НАУЧНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИННОВАЦИИ
|
|
Раздел содержит статистическую информацию о состоянии и развитии научного потенциала Хабаровского края. Организации классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего образования, некоммерческих организаций.
В состав государственного сектора входят: организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством.
Предпринимательский сектор включает: все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства; частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации.
В сектор высшего профессионального образования входят: университеты и другие образовательные учреждения высшего профессионального образования, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники.
Сектор некоммерческих организаций состоит из частных организаций, не ставящих своей целью получение прибыли (профессиональные общества, общественные организации, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды и т.д.), и частных индивидуальных организаций.
Персонал, занятый исследованиями и разработками – совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением исследований и разработок. В статистике персонал, занятый исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций (соответствующих подразделений высших учебных заведений, промышленных организаций и др.), выполняющих исследования и разработки, по состоянию на конец года.
В составе персонала, занятого исследованиями и разработками, выделяются четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.
Исследователи – работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют законченное высшее профессиональное образование.
Техники – работники, участвующие в исследованиях и разработках и выполняющие технические функции, как правило, под руководством исследователей.
Вспомогательный персонал – работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением исследований и разработок: работники планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего профессионального образования.
Прочий персонал – работники по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющие функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения и т.п.).
Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям науки и научным специальностям в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников. В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение осуществляется в аспирантуре по очной и заочной формам.
Докторантура является одной из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. В докторантуру принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук.
Численность аспирантов и докторантов приводится на конец года.
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки группируются по видам работ (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки).
Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат - гипотезы, теории, методы и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.
Прикладные исследования - оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.
Разработки - систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов. Эти работы могут также предполагать значительное усовершенствование уже имеющихся объектов.
Текущие затраты охватывают: оплату труда, отчисления на единый социальный налог, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты.
Капитальные затраты включают: приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр.
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям.
Инновационные товары, работы, услуги включают товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям.
Технологические инновации – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.
Затраты на технологические инновации – выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе организации (отрасли, региона, страны). В составе затрат на технологические инновации учитываются текущие и капитальные затраты.
ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПОЛНЯВШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
Число организаций, выполнявших исследования и разработки
(единиц)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число организаций - всего
|
43
|
41
|
40
|
41
|
41
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательские организации
|
19
|
20
|
19
|
20
|
20
|
проектные и проектно-изыскательские организации
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
высшие учебные заведения
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
прочие
|
10
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Число организаций, выполнявших исследования
и разработки, по секторам деятельности
(единиц)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Государственный сектор
|
23
|
24
|
23
|
24
|
24
|
Предпринимательский сектор
|
8
|
6
|
6
|
6
|
6
|
Сектор высшего профессионального образования
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
Сектор некоммерческих организаций
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
КАДРЫ НАУКИ
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Численность персонала - всего
|
1700
|
1635
|
1500
|
1627
|
1612
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
исследователи
|
980
|
961
|
936
|
995
|
996
|
техники
|
186
|
174
|
115
|
178
|
152
|
вспомогательный персонал
|
217
|
209
|
177
|
182
|
206
|
прочий персонал
|
317
|
291
|
272
|
272
|
258
|
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками,
по секторам деятельности
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Государственный сектор
|
697
|
734
|
662
|
729
|
727
|
Предпринимательский сектор
|
169
|
123
|
168
|
164
|
150
|
Сектор высшего профессионального образования
|
113
|
104
|
106
|
102
|
119
|
Сектор некоммерческих организаций
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Численность исследователей по областям науки
(человек)
|
Численность исследователей - всего
|
в том числе по областям науки
|
естественные
|
технические
|
медицинские
|
сельскохозяйственные
|
общественные
|
гуманитарные
|
Исследователи
|
|
|
|
|
|
|
|
2008
|
980
|
282
|
211
|
35
|
116
|
118
|
218
|
2009
|
961
|
284
|
199
|
37
|
109
|
106
|
226
|
2010
|
936
|
270
|
239
|
42
|
55
|
103
|
227
|
2011
|
995
|
318
|
207
|
40
|
105
|
94
|
231
|
2012
|
996
|
318
|
194
|
40
|
108
|
109
|
227
|
из них имеют ученые степени
|
|
|
|
|
|
|
|
2008
|
370
|
141
|
81
|
24
|
42
|
66
|
16
|
2009
|
367
|
142
|
87
|
20
|
35
|
63
|
20
|
2010
|
372
|
150
|
97
|
25
|
19
|
59
|
22
|
2011
|
410
|
194
|
72
|
23
|
33
|
61
|
27
|
2012
|
433
|
197
|
74
|
22
|
34
|
81
|
25
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
доктора наук
|
|
|
|
|
|
|
|
2008
|
96
|
40
|
20
|
9
|
8
|
15
|
4
|
2009
|
100
|
43
|
24
|
6
|
7
|
13
|
7
|
2010
|
98
|
39
|
26
|
10
|
4
|
15
|
4
|
2011
|
107
|
51
|
21
|
9
|
7
|
12
|
7
|
2012
|
108
|
52
|
20
|
9
|
8
|
15
|
4
|
кандидаты наук
|
|
|
|
|
|
|
|
2008
|
274
|
101
|
61
|
15
|
34
|
51
|
12
|
2009
|
267
|
99
|
63
|
14
|
28
|
50
|
13
|
2010
|
274
|
111
|
71
|
15
|
15
|
44
|
18
|
2011
|
303
|
143
|
51
|
14
|
26
|
49
|
20
|
2012
|
325
|
145
|
54
|
13
|
26
|
66
|
21
|
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ
Основные показатели деятельности аспирантуры
Годы
|
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов
|
Численность аспирантов, человек
|
Прием в аспирантуру, человек
|
Выпуск из аспирантуры, человек
|
в том числе с защитой диссертации
|
|
Всего
|
2008
|
20
|
1220
|
439
|
266
|
51
|
2009
|
19
|
1242
|
445
|
222
|
62
|
2010
|
18
|
1248
|
373
|
214
|
47
|
2011
|
19
|
1184
|
341
|
240
|
55
|
2012
|
21
|
1055
|
315
|
274
|
71
|
|
Научно–исследовательские институты
|
2008
|
9
|
92
|
34
|
48
|
2
|
2009
|
8
|
67
|
20
|
28
|
2
|
2010
|
7
|
50
|
8
|
15
|
-
|
2011
|
8
|
64
|
29
|
8
|
-
|
2012
|
10
|
82
|
25
|
23
|
5
|
|
Высшие учебные заведения
|
2008
|
11
|
1128
|
405
|
218
|
49
|
2009
|
11
|
1175
|
425
|
194
|
60
|
2010
|
11
|
1198
|
365
|
199
|
47
|
2011
|
11
|
1120
|
312
|
232
|
55
|
2012
|
11
|
973
|
290
|
251
|
66
|
Численность аспирантов по отраслям науки1
(человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Численность аспирантов - всего
|
1220
|
1242
|
1248
|
1184
|
1055
|
в том числе по отраслям науки:
|
|
|
|
|
|
физико-математические
|
53
|
52
|
52
|
47
|
42
|
химические науки
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
биологические
|
29
|
28
|
28
|
22
|
21
|
технические
|
242
|
265
|
269
|
284
|
285
|
сельскохозяйственные
|
16
|
5
|
-
|
7
|
16
|
исторические
|
37
|
40
|
39
|
38
|
34
|
филологические
|
24
|
24
|
28
|
25
|
18
|
философские
|
29
|
28
|
26
|
19
|
18
|
культурология
|
30
|
27
|
18
|
19
|
17
|
документальная информация
|
-
|
-
|
8
|
9
|
10
|
психологические
|
63
|
72
|
66
|
57
|
48
|
экономические
|
214
|
221
|
232
|
215
|
148
|
педагогические
|
173
|
172
|
158
|
130
|
106
|
социологические
|
60
|
46
|
50
|
50
|
54
|
юридические
|
125
|
141
|
144
|
127
|
123
|
медицинские
|
88
|
82
|
92
|
88
|
80
|
науки о Земле
|
37
|
39
|
37
|
46
|
34
|
[1] Распределение аспирантов по отраслям науки осуществляется в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2009 №59).
Выпуск аспирантов по отраслям науки
(на конец года, человек)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Выпущено из аспирантуры - всего
|
266
|
222
|
214
|
240
|
274
|
в том числе по отраслям науки:
|
|
|
|
|
|
физико-математические
|
9
|
7
|
13
|
12
|
14
|
химические науки
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
биологические
|
9
|
6
|
6
|
4
|
9
|
технические
|
54
|
34
|
49
|
48
|
57
|
сельскохозяйственные
|
15
|
4
|
-
|
-
|
2
|
исторические
|
9
|
12
|
8
|
6
|
7
|
филологические
|
3
|
5
|
3
|
6
|
4
|
философские
|
5
|
2
|
6
|
8
|
1
|
культурология
|
-
|
2
|
7
|
4
|
4
|
документальная информация
|
-
|
-
|
1
|
2
|
2
|
психологические
|
12
|
7
|
6
|
11
|
16
|
экономические
|
51
|
47
|
34
|
44
|
54
|
педагогические
|
28
|
26
|
17
|
39
|
30
|
социологические
|
15
|
17
|
11
|
13
|
9
|
юридические
|
29
|
21
|
34
|
23
|
33
|
медицинские
|
19
|
22
|
17
|
17
|
19
|
науки о Земле
|
8
|
10
|
2
|
3
|
13
|
Основные показатели деятельности докторантуры
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число организаций, ведущих подготовку докторантов - всего
|
9
|
8
|
8
|
8
|
7
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательские институты
|
2
|
1
|
1
|
1
|
-
|
образовательные учреждения высшего профессионального образования
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
Численность докторантов – всего, человек
|
45
|
38
|
38
|
31
|
26
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
в научно-исследовательских институтах
|
2
|
2
|
1
|
-
|
-
|
в образовательных учреждених высшего профессионального образования
|
43
|
36
|
37
|
31
|
26
|
Прием в докторантуру - всего, человек
|
18
|
9
|
14
|
11
|
6
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательских институтов
|
1
|
-
|
1
|
-
|
-
|
образовательных учреждений высшего профессионального образования
|
17
|
9
|
13
|
11
|
6
|
Выпуск из докторантуры - всего, человек
|
9
|
12
|
10
|
13
|
10
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательских институтов
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
образовательных учреждений высшего профессионального образования
|
9
|
12
|
9
|
13
|
10
|
Из него с защитой диссертации - всего, человек
|
2
|
5
|
2
|
2
|
2
|
в том числе из докторантуры образовательных учреждений высшего профессионального образования
|
2
|
5
|
2
|
2
|
2
|
ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ
Внутренние затраты на исследования и разработки
по источникам финансирования
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
Млн. рублей
|
Внутренние затраты - всего
|
867,6
|
816,6
|
1011,4
|
1090,1
|
1326,4
|
в том числе по источникам финансирования:
|
|
|
|
|
|
средства бюджета1
|
517,1
|
657,9
|
698,0
|
847,8
|
946,4
|
средства организаций предпринимательского сектора
|
190,0
|
73,1
|
68,3
|
147,3
|
132,7
|
собственные средства организаций
|
129,9
|
56,9
|
214,7
|
79,4
|
227,5
|
средства иностранных источников
|
15,9
|
11,6
|
23,0
|
2,3
|
9,8
|
средства внебюджетных фондов
|
14,3
|
14,9
|
6,4
|
12,7
|
3,4
|
прочие средства
|
0,4
|
2,2
|
1,0
|
0,6
|
6,6
|
|
В процентах
|
Внутренние затраты - всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе по источникам финансирования:
|
|
|
|
|
|
средства бюджета
|
59,6
|
80,6
|
69,0
|
77,8
|
71,3
|
средства организаций предпринимательского сектора
|
21,9
|
8,9
|
6,8
|
13,5
|
10,0
|
собственные средства организаций
|
15,0
|
7,0
|
21,2
|
7,3
|
17,2
|
средства иностранных источников
|
1,8
|
1,4
|
2,3
|
0,2
|
0,7
|
средства внебюджетных фондов
|
1,6
|
1,8
|
0,6
|
1,2
|
0,3
|
прочие средства
|
0,1
|
0,3
|
0,1
|
0,0
|
0,5
|
1 Включая бюджетные ассигнования на содержание вузов и средства организаций государственного сектора.
Внутренние затраты на исследования и разработки по видам затрат
(миллионов рублей)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Внутренние текущие затраты
|
851,5
|
794,1
|
990,7
|
1051,4
|
1311,9
|
Капитальные затраты
|
16,1
|
22,5
|
20,7
|
38,7
|
14,6
|
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ
(миллионов рублей)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Фундаментальные исследования
|
483,3
|
502,8
|
530,3
|
620,7
|
647,7
|
Прикладные исследования
|
149,8
|
193,4
|
341,9
|
325,3
|
490,5
|
Разработки
|
218,4
|
97,9
|
118,5
|
105,4
|
173,7
|
ИННОВАЦИИ
Инновационная активность организаций
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число организаций, занимавшихся инновационной деятельностью
|
|
|
|
|
|
всего, единиц
|
26
|
26
|
27
|
36
|
38
|
в процентах от общего числа обследованных организаций
|
11,0
|
11,1
|
11,1
|
15,5
|
13,6
|
Затраты на технологические инновации по источникам финансирования
(в фактически действовавших ценах, миллионов рублей)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Затраты на технологические инновации – всего
|
720,1
|
2140,4
|
3871,7
|
4902,0
|
4490,6
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
собственные средства организации
|
632,9
|
2035,6
|
3756,5
|
4685,6
|
2286,3
|
бюджетные средства
|
4,7
|
19,3
|
13,4
|
11,2
|
129,7
|
прочие источники
|
82,5
|
85,5
|
101,8
|
205,2
|
2074,6
|
|