Статистический ежегодник-2013-образование |
ОБРАЗОВАНИЕ Раздел представляет данные об уровне образования населения, о государственных (муниципальных) и негосударственных образовательных учреждениях: общеобразовательных, начального, среднего и высшего профессионального образования. Приведена информация по интернатным учреждениям для детей, учреждениям дополнительного образования детей. Дошкольные образовательные учреждения - тип образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности; детский сад для детей раннего возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях; детский сад присмотра и оздоровления - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад компенсирующего вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; детский сад комбинированного вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;
центр развития ребенка - детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое. В дошкольных образовательных учреждениях организуются группы кратковременного пребывания детей как менее затратной формы работы с дошкольниками на основе их кратковременного (неполного), но систематического пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Максимальное время пребывания детей в таких группах - 5 часов. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.06.92 г. № 3266-1 "Об образовании" установлены образовательные цензы общего образования: основное общее образование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательного учреждения), среднее (полное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11 (12)-го класса). Профессиональное образование может быть получено при наличии соответствующих лицензий: начальное – в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования (образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования); среднее – в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования (образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования); высшее – в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к которым относятся университет, академия, институт. Колледжи учтены в общем числе образовательных учреждениий среднего профессионального образования. В числе негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования учтены учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности. Расчет средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях производится следующим образом: в числителе – численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и классах для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи), в знаменателе – число классов в этих учреждениях. При этом классы, входящие в состав классов-комплектов, считаются как самостоятельные Данные о численности учителей дневных общеобразовательных учреждений по уровню образования и специальностям приведены по учреждениям Минобразования, которые составляют 97% от общего числа общеобразовательных учреждений Хабаровского края.
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов определяется как отношение числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, к численности студентов образовательных учреждений.
В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) направления подготовки включают программы обучения бакалавриата и магистратуры. В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» - бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.
Основные показатели образования
1 С 2010 г. – включая обучающихся на договорной основе.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дошкольные образовательные учреждения (на конец года)
Распределение дошкольных учреждений по назначению1(на конец года)
1 Без дошкольных учреждений, находящихся на капитальном ремонте.
Группы кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях (на конец года)
Дома ребёнка(на конец года)
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Число государственных и муниципальныхобщеобразовательных учреждений(на начало учебного года)
На начало 2012/13 учебного года в Хабаровском крае работали 11 государственных и муниципальных гимназий (9137 обучающихся) и 11 государственных и муниципальных лицеев (6962 обучающихся).
Численность обучающихся и учителей в государственныхи муниципальных общеобразовательных учреждениях(на начало учебного года, человек)
Численность обучающихся государственных и муниципальныхобщеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных)общеобразовательных учреждений) по группам классов1(на начало учебного года, тысяч человек)
1 Без обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В 2012/13 учебном году средняя наполняемость в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) в 1-4 классах составила 21 человек, в 5-9 классах – 20 человек, в 10-11 (12) классах – 18 человек.
Выпуск обучающихся общеобразовательными учреждениями (человек)
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные учрежденияначального профессионального образования
1 С 2010 г. – включая обучающихся на договорной основе.
Распределение обучающихся за счет бюджета учредителяв образовательных учреждениях начальногопрофессионального образования по полу и возрасту в 2012 году
Выпуск квалифицированных рабочих и служащих образовательнымиучреждениями начального профессионального образованияпо профессиям1(человек)
1 С 2010 г. – включая обучающихся на договорной основе.
Электронные средства обучения в образовательных учреждениях
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные учреждения среднего профессионального образования(на начало учебного года)
На начало 2012/13 учебного года статус колледжа имели 11 государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в которых обучалось 7913 студентов (в 2011/12 учебном году - соответственно 11 колледжей, 7090 студентов).
На начало 2008/09 учебного года по системе целевой контрактной подготовки обучался 2141 студент образовательных учреждений среднего профессионального образования, на начало 2009/10 учебного года обучалось 1587 студентов, на начало 2010/11 учебного года – 1281, на начало 2011/12 учебного года – 1128, на начало 2012/13 учебного года – 984 студента.
Численность штатных преподавателей образовательных учрежденийсреднего профессионального образования(на начало учебного года, человек)
На начало 2012/13 учебного года среди штатных преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования ученую степень доктора наук имели 5 преподавателей, кандидата наук - 45 человек; ученое звание профессора имели 5 преподавателей, доцента – 34 человека.
Прием на обучение по программамсреднего профессионального образования по формам обучения(человек)
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованиемгосударственными и муниципальными образовательными учреждениямипо группам специальностей(человек)
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованиемнегосударственными образовательными учреждениями(человек)
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованиемпо формам обучения(человек)
По состоянию на 1 октября 2012 г. направления на работу получили 1,4 тыс. специалистов (61,1%), окончивших на бюджетной основе очные отделения государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Численность студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение
Электронные средства обучения в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях среднего профессиональногообразования(на начало учебного года, штук)
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные учреждения высшего профессионального образования(на начало учебного года)
Численность профессорско-преподавательского персоналаобразовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года, человек)
Прием на обучение по программамвысшего профессионального образования по формам обучения(человек)
Конкурс на вступительных экзаменахв государственных и муниципальных образовательных учрежденияхвысшего профессионального образования по группам специальностей(на 100 мест подано заявлений о приеме)
Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованиемгосударственными и муниципальнымиобразовательными учреждениями высшего профессиональногообразования по группам специальностей
|
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Выпущено специалистов – всего |
15583 |
16195 |
16581 |
15816 |
15706 |
в том числе по группам специальностей: |
|
|
|
|
|
физико-математические науки |
85 |
80 |
63 |
60 |
59 |
естественные науки |
17 |
36 |
37 |
33 |
37 |
гуманитарные науки |
2771 |
2762 |
2962 |
2804 |
3140 |
социальные науки |
310 |
336 |
350 |
216 |
227 |
образование и педагогика |
1438 |
1366 |
1334 |
1002 |
990 |
здравоохранение |
499 |
436 |
438 |
407 |
356 |
культура и искусство |
237 |
285 |
318 |
241 |
246 |
экономика и управление |
5528 |
6133 |
6037 |
5956 |
5398 |
информационная безопасность |
- |
- |
- |
- |
13 |
сфера обслуживания |
249 |
193 |
163 |
160 |
178 |
геодезия и землеустройство |
86 |
91 |
57 |
53 |
83 |
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
203 |
183 |
151 |
205 |
234 |
металлургия, машиностроение и материалообработка |
246 |
247 |
293 |
276 |
182 |
авиационная, ракетно-космическая техника |
80 |
55 |
64 |
52 |
42 |
морская техника |
36 |
65 |
38 |
58 |
44 |
транспортные средства |
1382 |
1321 |
1394 |
1430 |
1357 |
приборостроение и оптотехника |
82 |
62 |
98 |
64 |
84 |
геология разведка и разработка полезных ископаемых |
35 |
35 |
33 |
31 |
28 |
электронная техника, радиотехника, связь |
362 |
397 |
289 |
266 |
287 |
автоматика и управление |
71 |
50 |
26 |
42 |
66 |
информатика и вычислительная техника |
197 |
194 |
189 |
152 |
133 |
химическая и биотехнологии |
53 |
90 |
80 |
78 |
62 |
воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
122 |
138 |
108 |
102 |
76 |
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
14 |
31 |
37 |
79 |
71 |
строительство и архитектура |
777 |
818 |
795 |
726 |
849 |
безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды |
178 |
192 |
211 |
177 |
226 |
по направлениям подготовки |
525 |
599 |
1016 |
1146 |
1238 |
(человек)
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Выпущено специалистов – всего |
1360 |
1401 |
1173 |
1038 |
767 |
в том числе по группам специальностей: |
|
|
|
|
|
гуманитарные науки |
431 |
421 |
331 |
240 |
192 |
экономика и управление |
734 |
808 |
669 |
652 |
434 |
по направлениям подготовки |
195 |
172 |
173 |
146 |
141 |
(человек)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования |
||||
Выпущено специалистов – всего |
15583 |
16195 |
16581 |
15816 |
15706 |
в том числе обучавшихся на отделениях: |
|
|
|
|
|
очных |
7218 |
7788 |
7488 |
7054 |
6880 |
очно-заочных (вечерних) |
134 |
110 |
205 |
194 |
170 |
заочных |
8231 |
8297 |
8888 |
8568 |
8656 |
|
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования |
||||
Выпущено специалистов – всего |
1360 |
1401 |
1173 |
1038 |
767 |
в том числе обучавшихся на отделениях: |
|
|
|
|
|
очных |
399 |
368 |
321 |
184 |
136 |
очно-заочных (вечерних) |
66 |
14 |
16 |
23 |
5 |
заочных |
895 |
1019 |
836 |
831 |
626 |
По состоянию на 1 октября 2012 г. направления на работу получили 2,7 тыс. специалистов (71,0%), окончивших на бюджетной основе очные отделения государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Выпускники с высшим профессиональным образованием
по уровню полученных дипломов
(человек)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования |
||||
Выпущено специалистов – всего |
15583 |
16195 |
16581 |
15816 |
15706 |
из них получили диплом: |
|
|
|
|
|
о неполном высшем профессиональным образовании |
33 |
121 |
54 |
28 |
40 |
бакалавра |
457 |
497 |
923 |
943 |
923 |
специалиста с высшим профессиональным образованием |
15025 |
15475 |
15511 |
14643 |
14428 |
магистра |
68 |
102 |
93 |
202 |
315 |
|
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования |
||||
Выпущено специалистов – всего |
1360 |
1401 |
1173 |
1038 |
767 |
из них получили диплом: |
|
|
|
|
|
о неполном высшем профессиональным образовании |
8 |
117 |
3 |
- |
- |
бакалавра |
195 |
172 |
171 |
146 |
140 |
специалиста с высшим профессиональным образованием |
1157 |
1112 |
997 |
892 |
626 |
магистра |
- |
- |
2 |
- |
1 |
Численность студентов образовательных учреждений
высшего профессионального образования, обучавшихся
с полным возмещением затрат на обучение
(на начало учебного года)
|
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 |
Численность студентов – всего, человек |
89370 |
88388 |
84496 |
78734 |
73082 |
в том числе обучавшихся |
59807 |
58667 |
55977 |
51285 |
47377 |
в процентах от общей численности студентов |
66,9 |
66,4 |
66,2 |
65,1 |
64,8 |
(на начало учебного года, штук)
|
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 |
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях |
5716 |
5785 |
5938 |
6149 |
7981 |
из них: |
|
|
|
|
|
в составе локальных вычислительных сетей |
4756 |
4896 |
5371 |
5543 |
7315 |
имевшие доступ к сети Интернет |
4269 |
4378 |
5009 |
5309 |
7322 |
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов |
6,9 |
7,2 |
13,0 |
15,6 |
23,0 |