Ответ прокуратуры г. Хабаровска (КГБУ "Хабаровская горСББЖ") Печать

Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Хабаровского края

Прокуратура г. Хабаровска

 

Прокуратурой г. Хабаровска проведена проверка по Вашему обращению по вопросу правомерности действий должностных лиц КГУ «Хабаровская городская станция по борьбе с болезнями животных», направленных на понуждение хозяйствующих субъектов к получению ветеринарных сопроводительных документов на готовую продукцию промышленной или тепловой обработки. Установлено следующее.

КГБУ        «Хабаровская        горСББЖ»        является                                   учреждением, подведомственным управлению ветеринарии Правительства Хабаровского края.

Статьей 1 Закона РФ от 14.05.93 г. № 4979-1 «О ветеринарии» определен перечень задач ветеринарии в РФ, к которым в том числе относятся реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел; осуществление государственного ветеринарного надзора.

Задачи в области ветеринарии в Российской Федерацли осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности.

В соответствии со статьей 15 Закона № 4979-1 Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Таким образом, владельцы продукции животного происхождения должны выполнять установленные ветеринарно-санитарными правилами и нормами требования к такой продукции.

Согласно статье 21 Закона № 4979-1 Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция   животного   происхождения   подлежат   ветеринарно-санитарной экспертизе  в  целях определения  их  пригодности  к  использованию  для пищевых целей.

При этом запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Из смысла ст. 21 Закона № 4979-1 не усматривается указания на ее неприменение к продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке.

В соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 федеральный государственный ветеринарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями,                                                                       их полномоченными представителями и гражданами требований в области ветеринарии, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

При этом следует различать мероприятия по осуществлению государственного ветеринарного надзора за соблюдением владельцами продукции животного происхождения ветеринарно-санитарных требований при заготовке, переработке, хранении и реализации такой продукции и мероприятия по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения. В последнем случае получение сопроводительных документов является обязанностью владельцев продукции животного происхождения.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.11.2006 г. № 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

В соответствии с п. 1.1. Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять   оформление   и    выдачу    ветеринарных   сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

Пунктом 1.2 установлено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Как указано в п. 1.4, ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

При этом ветеринарные свидетельства форм NN 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы N 4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.

14.12.2009 Правительством Российской Федерации принято постановление № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля».

Следует обратить внимание, что Порядок определяет взаимодействие указанных в нем органов государственной власти исключительно в сфере нормативно-правового регулирования в указанной сфере.

То есть, определив полномочия органов государственной власти в области нормативно-правового регулирования, постановление № 1009 не отменяет и не изменяет установленный приказом № 422 порядок оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов, не содержит указания не неприменение приказа № 422 к правоотношениям, связанным с выдачей ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.

В соответствии с п. 1.3 Правил «партии грузов, перечисленных в Приложении № 19 (п. 2.1 мясо и мясные продукты), должны сопровождаться соответствующими ветеринарными свидетельствами.

Кроме того, на территории РФ как стороны - участника Таможенного союза действуют соответствующие положения данной структуры.

Согласно Решению комиссии таможенного союза от 18.06.2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе», мясо

и мясные продукты, готовые пищевые продукты в ходят в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

На основании изложенного, Учреждение правомочно выдавать ветеринарные сопроводительные документы на мясо и мясные продукты, в том числе на продукцию промышленной и тепловой обработки.

Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается.

В случае несогласия с ответом Вы вправе обжаловать его прокурору Хабаровского края или в суд.

 

Прокурор г. Хабаровска

Е.К. Ким

20 августа 2013г.