Статистический ежегодник-2013-научные исследования и инновации |
Раздел содержит статистическую информацию о состоянии и развитии научного потенциала Хабаровского края. Организации классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего образования, некоммерческих организаций. В состав государственного сектора входят: организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством. Предпринимательский сектор включает: все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства; частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации. В сектор высшего профессионального образования входят: университеты и другие образовательные учреждения высшего профессионального образования, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники. Сектор некоммерческих организаций состоит из частных организаций, не ставящих своей целью получение прибыли (профессиональные общества, общественные организации, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды и т.д.), и частных индивидуальных организаций. Персонал, занятый исследованиями и разработками – совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением исследований и разработок. В статистике персонал, занятый исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций (соответствующих подразделений высших учебных заведений, промышленных организаций и др.), выполняющих исследования и разработки, по состоянию на конец года. В составе персонала, занятого исследованиями и разработками, выделяются четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал. Исследователи – работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют законченное высшее профессиональное образование. Техники – работники, участвующие в исследованиях и разработках и выполняющие технические функции, как правило, под руководством исследователей. Вспомогательный персонал – работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением исследований и разработок: работники планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего профессионального образования. Прочий персонал – работники по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющие функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения и т.п.). Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям науки и научным специальностям в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников. В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение осуществляется в аспирантуре по очной и заочной формам. Докторантура является одной из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. В докторантуру принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук. Численность аспирантов и докторантов приводится на конец года. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки группируются по видам работ (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки). Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат - гипотезы, теории, методы и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п. Прикладные исследования - оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем. Разработки - систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов. Эти работы могут также предполагать значительное усовершенствование уже имеющихся объектов. Текущие затраты охватывают: оплату труда, отчисления на единый социальный налог, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты. Капитальные затраты включают: приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр.
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям. Инновационные товары, работы, услуги включают товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям. Технологические инновации – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Затраты на технологические инновации – выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе организации (отрасли, региона, страны). В составе затрат на технологические инновации учитываются текущие и капитальные затраты.
ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПОЛНЯВШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
|
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Число организаций - всего |
43 |
41 |
40 |
41 |
41 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
научно-исследовательские организации |
19 |
20 |
19 |
20 |
20 |
проектные и проектно-изыскательские организации |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
высшие учебные заведения |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
прочие |
10 |
8 |
8 |
8 |
8 |
(единиц)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Государственный сектор |
23 |
24 |
23 |
24 |
24 |
Предпринимательский сектор |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Сектор высшего профессионального образования |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Сектор некоммерческих организаций |
1 |
- |
- |
- |
- |
(человек)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Численность персонала - всего |
1700 |
1635 |
1500 |
1627 |
1612 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
исследователи |
980 |
961 |
936 |
995 |
996 |
техники |
186 |
174 |
115 |
178 |
152 |
вспомогательный персонал |
217 |
209 |
177 |
182 |
206 |
прочий персонал |
317 |
291 |
272 |
272 |
258 |
(человек)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Государственный сектор |
697 |
734 |
662 |
729 |
727 |
Предпринимательский сектор |
169 |
123 |
168 |
164 |
150 |
Сектор высшего профессионального образования |
113 |
104 |
106 |
102 |
119 |
Сектор некоммерческих организаций |
1 |
- |
- |
- |
- |
(человек)
|
Численность исследователей - всего |
в том числе по областям науки |
|||||
естественные |
технические |
медицинские |
сельскохозяйственные |
общественные |
гуманитарные |
||
Исследователи |
|
|
|
|
|
|
|
2008 |
980 |
282 |
211 |
35 |
116 |
118 |
218 |
2009 |
961 |
284 |
199 |
37 |
109 |
106 |
226 |
2010 |
936 |
270 |
239 |
42 |
55 |
103 |
227 |
2011 |
995 |
318 |
207 |
40 |
105 |
94 |
231 |
2012 |
996 |
318 |
194 |
40 |
108 |
109 |
227 |
из них имеют ученые степени |
|
|
|
|
|
|
|
2008 |
370 |
141 |
81 |
24 |
42 |
66 |
16 |
2009 |
367 |
142 |
87 |
20 |
35 |
63 |
20 |
2010 |
372 |
150 |
97 |
25 |
19 |
59 |
22 |
2011 |
410 |
194 |
72 |
23 |
33 |
61 |
27 |
2012 |
433 |
197 |
74 |
22 |
34 |
81 |
25 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
доктора наук |
|
|
|
|
|
|
|
2008 |
96 |
40 |
20 |
9 |
8 |
15 |
4 |
2009 |
100 |
43 |
24 |
6 |
7 |
13 |
7 |
2010 |
98 |
39 |
26 |
10 |
4 |
15 |
4 |
2011 |
107 |
51 |
21 |
9 |
7 |
12 |
7 |
2012 |
108 |
52 |
20 |
9 |
8 |
15 |
4 |
кандидаты наук |
|
|
|
|
|
|
|
2008 |
274 |
101 |
61 |
15 |
34 |
51 |
12 |
2009 |
267 |
99 |
63 |
14 |
28 |
50 |
13 |
2010 |
274 |
111 |
71 |
15 |
15 |
44 |
18 |
2011 |
303 |
143 |
51 |
14 |
26 |
49 |
20 |
2012 |
325 |
145 |
54 |
13 |
26 |
66 |
21 |
Годы |
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов |
Численность аспирантов, человек |
Прием в аспирантуру, человек |
Выпуск из аспирантуры, человек |
в том числе с защитой диссертации |
|
Всего |
||||
2008 |
20 |
1220 |
439 |
266 |
51 |
2009 |
19 |
1242 |
445 |
222 |
62 |
2010 |
18 |
1248 |
373 |
214 |
47 |
2011 |
19 |
1184 |
341 |
240 |
55 |
2012 |
21 |
1055 |
315 |
274 |
71 |
|
Научно–исследовательские институты |
||||
2008 |
9 |
92 |
34 |
48 |
2 |
2009 |
8 |
67 |
20 |
28 |
2 |
2010 |
7 |
50 |
8 |
15 |
- |
2011 |
8 |
64 |
29 |
8 |
- |
2012 |
10 |
82 |
25 |
23 |
5 |
|
Высшие учебные заведения |
||||
2008 |
11 |
1128 |
405 |
218 |
49 |
2009 |
11 |
1175 |
425 |
194 |
60 |
2010 |
11 |
1198 |
365 |
199 |
47 |
2011 |
11 |
1120 |
312 |
232 |
55 |
2012 |
11 |
973 |
290 |
251 |
66 |
(человек)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Численность аспирантов - всего |
1220 |
1242 |
1248 |
1184 |
1055 |
в том числе по отраслям науки: |
|
|
|
|
|
физико-математические |
53 |
52 |
52 |
47 |
42 |
химические науки |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
биологические |
29 |
28 |
28 |
22 |
21 |
технические |
242 |
265 |
269 |
284 |
285 |
сельскохозяйственные |
16 |
5 |
- |
7 |
16 |
исторические |
37 |
40 |
39 |
38 |
34 |
филологические |
24 |
24 |
28 |
25 |
18 |
философские |
29 |
28 |
26 |
19 |
18 |
культурология |
30 |
27 |
18 |
19 |
17 |
документальная информация |
- |
- |
8 |
9 |
10 |
психологические |
63 |
72 |
66 |
57 |
48 |
экономические |
214 |
221 |
232 |
215 |
148 |
педагогические |
173 |
172 |
158 |
130 |
106 |
социологические |
60 |
46 |
50 |
50 |
54 |
юридические |
125 |
141 |
144 |
127 |
123 |
медицинские |
88 |
82 |
92 |
88 |
80 |
науки о Земле |
37 |
39 |
37 |
46 |
34 |
[1] Распределение аспирантов по отраслям науки осуществляется в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2009 №59).
(на конец года, человек)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Выпущено из аспирантуры - всего |
266 |
222 |
214 |
240 |
274 |
в том числе по отраслям науки: |
|
|
|
|
|
физико-математические |
9 |
7 |
13 |
12 |
14 |
химические науки |
- |
- |
- |
- |
- |
биологические |
9 |
6 |
6 |
4 |
9 |
технические |
54 |
34 |
49 |
48 |
57 |
сельскохозяйственные |
15 |
4 |
- |
- |
2 |
исторические |
9 |
12 |
8 |
6 |
7 |
филологические |
3 |
5 |
3 |
6 |
4 |
философские |
5 |
2 |
6 |
8 |
1 |
культурология |
- |
2 |
7 |
4 |
4 |
документальная информация |
- |
- |
1 |
2 |
2 |
психологические |
12 |
7 |
6 |
11 |
16 |
экономические |
51 |
47 |
34 |
44 |
54 |
педагогические |
28 |
26 |
17 |
39 |
30 |
социологические |
15 |
17 |
11 |
13 |
9 |
юридические |
29 |
21 |
34 |
23 |
33 |
медицинские |
19 |
22 |
17 |
17 |
19 |
науки о Земле |
8 |
10 |
2 |
3 |
13 |
Основные показатели деятельности докторантуры
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Число организаций, ведущих подготовку докторантов - всего |
9 |
8 |
8 |
8 |
7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
научно-исследовательские институты |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
образовательные учреждения высшего профессионального образования |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Численность докторантов – всего, человек |
45 |
38 |
38 |
31 |
26 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в научно-исследовательских институтах |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
в образовательных учреждених высшего профессионального образования |
43 |
36 |
37 |
31 |
26 |
Прием в докторантуру - всего, человек |
18 |
9 |
14 |
11 |
6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
научно-исследовательских институтов |
1 |
- |
1 |
- |
- |
образовательных учреждений высшего профессионального образования |
17 |
9 |
13 |
11 |
6 |
Выпуск из докторантуры - всего, человек |
9 |
12 |
10 |
13 |
10 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
научно-исследовательских институтов |
- |
- |
1 |
- |
- |
образовательных учреждений высшего профессионального образования |
9 |
12 |
9 |
13 |
10 |
Из него с защитой диссертации - всего, человек |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
в том числе из докторантуры образовательных учреждений высшего профессионального образования |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Млн. рублей |
||||
Внутренние затраты - всего |
867,6 |
816,6 |
1011,4 |
1090,1 |
1326,4 |
в том числе по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
средства бюджета1 |
517,1 |
657,9 |
698,0 |
847,8 |
946,4 |
средства организаций предпринимательского сектора |
190,0 |
73,1 |
68,3 |
147,3 |
132,7 |
собственные средства организаций |
129,9 |
56,9 |
214,7 |
79,4 |
227,5 |
средства иностранных источников |
15,9 |
11,6 |
23,0 |
2,3 |
9,8 |
средства внебюджетных фондов |
14,3 |
14,9 |
6,4 |
12,7 |
3,4 |
прочие средства |
0,4 |
2,2 |
1,0 |
0,6 |
6,6 |
|
В процентах |
||||
Внутренние затраты - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
средства бюджета |
59,6 |
80,6 |
69,0 |
77,8 |
71,3 |
средства организаций предпринимательского сектора |
21,9 |
8,9 |
6,8 |
13,5 |
10,0 |
собственные средства организаций |
15,0 |
7,0 |
21,2 |
7,3 |
17,2 |
средства иностранных источников |
1,8 |
1,4 |
2,3 |
0,2 |
0,7 |
средства внебюджетных фондов |
1,6 |
1,8 |
0,6 |
1,2 |
0,3 |
прочие средства |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,0 |
0,5 |
1 Включая бюджетные ассигнования на содержание вузов и средства организаций государственного сектора.
(миллионов рублей)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Внутренние текущие затраты |
851,5 |
794,1 |
990,7 |
1051,4 |
1311,9 |
Капитальные затраты |
16,1 |
22,5 |
20,7 |
38,7 |
14,6 |
(миллионов рублей)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Фундаментальные исследования |
483,3 |
502,8 |
530,3 |
620,7 |
647,7 |
Прикладные исследования |
149,8 |
193,4 |
341,9 |
325,3 |
490,5 |
Разработки |
218,4 |
97,9 |
118,5 |
105,4 |
173,7 |
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Число организаций, занимавшихся инновационной деятельностью |
|
|
|
|
|
всего, единиц |
26 |
26 |
27 |
36 |
38 |
в процентах от общего числа обследованных организаций |
11,0 |
11,1 |
11,1 |
15,5 |
13,6 |
(в фактически действовавших ценах, миллионов рублей)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Затраты на технологические инновации – всего |
720,1 |
2140,4 |
3871,7 |
4902,0 |
4490,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
собственные средства организации |
632,9 |
2035,6 |
3756,5 |
4685,6 |
2286,3 |
бюджетные средства |
4,7 |
19,3 |
13,4 |
11,2 |
129,7 |
прочие источники |
82,5 |
85,5 |
101,8 |
205,2 |
2074,6 |