Об экономической ситуации, сложившейся вокруг независимых розничных продавцов автомобильного топлива Печать

Президенту

Российской Федерации

господину В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!


Направляем в Ваш адрес резолюцию собрания представителей собственников независимых АЗС и нефтебаз Приморского края, принятую на выездном заседании Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей в г. Уссурийске 11 ноября 2014 г.

В межрегиональную общественную организацию «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей» поступают обращения предпринимателей Дальнего востока и Приморского края по поводу экономической ситуации, сложившейся вокруг независимых розничных продавцов автомобильного топлива. Суть настоящего обращения в том, что независимые АЗС поставлены на грань выживания в условиях недобросовестной конкуренции со стороны госкомпаний и, как нам представляется, решение этого вопроса не находится в компетенции антимонопольной службы.

Обращаемся к Вам как к Гаранту Конституции РФ, статья 34 часть 2 которой гласит, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Действительное же положение дел не имеет ничего общего с декларируемыми правительством, приоритетами развития малого и среднего бизнеса, закрепления населения и развития экономики на территории Дальнего Востока, улучшения делового и инвестиционного климата в отдаленных регионах Российской Федерации.


 

Как известно, основная часть нефти в нашей стране добывается несколькими вертикально интегрированными компаниями, которые владеют мощностями и по добыче нефти, и по ее переработке, и по сбыту топлива, в том числе и розничными сетями. Рынок  сложился таким образом, что на Дальнем востоке из таких компаний представлены ОАО «Роснефть» и ее дочернее подразделением ООО «РН-Востокнефтепродукт» и НК «Альянс», которая подконтрольна Независимой нефтегазовой компании, которой управляет бывший топ-менеджер «Роснефти» Эдуард Худайнатов.

Мы приветствуем деятельность компании «Роснефть» по продвижению своих проектов на Дальнем востоке, и ожидаем, что она станет локомотивом развития нефтехимической отрасли и образцом для подражания в добросовестной конкуренции, но пока приходится констатировать, что это не так в вопросе оптовой и розничной торговли топливом.

Еще несколько лет назад независимые розничные сети АЗС имели возможность приобретать топливо напрямую на заводах или на бирже в Москве, где в результате прозрачных рыночных механизмов независимыми АЗС закупался качественный товар в необходимых каждому объемах по справедливой цене.

Начиная с ноября 2012 года, сколько-нибудь адекватный потребностям независимых сетей объем нефтепродуктов  стало возможным приобрести исключительно на «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже». Главная проблема на сегодняшний день заключается в том, что на СПбМТСБ продается всего 5% производимых в стране объемов светлых и темных нефтепродуктов. Годом ранее данная цифра была 15%.  Снижение продаваемых объемов было пролоббировано вертикально интегрированными компаниями для увеличения продаж через собственные сбытовые предприятия в регионах. И это не смотря на то, что доля независимых розничных продавцов составляет 44% на территории России, а доля мелкооптовой торговли достигает 56%. Продавая мизерный объем на бирже, монополисты, которые контролируют и производство и биржу (Совет директоров СПбМТСБ возглавляет Игорь Иванович Сечин - Президент, Председатель Правления ОАО «НК «Роснефть»), тем самым спекулятивно разгоняют цены, а затем,  ссылаясь на  биржевые индексы, продают недостающие объемы топлива независимым участникам рынка через свои сбытовые подразделения.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда розничная цена  на АЗС «Роснефть» дешевле, чем оптовая цена, которую сбытовое подразделение «Роснефть» выставляет независимой сети АЗС. Приведем пример.  Розничная цена самого популярного бензина АИ 92 в сети АЗС «Роснефть»  в Приморском крае 30 октября 2014 года была 34,80 руб. за литр,   а оптовая цена того же бензина для независимой сети  -  34,90 руб. Чтобы покрыть затраты на содержание АЗС  независимые сети вынуждены назначать розничную цену на два, три рубля выше,  и как следствие этого, теряют доходность, конкурентоспособность и обречены на банкротство.

Более того компании-монополисты могут позволить себе  торговать на собственной сети с отрицательной доходностью. Известно, что нефтяная компания, управляющая ценовой политикой от скважины до пистолета, может формировать прибыль на любом этапе прохождения товара – в крупном опте, мелком опте или рознице. В нынешних реалиях вертикально интегрированные компании формируют прибыль в крупном опте, а их собственные АЗС торгуют в убыток, что освобождает их от уплаты НДС и  налога на прибыль в федеральные и региональные бюджеты.

Другая возможность ограничить объемы сбыта для независимых сетей, не в ущерб собственным - это системные сбои в работе нефтеперерабатывающих заводов, которые на Дальнем востоке входят в структуру тех же ОАО «Роснефть» и НК «Альянс». После регулярных  временных остановок на ремонт или после аварий (например, пожара Ачинского НПЗ в 2014 году) цены на топливо на Дальнем Востоке регулярно растут, хотя мощностей действующих заводов достаточно, чтобы обеспечивать всех игроков рынка без искусственно созданного для них дефицита. Оправдывая непрозрачную структуру работы компании, просчеты в логистике, забюрократизированность управления, менеджеры монополистов объясняют недопоставки топлива отсутствием долгосрочных договоров с независимыми АЗС или заявок на поставку, но это не так. С договорами как раз все в порядке, а заявки подаются за 45 дней. Сама ситуация противоречит мировой практике. В других странах в связи с остановками НПЗ делают необходимые запасы, и стараются не допускать роста цен на топливо, так как любой рост цены сказывается на всех сферах производства, торговли и транспорта и неизбежно ведет к росту инфляции. У нас же ежегодно в осенний период на НПЗ попеременно проводится плановый ремонт, в результате чего образуется  искусственный дефицит нефтепродуктов.  При этом СМИ сообщают, что за последние 4-5 лет  в разы увеличилась добыча нефти и,  выросли объемы ее переработки.

Конкурентная среда необходима  как воздух. Любая заправка, а тем более сеть заправок – это, прежде всего, создание рабочих мест и инвестиции в экономику (обеспечение заказами   строителей, дорожников, производителей оборудования). Построить одну станцию стоит от 30 до 100 млн. рублей.  В большинстве случаев современный автозаправочный комплекс – это инфраструктура с благоустроенными территориями, кафе, магазинами, сферой услуг. В ситуации, когда АЗС вынуждены торговать в убыток, их владельцы задаются вопросом, а нужен ли им такой бизнес? Независимые участники, которые, не станут опускаться до продажи суррогата через свои АЗС (чтобы держать конкурентные цены), уйдут с рынка, сознание прочих будут определять условия выживания. Смогут ли госкомпании обеспечить высокий уровень сервиса современной АЗС?  Нет. Примеров тому множество. Никогда монополии, а тем более государственные не смогут обеспечить развитие высокого уровня сервиса и конкурентно способной  среды в сфере услуг. О динамике цен говорить не приходится.

Нам представляется, что последствиями вероятного закрытия независимых розничных сетей АЗС для Дальнего Востока, который имеет большие расстояния между городами, незначительное население, меньшую долю малого бизнеса в структуре ВВП, будут экономические и имидживые потери.

Потенциальные инвесторы в другие отрасли экономики Дальнего Востока зададут резонный вопрос, а нужно ли им вкладываться во что то, если лет через пятнадцать их раздавит какой-нибудь монополист? Вероятное закрытие независимых АЗС приведет  к потере региональных и местных налогов, сокращению тысяч рабочих мест, отразится на работе смежных предприятий.

Собрание предложило:

1. Ускорить принятие антимонопольного закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации»,  проект которого от 2012 года  до сих пор находится на согласовании в заинтересованных министерствах РФ.

2. Обеспечить независимым участникам рынка и сбытовым подразделениям ВИНК равные условия приобретения топлива на товарной бирже, что позволит формировать конкурентные цены.

3. Увеличить объем реализации, выпускаемой нефтяными госкомпаниями продукции  через биржу, в размере не менее 60%.

4. Установить фиксированный процент наценки независимым розничным сетям не менее 15%.

Надеемся на Ваше личное содействие в скорейшем принятии Закона, и верим, что Глава государства может повлиять на организацию работы государственных компаний. Это обеспечит равноправный и не дискриминационный доступ к ресурсам страны всех участников рынка позволит сформировать конкурентную среду, что обеспечит высокий уровень качества обслуживания, сервиса и достойный уровень жизни всех ее граждан.

Обращение (протокол прилагается) принято единогласно тридцатью голосами на общем собрании представителей собственников независимых АЗС и нефтебаз Приморского края.



По поручению собрания

независимых АЗС Приморского края,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДВОПП                                                                                                    Е.Н. Шулепов

17.11.2014г.



ПРОТОКОЛ

Собрания представителей собственников независимых АЗС и нефтебаз Приморского края

 

11 ноября 2014 г.                                                                                              г. Уссурийск

14.00 часов                                                                                   ул.  Ленина, 101, ауд. 111

Присутствовали: 30   чел:

Представители собственников независимых АЗС и нефтебаз Приморского края:

  1. Байдин Виктор Герасимович (ООО «Аврора Навигатор»),
  2. Белов Андрей Николаевич, общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае в г. Уссурийске
  3. Богомолов Александр Александрович (ИП Богомолов Александр Александрович),
  4. Боровик Василий Александрович (ООО «Комплект-Сервис»),
  5. Гамова Людмила Анатольевна (ИП Редин Александр Викторович),
  6. Дуч Максим Викторович (ООО «Октант»),
  7. Золотенков Валерий Анатольевич, руководитель ООО "Раздольненская нефтяная компания".
  8. Каменева Светлана Владимировна (ИП Редин Александр Викторович),
  9. Корытовская Анна Олеговна (ООО «АльфаВладОйл»),

10. Макаров Игорь Николаевич (ИП Стояновский),

11. Матузный Сергей Николаевич (АЗС «НК Уссури»),

12. Миронова Ирина Владимировна (ИП Миронова Ирина Владимировна),

13. Недбай Александр Сергеевич (ООО «Дальнефтепродукт»),

14. Пензин Андрей Андреевич (ООО «Восток-Нефть»)

15. Прокопец Павел Владимирович (ИП Прокопец Павел Владимирович),

16. Савельев Алексей Николаевич (ООО «КИК» Консалтинг»),

17. Суриков Станислав Анатольевич (ООО «Бэст Пасифик Бункер»),

18. Устенко Николай Михайлович (ИП Устенко Николай Михайлович),

19. Чирсков Владимир Вячеславович (ООО «Комплект-Сервис»),

20. Чубко Юрий Вадимович (ООО «УссурНефтеПродукт»),

21. Шаповал Виктория Владимировна (ООО «Сервис Порт»),

22. Шуть Андрей Иванович (ООО «Бином-Т»),

23. Якунин Александр Степанович (ИП Якунин Александр Степанович)

Представители органов власти Уссурийского городского округа:

  1. Селезнева Виктория Михайловна, зам. начальника отдела прогнозирования развития территории и предпринимательства управления экономического развития администрации Уссурийского городского округа
  2. Сидоренко Александр Петрович, заместитель председателя Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при главе Уссурийского городского округа

Представители органов власти Приморского края:

  1. Шемилина Марина Анатольевна, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае
  2. Елгунов Вячеслав Александрович, помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае

Представители общественных организаций Дальнего Востока и Приморского края:

  1. Гуменюк Виталий Васильевич, председатель Приморского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Опора России»
  2. Гуменюк Лариса Борисовна, помощник председателя Приморского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Опора России»
  3. Шулепов Евгений Николаевич Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей

 

Представители средств массовой информации Приморского края:

  1. Денисова Алина, «Дейта.ру» (корреспондент)
  2. Гончарова Инна, «ОТВ – Прим» (корреспондент)
  3. Клименко Олег, газета «Золотой Рог» (редактор)
  4. Олейник Кристина, издательство «Комсомольская правда» (корреспондент)
  5. Лавренюк Александр, издательство «Комсомольская правда» (корреспондент)
  6. Лиманова Ольга, газета «Коммунар» (корреспондент)
  7. Комиссарова Наталья, издательство «Конкурент» (корреспондент)
  8. Прокопяк Дмитрий, Прима Медиа

.Слушали:

Информацию о ситуации, сложившейся на топливном рынке Приморского края:

  1. Шулепова Е.Н., Председателя Правления Дальневосточной организации промышленников и предпринимателей. О роли общественной организации ДВОПП по защите малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке России
  2. Чирскова В.В., директора ООО «Комплект-Сервис». О  ситуации на топливном рынке Приморского края и мерах, направленных на демонополизацию рынка. (Приложение 1)
  3. Чубко Ю.В., директора ООО «УссурНефтеПродукт».  О взаимодействии независимых АЗС со структурными подразделениями ВИНКов:  Конкурирующее партнерство или дискриминация и давление (Приложение 2)
  4. Корытовскую А.О., руководителя отдела маркетинга и рекламы ООО «АльфаВладОйл». О социальной стороне проблемы топливного кризиса (Приложение 3.)
  5. Гуменюка В.В., руководителя приморского регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России». О проектах Опоры России в Приморском крае и предложении по созданию профессиональной ассоциации топливозаправщиков и бункеровщиков.

В прениях выступили: Шулепов Е.Н.,  Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, Шемилина М.А., уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае, Гуменюк В.В., председатель Приморского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Опора России», Золотенков В.А., руководитель ООО "Раздольненская нефтяная компания".

Решили:

1. Принять за основу проект резолюции (Приложение 4) для подготовки обращений в адрес правительства России, иных органов исполнительной власти.

Проголосовали: «За» - единогласно, «против» - 0, воздержались – 0.

 

2. Дополнить резолюцию предложением о создании Дальневосточной топливной биржи для проведения сделок по приобретению автомобильного топлива для независимых АЗС Приморского края.

Проголосовали: «За» - 29 чел, «против» - 0, воздержались – 2 чел.

Слушали:

Предложение Гуменюка В.В., руководителя приморское регионального отделения «Опоры России» о создании отраслевой ассоциации – Дальневосточного топливного союза.

Решили:

1. Предложение о создании  Дальневосточного Топливного союза поддержать.

2. Сформировать рабочую группу по подготовке учредительных документов Дальневосточного Топливного Союза (ДВТС)  в составе: Чубко Ю.В., Чирскова В.В., Недбай А.С., Курбан Е.К.

3. Направить предложение о вступлении в Дальневосточный Топливный союз бункеровочным и транспортным компаниям Дальнего Востока, компаниям НК «Альянс», ОАО «НК «Роснефть

Проголосовали: «За» - единогласно, «против» - 0, воздержались – 0.

Председатель собрания                                                                Е.Н. Шулепов

Секретарь                                                                                        Д.М. Секачева

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выступление Чирскова В.В., директора ООО «Комплект-Сервис» о ситуации на топливном рынке Приморского края и мерах, направленных на демонополизацию рынка.

В межрегиональную общественную организацию «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей» поступают обращения предпринимателей Дальнего востока и Приморского края по поводу экономической ситуации, сложившейся вокруг независимых розничных продавцов автомобильного топлива. Суть настоящего обращения к Вам в том, что независимые АЗС поставлены на грань выживания в условиях недобросовестной конкуренции со стороны госкомпаний и, как нам представляется, решение этого вопроса не находится в компетенции антимонопольной службы.

Действительное положение дел не имеет ничего общего с декларируемыми Президентом РФ В.В.Путиным, приоритетами развития малого и среднего бизнеса, закрепления населения и развития экономики на территории Дальнего Востока, улучшения делового и инвестиционного климата в отдаленных регионах Российской Федерации.

Как известно, основная часть нефти в нашей стране добывается несколькими вертикально интегрированными компаниями, которые владеют мощностями и по добыче нефти, и по ее переработке, и по сбыту топлива, в том числе и розничными сетями. Рынок  сложился таким образом, что на Дальнем востоке из таких компаний представлены ОАО «Роснефть» и ее дочернее подразделением ООО «РН-Востокнефтепродукт» и НК «Альянс», которая подконтрольна Независимой нефтегазовой компании, которой управляет бывший топ-менеджер «Роснефти» Эдуард Худайнатов.

Мы приветствуем деятельность компании «Роснефть» по продвижению своих проектов на Дальнем востоке, и ожидаем, что она станет локомотивом развития нефтехимической отрасли и образцом для подражания в добросовестной конкуренции, но пока приходится констатировать, что это не так в вопросе оптовой и розничной торговли топливом.

Еще несколько лет назад независимые розничные сети АЗС имели возможность приобретать топливо напрямую на заводах или на бирже в Москве, где в результате прозрачных рыночных механизмов независимыми АЗС закупался качественный товар в необходимых каждому объемах по справедливой цене.

Начиная с ноября 2012 года, сколько-нибудь адекватный потребностям независимых сетей объем нефтепродуктов  стало возможным приобрести исключительно на «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже». Главная проблема на сегодняшний день заключается в том, что на СПбМТСБ продается всего 5% производимых в стране объемов светлых и темных нефтепродуктов. Годом ранее данная цифра была 15%. Как показывает практика, снижение продаваемых объемов было пролоббировано вертикально интегрированными компаниями для увеличения продаж через собственные сбытовые предприятия в регионах. И это не смотря на то, что доля независимых розничных продавцов составляет 44% на территории России, а доля мелкооптовой торговли достигает 56%. Продавая мизерный объем на бирже, монополисты, которые контролируют и производство и биржу (Совет директоров СПбМТСБ возглавляет Игорь Иванович Сечин - Президент, Председатель Правления ОАО «НК «Роснефть»), тем самым спекулятивно разгоняют цены, а затем,  ссылаясь на  биржевые индексы, продают недостающие объемы топлива независимым участникам рынка через свои сбытовые подразделения.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда розничная цена  на АЗС «Роснефть» дешевле, чем оптовая цена, которую сбытовое подразделение «Роснефть» выставляет независимому покупателю. Приведем пример.  Розничная цена самого популярного бензина АИ 92 в сети АЗС «Роснефть»  в Приморском крае 30 октября 2014 года была 34,80 руб. за литр,   а оптовая цена того же бензина для независимой сети  -  34,90 руб. Чтобы покрыть затраты на содержание АЗС  независимые сети вынуждены назначать розничную цену на два, три рубля выше,  и как следствие этого, теряют доходность, конкурентоспособность и обречены на банкротство.

Более того компании-монополисты могут позволить себе  торговать на собственной сети с отрицательной доходностью. Известно, что нефтяная компания, управляющая ценовой политикой от скважины до пистолета, может формировать прибыль на любом этапе прохождения товара – в крупном опте, мелком опте или рознице. В нынешних реалиях вертикально интегрированные компании формируют прибыль в крупном опте, а их собственные АЗС торгуют в убыток, что освобождает их от уплаты НДС и  налога на прибыль в федеральные и региональные бюджеты.

Другая возможность ограничить объемы сбыта для независимых сетей, не в ущерб собственным - это системные сбои в работе нефтеперерабатывающих заводов, которые на Дальнем востоке входят в структуру тех же ОАО «Роснефть» и НК «Альянс». После регулярных  временных остановок на ремонт или после аварий (например, пожара Ачинского НПЗ в 2014 году) цены на топливо на Дальнем Востоке регулярно растут, хотя мощностей действующих заводов достаточно, чтобы обеспечивать всех игроков рынка без искусственно созданного для них дефицита. Оправдывая непрозрачную структуру работы компании, просчеты в логистике, забюрократизированность управления, менеджеры монополистов объясняют недопоставки топлива отсутствием долгосрочных договоров с независимыми АЗС или заявок на поставку, но это не так. С договорами как раз все в порядке, а заявки подаются за 45 дней. Сама ситуация противоречит мировой практике. Во всех странах в связи с остановками НПЗ делают необходимые запасы, и стараются не допускать роста цен на топливо, так как любой рост цены сказывается на всех сферах производства, торговли и транспорта и неизбежно ведет к росту инфляции. У нас же ежегодно в осенний период на НПЗ попеременно проводится плановый ремонт, в результате чего образуется  искусственный дефицит нефтепродуктов.  При этом СМИ сообщают, что за последние 4-5 лет  в разы увеличилась добыча нефти и,  выросли объемы ее переработки.

Конкурентная среда необходима  как воздух. Любая заправка, а тем более сеть заправок – это, прежде всего, создание рабочих мест и инвестиции в экономику (обеспечение заказами   строителей, дорожников, производителей оборудования). Построить одну станцию стоит от 30 до 100 млн. рублей.  В большинстве случаев современный автозаправочный комплекс – это инфраструктура с благоустроенными территориями, кафе, магазинами, сферой услуг. В ситуации, когда АЗС вынуждены торговать в убыток, их владельцы задаются вопросом: а нужен ли им такой бизнес? Независимые участники, которые, не станут опускаться до продажи суррогата через свои АЗС (чтобы держать конкурентные цены), уйдут с рынка, сознание прочих будут определять условия выживания. Смогут ли госкомпании обеспечить высокий уровень сервиса современной АЗС?  Нет. Примеров тому множество. Никогда монополии, а тем более государственные не смогут обеспечить развитие высокого уровня сервиса и конкурентно способной  среды в сфере услуг. О динамике цен говорить не приходится .

Нам представляется, что последствиями вероятного закрытия независимых розничных сетей АЗС для Дальнего Востока, который имеет большие расстояния между городами, незначительное население, меньшую долю малого бизнеса в структуре ВВП, будут экономические и имидживые потери.  Потенциальные инвесторы в другие отрасли экономики Дальнего Востока зададут резонный вопрос, а нужно ли им вкладываться во что то, если лет через пятнадцать их раздавит какой-нибудь монополист?

В связи с вышеуказанным предлагаем следующее:

Считаем, что нельзя более откладывать принятие антимонопольного закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», в полной мере отвечающего нашим пожеланиям, проект которого от 2012 г. до сих пор находится на согласовании в заинтересованных министерствах.

Необходимо на законодательном уровне обеспечить независимым участникам рынка и сбытовым подразделениям ВИНК равные условия приобретения топлива, что позволит формировать конкурентные цены. Другими словами, и независимые участники и сбытовые подразделения компаний-монополистов должны покупать продукт с биржи. Для этого необходимо увеличить объем реализации, выпускаемой нефтяными госкомпаниями продукции  через биржу. Он должен составлять не менее 40%.Также необходимо определить фиксированный процент наценки независимым розничным сетям не менее 15%.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Выступление Чубко Ю.В., директора ООО «УссурНефтеПродукт» о взаимодействии независимых АЗС со структурными подразделениями ВИНКов:  конкурирующее партнерство или дискриминация и давление

Добрый день, уважаемые коллеги! Большинство из присутствующих в этом зале начинали строительство своего бизнеса в 90-х годах прошлого столетия. За эти годы структура и система нашей работы менялась неоднократно. Отношение государства к нашему бизнесу тоже было разным: в очень короткие периоды – стабильным, периодически состояние этих отношений было кризисным, а в основном, как говорят врачи, «состояние больного тяжелое, но стабильное». Но вопреки постоянно меняющемуся законодательству, правилам взаимодействия и игры с нефтеперерабатывающими компаниями, мы все равно жили, развивались, строили краткосрочные и стратегические планы. Кто-то более успешно, кто-то менее, но все мы всегда верили, что все изменится к лучшему, страна преобразуется, заработают справедливые рыночные механизмы, и когда-нибудь установится стабильность, мы сможем спокойно заниматься созидательным трудом, создавая современные АЗС и АЗК, улучшая качество сервиса и услуг для наших сограждан.

Но, к моему великому сожалению, и здесь, я думаю, вы будете со мной солидарны, такое благостное время не наступает, а только отдаляется, особенно в свете событий второго полугодия 2014 года.

Сегодня стало очевидным, что ВИНК-и и не планируют равноправного и партнерского сосуществования с нами. Их задача, несмотря на то, что этого никто не озвучивает, - либо уничтожить наш бизнес, либо взаимодействовать с нами  на бесправных, я бы даже сказал рабских, началах.

На сегодняшний день они осуществляют оптовую реализацию нефтепродуктов по ценам даже выше, чем  они делают это через свои сети,  тем самым плавно ведя нас к банкротству или же, в лучшем случае, к жалкому существованию. Особенно ярко такая позиция стала просматриваться после смены собственников  в НК «Альянс» (в настоящее время ННК), об аффилированности которой с  НК Роснефть  не говорит только ленивый.

Договора купли-продажи, хранения и перевалки, предлагаемые ими на будущий год,  можно назвать дискриминационными даже по сравнению с редакциями прошлых лет, которые и так были далеки от совершенства в плане равноправного партнерства. Цитировать их содержание не буду, т.к. Вы все с ними знакомы. Однако хочу сказать, что условия, предлагаемые ими – «поставлю, когда хочу, сколько хочу и по каким ценам захочу», независимо от цен их розничных сетей – неприемлемы. А в условиях монополизации рынка – просто преступны.

Я считаю, что наша с Вами задача – объединив усилия, добиться справедливого доступа к качественным ресурсам, производимым нашими компаниями из народного достояния – нефти  и газа; обратиться к нашему президенту и премьеру с обращением об упорядочивании рынка нефтепродуктов, который бы дал возможность достойно существовать всем участникам розничного и мелкооптового рынка, предприятиям различных форм собственности на равноправных условиях. На мой взгляд, все прекрасно понимают, что только при наличии добросовестной конкуренции в крае, да и в целом по стране, потребитель получит максимально большой экономический эффект, высокое качество сервиса и услуг, бизнес - доход, а страна – налоги. Каким путем пойдет правительство – вернется к плановому обеспечению территорий ГСМ со строго фиксированной маржинальной наценкой для розничных сетей или наладит прозрачную, демократичную работу истинно рыночного механизма – товарно-сырьевой биржи – решать, конечно же, руководству страны. Наша задача – предложить справедливые и рыночные условия работы. Мы не просим денег и поддержки. Мы предлагаем, как обустроить Россию, чтобы жить и работать в ней было комфортно и выгодно всем гражданам, а не только ….. госкорпорациям. О том, какова будет суть этих предложений, расскажет следующий выступающий, изложив в деталях ситуацию на рынке сейчас и что с этим нужно делать…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выступление Корытовской А.О., руководителя отдела маркетинга и рекламы ООО «АльфаВладОйл» о социальной стороне проблемы топливного кризиса

Мои коллеги уже обозначили основные проблемы. Хотелось бы акцентировать ваше внимание на их социальной стороне.

Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса. Это понятие многогранное и включает в себя множество факторов: от налогов в бюджет до – в широком смысле - влияния на развитие общества.

Главное отличие социально ориентированного бизнеса – выполнение обязательств по выплате налогов в бюджет. Независимые АЗС в Приморском крае эту функцию выполняют, перечисляя в бюджеты всех уровней десятки миллионов рублей.

С каждого литра бензина в бюджеты в виде акцизов и налогов выплачивается несколько  рублей. Мы можем только предполагать – производятся ли эти выплаты в случае, если топливо на заправках, как ранее говорил наш коллега, отпускается в рознице по ценам, которые ниже оптовых.

Социальная ориентированность компаний играет важную роль в поддержке нашего населения и развития общества в целом. Мы  не просто придаем значимость помощи реально нуждающимся людям, наши социальные программы в крае направлены также на пропоганду помощи детским домам - детям, оставшихся без попечительства родителей, детям – отказничкам, малоимущим и многодетным семьям, детям с очень страшными диагнозами.  Мы призываем и учим людей помогать друг другу. Уже традиционно из года в год  мы помогаем детским домам в глубинках Приморского края и поставляем им одежду, обувь, игрушки, необходимую технику и мебель, а такжепредоставляем им подарки под новый год. Мы делаем большую работу и, очень радует, что с каждым годом становится  все больше и больше неравнодушных людей, которые готовы оказать помощь.  Нам здесь жить и мы хотим жить в цивилизованном обществе, которое мы строим сами.

И не менее главное, в чем заключается социальная ответственность, – это ответственность за людей. Наш самый главный ресурс – человеческий. Это наши сотрудники, коллеги и партнеры, которые работают с нами на одни цели, за одни идеи. И эти идеи в общем-то понятны – это, по большому счету, создание благоприятных условий проживания для себя, своей семьи, и в целом для общества, в котором все мы живем.

Независимые  АЗС, с каждым годом увеличивая свои сбытовые сети, развивая их с общепризнанными международными тенденциям и стандартами улучшения сервиса, услуг и товаров, тем самым увеличивают количество рабочих мест – и вносят свой неоценимый вклад в развитие общества.

На территории Приморского края сформировано более 100 независимых АЗС, где населению предоставлено более 1500 рабочих мест. И это не предел.

Из перечисленных  моими коллегами проблем, связанных с недопоставкой топлива, завышением оптовых цен, – следует, что налицо явные признаки монополизации, неравные условия конкуренции и т.д. В связи с этим независимые АЗС не могут работать в нормальном режиме: не только предоставлять новые рабочие места, но и сохранять прежние. И это очень тревожный факт.

Должна отметить, что часть АЗС уже приостановили свою деятельность, сократили рабочий день сотрудникам, часть коллективов отправили в неоплачиваемые отпуска.

Ежедневно в отдел кадров поступают звонки от жен наших сотрудников, либо от супругов, чьи жены работают на независимых АЗС, с просьбой дать ответ, что будет дальше, с просьбой не оставлять их без работы, т.к. у них многодетная семья или же всего один  член семьи, который трудоспособен, или, что еще страшнее, больной ребенок – ситуации в каждой семье разные.

Большая часть работников на независимых АЗС относится к категории  самого трудоспособного возраста. Что с ними будет, если ситуация будет ухудшаться? А к этому все идет. Что будет с их семьями, детьми, ведь именно они получат основной эмоциональный удар, и это не только отразится на их судьбе, но и скажется в дальнейшем на нашем обществе в целом.

У нас есть обязательства перед жителями территорий, на которых мы живем и работаем. Мы понимаем, какое влияние повседневная деятельность нашей компании оказывает на жизнь местных сообществ. Поэтому надеемся, что нас услышат и помогут избежать негативного развития ситуации с частным топливным бизнесом в Приморье.

Спасибо за внимание.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РЕЗОЛЮЦИЯ

Собрания представителей собственников независимых АЗС и нефтебаз Приморского края о ситуации, сложившейся на топливном рынке Приморского края

город Уссурийск                                                                           11 ноября 2014 года

В общественные организации «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей», приморское отделение Общероссийской общественной организации «Опора России» поступают обращения предпринимателей Дальнего Востока и Приморского края по поводу ситуации, сложившейся на топливном рынке региона. Независимые розничные продавцы автомобильного топлива обращают внимание, что в последнее время сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны крупных компаний, что является нарушением федерального законодательства.

Поддержка малого и среднего бизнеса, улучшение делового и инвестиционного климата в Российской Федерации, развитие экономики и инфраструктуры Дальнего Востока объявлены приоритетами государственной политики. Однако существующее положение дел на топливном рынке регионов ДФО  полностью противоречит данным приоритетам.

Как известно, основная часть нефти добывается в России несколькими вертикально интегрированными компаниями, которые владеют мощностями по добыче нефти, ее переработке, а также сбыту топлива, в том числе розничными сетями автозаправочных станций. На Дальнем Востоке таким предприятием является ОАО «Роснефть» в лице своего дочернего подразделения ООО «РН-Востокнефтепродукт». Еще одна компания, перерабатывающая нефть и реализующая автомобильное топливо через сеть собственных АЗС  - НК «Альянс»,  подконтрольная Независимой нефтегазовой компании, которой владеет бывший топ-менеджер «Роснефти» Эдуард Худайнатов.

Дальневосточники полностью поддерживают планы ОАО «НК ««Роснефть» по реализации нефтегазовых проектов в регионе и ожидают, что это ведущее российское предприятие не только станет локомотивом развития нефтехимической отрасли на Дальнем Востоке, но и даст мультипликативный эффект для развития многих других направлений экономики  ДФО. Однако пока, к сожалению, сложившаяся на рынке ситуация конкуренции в отрасли, как в оптовом, так и в розничном сегменте, не способствует.

Постоянной проблемой для региона стал дефицит автомобильного топлива, причиной которого служат системные сбои в работе нефтеперерабатывающих заводов, которые на Дальнем Востоке входят в структуру тех же ОАО «Роснефть» и НК «Альянс». Итогом временных остановок «на ремонт» или после аварий (например, пожара Ачинского НПЗ в 2014 году) становится рост цен на автомобильное топливо. Хотя по нашим данным мощностей действующих заводов на Дальнем Востоке достаточно, чтобы обеспечивать нефтепродуктами всех игроков рынка, не допуская дефицита. Во всех странах в связи с остановками НПЗ делают необходимые запасы и стараются не допускать роста цен на топливо, так как любое увеличение стоимости сказывается на многих других сферах народного хозяйства,  включая транспорт и торговлю, неизбежно ведет к разгону инфляции.

Еще несколько лет назад независимые розничные сети АЗС имели возможность в таких ситуациях приобретать топливо на бирже в Москве, где в результате прозрачных рыночных механизмов независимыми АЗС по справедливой цене закупался качественный товар в необходимых объемах. После учреждения «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи» (СПбМТСБ) нефтеперерабатывающие заводы реализуют свою продукцию на этой торговой площадке. Однако за последний год доля объемов светлых и темных нефтепродуктов, реализуемых на СПбМТСБ, сократилась с 15% до 5%. И это несмотря на то, что доля независимых розничных продавцов автомобильного топлива сегодня составляет 44% рынка, доля мелкооптовой торговли достигает 56%.  Как полагают эксперты, снижение продаваемых объемов было пролоббировано вертикально интегрированными компаниями для увеличения продаж через собственные сбытовые предприятия на территориях, которые устанавливают отпускные цены на свою продукцию самостоятельно, не оглядываясь на ситуацию на рынке.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: цена на бензин на АЗС «Роснефти» меньше, чем оптовая цена, которую сбытовое подразделение «Роснефти» выставляет независимой сети! Приведем пример: цена самого популярного бензина АИ 92 в розничной сети Роснефти в Приморском крае 30 октября 2014 года составила 34,80 руб. за литр, а оптовая цена того же бензина для независимых автозаправочных станций – ¬34,90 руб.  Получить топливо в таких условиях независимым продавцам больше негде, мелкие сети вынуждены назначать розничную цену на два-три рубля выше, теряют конкурентоспособность и обречены на разорение.

С подобной ситуацией ценового диктата крупных компаний уже сталкивались ранее ряд регионов, там независимые АЗС прекращали свое существование. Представляется, что крах независимых розничных сетей автозаправочных станций на Дальнем Востоке, где расстояния между населенными пунктами намного больше, чем на Западе страны, будет иметь куда более катастрофические последствия! Мы, как представители бизнеса, предлагаем взглянуть на эту ситуацию с точки зрения возможных экономических и инфраструктурных потерь для территории. Ведь большая часть автозаправочных станций, а тем более сеть заправок – это еще и сопутствующая инфраструктура с благоустроенными территориями, кафе, магазинами, сферой услуг.

Вероятное закрытие приведет не только к сокращению тысяч рабочих мест и снижению объемов налогообложения, но и отразится на работе смежных предприятий. Такая ситуация подтолкнет некоторых предпринимателей уйти в тень, искать некачественный товар, под видом одного топлива поставлять совершенно другое. Обострятся проблемы, с которыми государство старается бороться на протяжении долгих лет.

В связи с вышеуказанным предлагаем следующее:

Считаем, что нельзя более откладывать принятие антимонопольного закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», в полной мере отвечающего нашим пожеланиям, проект которого от 2012 г. до сих пор находится на согласовании в заинтересованных министерствах.

Необходимо на законодательном уровне обеспечить независимым участникам рынка и сбытовым подразделениям ВИНК равные условия приобретения топлива, что позволит формировать конкурентные цены. Другими словами, и независимые участники и сбытовые подразделения компаний-монополистов должны покупать продукт с биржи. Для этого необходимо увеличить объем реализации, выпускаемой нефтяными госкомпаниями продукции  через биржу. Он должен составлять не менее 40%.Также необходимо определить фиксированный процент наценки независимым розничным сетям не менее 15%.

Скорейшее принятие закона  обеспечит равноправный и не дискриминационный доступ к ресурсам страны всех участников рынка позволит сформировать конкурентные цены, что обеспечит высокий уровень качества обслуживания, сервиса и достойный уровень жизни всех ее граждан.

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ ПРИНЯТА ОБЩИМ СОБРАНИЕМ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТОПЛИВНЫХ КОМПАНИЙ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ ЕДИНОГЛАСНО

(«ЗА» - 30 ЧЕЛОВЕК)