ПРОТОКОЛ заседания Общественно-консультативного Совета при Хабаровском УФАС России от 4.12.2013г. Печать

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного Совета

при Хабаровском УФАС России

 

4 декабря 2013 года

г. Хабаровск

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛИ:

Бодров В.А. – руководитель Хабаровского УФАС России, председатель Общественно-консультативного Совета при Хабаровском УФАС России;

Денисенко В.М. – председатель общественной организации «Общество защиты прав потребителей г. Хбаровска, сопредседатель Общественно-консультативного Совета при Хабаровском УФАС России

ПРИСУТСТВОВАЛИ: см. приложение.

 

I. О проблемах развития конкуренции в Хабаровском крае  на рынках  жилищных и коммунальных услуг

ВЫСТУПИЛИ: Денисенко В.М., Бурдинский Э.Я., Гладких Б.М., Поляков В.Н., Пенегина Н.А., Вельяминова Т.Н., Яскина О.В., Долоткадзе М.А., Шулепов Е.Н., Степанов С.В., Вовк М.Ф., Поличка Н.П.

РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению информацию Денисенко В.М., Бурдинского Э.Я.. Б.М. Гладких о ситуации на рынках  жилищных и коммунальных услуг.

2. Отметить, что в результате реформы жилищно-коммунального хозяйства и реализации мероприятий Программы развития конкуренции в отрасли происходят положительные процессы в развитии конкурентной среды.

Учитывая наличие достаточного числа управляющих компаний, можно говорить о создании условий для развития конкуренции на территории Хабаровского края в сфере управления многоквартирными домами и содержания жилищного фонда. В то же время несовершенство действующего жилищного законодательства в части регламентации деятельности по управлению многоквартирным домом препятствует развитию конкуренции в сфере жилищных услуг, не обеспечивает прозрачности деятельности управляющих компаний и эффективного расходования денежных средств граждан.

Большинство ресурсоснабжающих организаций жилищно-коммунального комплекса, использующих инженерную сетевую инфраструктуру, являются локальными монополиями (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), что объективно ограничивает возможность развития конкуренции на рынке предоставления услуг. В коммунальном хозяйстве осуществляется структурная реорганизация системы предоставления услуг, ориентированная на привлечение в отрасль эффективного собственника, в том числе путем предоставления в аренду муниципального имущества на торгах. Значительный износ коммунальных сетей затрудняет передачу сетей в частное управление. Из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований ежегодно выделяются субсидии на модернизацию коммунальных объектов и приведение инженерных сетей в нормативное состояние. Следует отметить недостаточное внимание к вопросам привлечения частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства, в том числе на условиях софинансирования.

Пока не получило развития  внедрение альтернативных источников ресурсов, автономных систем жизнеобеспечения в многоквартирных домах.

Проблемы развития конкуренции на рынках  жилищных и коммунальных услуг тесно связаны с проблемами функционирования ЖКХ, о значительности которых свидетельствуют тысячи жалоб граждан, поступающих в Управление государственного жилищного надзора ГКУ Правительства Хабаровского края и в управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

Ежегодно Хабаровским УФАС России выявляются нарушения антимонопольного законодательства органами местного самоуправления в сфере управления многоквартирными домами, при заключении договоров в отношении муниципального имущества жилищно-коммунального назначения, нарушения ресурсоснабжающими организациями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются:

недостаточность правового регулирования и в сфере управления жилым фондом и в сфере коммунального хозяйства, в том числе по вопросам нормирования потребления ресурсов, их учета;

высокий уровень физического износа жилищного фонда;

непрозрачность рынка жилищных услуг для населения и бизнеса;

высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры и отсутствие инвентаризации коммунального имущества;

высокая капиталоемкость оказываемых услуг и невысокий уровень инвестиций в данную сферу;

недостаточная информированность компаний о возможностях и перспективах рынка;

низкий уровень развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в отдаленных районах края с низкой плотностью населения;

- недостаточная прозрачность системы тарифообразования в ЖКХ, особенно стоимости ресурсов и услуг ресурсоснабжающих организаций.

3. Обратиться в Законодательную Думу Хабаровского края с предложением выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в жилищное законодательство в части расширения форм управления многоквартирным домом, прав собственников при решении вопросов о заключении договоров по вопросам управления МКД и содержания общего имущества МКД, в том числе предусмотреть возможность прямых расчетов за коммунальные услуги непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

4. Рекомендовать Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (А.А. Литвинчук)  в целях развития конкуренции на рынке услуг ЖКХ

-  рассмотреть вопрос о мерах по  привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ, в том числе на условиях софинансирования

- рассмотреть вопрос о развитии деятельности по установке альтернативных источников ресурсов, автономных систем жизнеобеспечения в многоквартирных домах;

- проводить регулярные рабочие совещания («круглые столы») с предпринимательским сообществом, заинтересованными общественными организациями по вопросам выработки предложений по корректировке и внесении изменений в программные мероприятия по развитию конкуренции на рынке услуг ЖКХ.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления Хабаровского края  в целях развития конкуренции в сфере управления многоквартирными домами продолжить работу по информированию граждан о деятельности управляющих компаний на территории муниципального образования, а также правах собственников жилья в сфере управления жилищным фондом и формирования тарифов на услуги по содержанию жилищного фонда.

6. Рекомендовать Хабаровскому УФАС России в первом квартале 2014 года разместить на сайте управления  обзор характерных нарушений антимонопольного законодательства органами власти и органами местного самоуправления в сфере ЖКХ, а также нарушений ресурсоснабжающими организациями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

II. О реализации рекомендаций заседания ОКС от 25.03.2013 по вопросу «О состоянии рынка жилищного строительства в 2011-2012 годах и проблемах развития конкуренции на этом рынке. Развитие конкуренции в сфере строительства при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

ВЫСТУПИЛИ: Попов А.Л., Бодров В.А., Шпаков В.Н., Степанов С.В.

РЕШИЛИ:

  1. Принять к сведению информацию Попова А.Л., Бодрова В.А.
  2. Отметить, что рекомендации заседания ОКС от 25.03.2013 по вопросу «О состоянии рынка жилищного строительства в 2011-2012 годах и проблемах развития конкуренции на этом рынке. Развитие конкуренции в сфере строительства при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» находятся в стадии реализации.

Как указывалось на заседании 25.03.2013, стоимость подключения к инженерным сетям достигает трети в себестоимости квадратного метра жилья. Проблема дефицита инженерной инфраструктуры населенных пунктов остается острой, при этом частные инвестиции в этой сфере практически отсутствуют ввиду большого срока окупаемости и высокого предпринимательского риска такого рода капитальных вложений.

19.11.2013 в Министерстве строительства Хабаровского края состоялось рабочее совещание с участием представителей Хабаровского УФАС России, Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края по вопросу конкурентоспособности цен на строительную продукцию, а также цен на продукцию промышленности строительных материалов. На совещании отмечено, что цены на основные строительные материалы в крае, как правило, не превышают уровня аналогичных цен, сложившегося в соседних регионах ДФО, и рассмотрены проблемы, препятствующие снижению цен на строительную продукцию в регионе.

Доля стоимости строительных материалов в себестоимости квадратного метра жилья высока (40-60 % в зависимости от типа дома). При этом строителями не всегда используются более дешевые, чем традиционные, но имеющие не худшие характеристики новые материалы для строительства. Министерством строительства организуются семинары для строительных организаций по вопросам применения современных эффективных строительных материалов.

  1. Рекомендовать Хабаровскому УФАС России совместно с министерством строительства провести в первом полугодии 2014 года анализ рынков основных видов строительных материалов в Хабаровском крае. Разместить обзор рынков на сайте управления.
  2. Рекомендовать Министерству строительства Хабаровского края организовать проведение в мае 2014 года конференции с участием строительных организаций, организаций промышленности строительных материалов по вопросам внедрения современных строительных материалов в практику строительства на территории Хабаровского края.

III. Разное. О всероссийском дне борьбы с коррупцией.

ВЫСТУПИЛИ: Е.В. Гуринович

РЕШИЛИ:

Принять к сведению информацию Е.В. Гуринович о всероссийском дне борьбы с коррупцией 9 декабря 2014 года.

Секретарь Совета                                                                   Е.В. Гуринович