Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Хабаровского края
Прокуратура г. Хабаровска
Прокуратурой г. Хабаровска проведена проверка по Вашему обращению по вопросу правомерности действий должностных лиц КГУ «Хабаровская городская станция по борьбе с болезнями животных», направленных на понуждение хозяйствующих субъектов к получению ветеринарных сопроводительных документов на готовую продукцию промышленной или тепловой обработки. Установлено следующее.
КГБУ «Хабаровская горСББЖ» является учреждением, подведомственным управлению ветеринарии Правительства Хабаровского края.
Статьей 1 Закона РФ от 14.05.93 г. № 4979-1 «О ветеринарии» определен перечень задач ветеринарии в РФ, к которым в том числе относятся реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел; осуществление государственного ветеринарного надзора.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерацли осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 15 Закона № 4979-1 Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Таким образом, владельцы продукции животного происхождения должны выполнять установленные ветеринарно-санитарными правилами и нормами требования к такой продукции.
Согласно статье 21 Закона № 4979-1 Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
При этом запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Из смысла ст. 21 Закона № 4979-1 не усматривается указания на ее неприменение к продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке.
В соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 федеральный государственный ветеринарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их полномоченными представителями и гражданами требований в области ветеринарии, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
При этом следует различать мероприятия по осуществлению государственного ветеринарного надзора за соблюдением владельцами продукции животного происхождения ветеринарно-санитарных требований при заготовке, переработке, хранении и реализации такой продукции и мероприятия по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения. В последнем случае получение сопроводительных документов является обязанностью владельцев продукции животного происхождения.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.11.2006 г. № 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.
В соответствии с п. 1.1. Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
Пунктом 1.2 установлено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Как указано в п. 1.4, ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
При этом ветеринарные свидетельства форм NN 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы N 4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.
14.12.2009 Правительством Российской Федерации принято постановление № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля».
Следует обратить внимание, что Порядок определяет взаимодействие указанных в нем органов государственной власти исключительно в сфере нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
То есть, определив полномочия органов государственной власти в области нормативно-правового регулирования, постановление № 1009 не отменяет и не изменяет установленный приказом № 422 порядок оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов, не содержит указания не неприменение приказа № 422 к правоотношениям, связанным с выдачей ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.
В соответствии с п. 1.3 Правил «партии грузов, перечисленных в Приложении № 19 (п. 2.1 мясо и мясные продукты), должны сопровождаться соответствующими ветеринарными свидетельствами.
Кроме того, на территории РФ как стороны - участника Таможенного союза действуют соответствующие положения данной структуры.
Согласно Решению комиссии таможенного союза от 18.06.2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе», мясо
и мясные продукты, готовые пищевые продукты в ходят в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
На основании изложенного, Учреждение правомочно выдавать ветеринарные сопроводительные документы на мясо и мясные продукты, в том числе на продукцию промышленной и тепловой обработки.
Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается.
В случае несогласия с ответом Вы вправе обжаловать его прокурору Хабаровского края или в суд.
Прокурор г. Хабаровска
Е.К. Ким
20 августа 2013г.
|