Ответ Минэкономразвития России (о госрегистрации ЮЛ и ИП) |
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ)
Председателю Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Е.Н. Шулепову Уважаемый Евгений Николаевич! Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение по вопросу внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает. Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства, в связи с чем Департамент вправе высказать только мнение по поставленным вопросам, которое не является обязательным для применения. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов» (далее - Закон № 228-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), предусматривающие создание Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСФДЮЛ). Целями создания ЕФРСФДЮЛ являлось повышение информационной открытости и прозрачности деятельности юридических лиц в части оперативного раскрытия информации о существенных фактах их деятельности, необходимой в том числе для оценки рисков при выборе контрагентов. В соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 7.1. Закона № 129-ФЗ сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1. Закона № 129-ФЗ, а также иные сведения, внесение которых в ЕФРСФДЮЛ является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат внесению ЕФРСФДЮЛ лицом, на которое возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых й ЕФРСФДЮЛ является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Закон № 129-ФЗ не содержит положений, касающихся внесения в ЕФРСФДЮЛ юридическим лицом сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 7 статьи 7.1. Закона № 129-ФЗ, внесение которых в ЕФРСФДЮЛ в силу абзаца второго пункта 8 статьи 7.1. Закона № 129-ФЗ является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Подпунктом «м» пункта 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что в ЕФРСФДЮЛ подлежат внесению сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности. При этом, сведения, предусмотренные подпунктом «м» пункта 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ, подлежат внесению в ЕФРСДЮЛ юридическим лицом в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации на такое лицо возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений. По вопросу оплаты внесения сведений в ЕФРСДЮЛ сообщаем, что Минэкономразвития России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части функционирования единых федеральных реестров», предусматривающий в том числе отмену обязанности по оплате внесения сведений в ЕФРСФДЮЛ. В соответствии с установленным порядком законопроект прошел общественное обсуждение, по результатам которого Минэкономразвития России рассматривает поступившие предложения по его доработке. В соответствии с пунктом 5 статьи 7.1. Закона № 129-ФЗ лицо, осуществляющее в соответствии с Законом № 129-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ, подписывает информацию в электронной форме, включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В целях реализации установленных полномочий, вступивших в силу с 1 января 2013 г., Минэкономразвития России приказом от 5 апреля 2013 г. № 178 утвержден Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - Порядок). Согласно предусмотренному Порядком общему правилу внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ осуществляется посредством формирования электронного сообщения, которое подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Каких-либо условий использования усиленной квалифицированной электронной подписи, адаптированной специально для внесения сведений в ЕФРСФДЮЛ, указанным приказом и Законом № 129-ФЗ не предусмотрено. В отношении использования универсальной (единой) квалифицированной электронной подписи для всех случаев размещения информации в соответствии с законодательством Российской Федерации отмечаем, что данный вопрос согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 976 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи» отнесен к компетенции Минкомсвязи России. Учитывая изложенное, по указанному вопросу полагаем целесообразным направить соответствующее обращение в Минкомсвязь России.
Заместитель директора Департамента Корпоративного управления Минэкономразвития России М.И. Бештоев 20 августа 2013г. |