдущую четверть века. Не было счастья, да несчастье помогло. Имею в виду санкции, экономический кризис. Вместе с этим, экономическое развитие страны, региона возможно лишь при условии опережающей социализации населения, превращение его в зрелое гражданское общество, в котором формируются взаимное доверие граждан к их экономическим организациям, единство целей бизнеса, власти и общества. Однако, об этом фундаменте экономического устройства форум умолчал. При том, что его организаторы и участники не могли забыть аксиому Владимира Путина, что без зрелого гражданского общества нельзя построить современную экономику.

Сегодня предпринимательство Дальнего Востока, к сожалению, разобщено, по-деловому декоммуникативно. Организации гражданского общества — кто в лес, кто по дрова. Нет единого взгляда, что делать с возрастающей субкультурой иждивенчества, подрывающей базисные ценности труда. В целях оздоровления экономики, будь моя воля, ограничил бы право государства банкротить экономические объединения раждан. Распределил бремя ответственности налогового агента казны на максимально большее число доходополучателей – объектов экономики страны.  Презентованная Президентом России воля руководства страны в отношении Дальнего Востока, надеемся, принесет искомые результаты. Для этого необходимо, во-первых, стимулирование модернизации предпринимательства в зрелое сообщество. Во-вторых, принятие закона о принципах корпоративной этики ДФО. В-третьих, установить правовое ограничение трансфертного ценообразования. И последнее: самозанятого дальневосточника закон не освобождает от уплаты подоходного налога.

Также мы предлагаем: преференции резидентам ТОРов следует распространить на все составные части дальневосточного предпринимательства. Признать экономическое пространство Дальнего Востока свободной экономической зоной. Хоть по китайскому или сингапурскому образцу.

И еще, ДВОПП добилось внесения в краевой закон о развитии малого и среднего предпринимательства положения об институте деловой репутации. Осталось убедить правительство и законодательную думу региона принять нормативный акт, регулирующий практику правоприменения этого института. Определить субъекта характеристики деловой репутации. Правление ДВОПП внесло свои предложения.

Игорь СМАГЕР.