Рекомендации парламентских слушаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ Печать

Председателю ДВОПП

Е.Н. Шулепову

Направляем для использования в работе рекомендации парламентских слушаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по теме «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации», содержащие предложения объединениям работодателей.

Приложение : на 8 л. в 1 экз.

Председатель комитета по труду и занятости

населения Правительства Хабаровского края Т.А. Воробьева

8 мая 2013 года

Федеральное собрание российской федерации

Комитет совета федерации

по науке, образованию, культуре и

информационной политике

Руководителям законодательных

(представительных) и исполнительных

органов государственной власти

субъектов РФ

21 февраля 2013 года Советом Федерации были проведены парламентские слушания "О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации" с участием Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко.

В мероприятии приняли участие более 130 человек из 38 субъектов Российской Федерации, среди них члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, общественных организаций и объединений работодателей.

Отметив нехватку инженерно-технических кадров новой формации,
участники парламентских слушаний необходимость

совершенствования нормативно-правового регулирования указанной сферы, повышения качества подготовки кадров, расширения взаимодействия работодателей и образовательных организаций, повышения роли профильных общественных организаций в совершенствовании развитии системы инженерно-технического образования.

Направляю Вам рекомендации парламентских слушаний.

Приложение: на 7л. в 1экз.

Первый заместитель председателя Комитета Ю. Н. Солонин

21 апреля 2013г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний "О государственной политике

в сфере подготовки инженерно-технических кадров

в Российской Федерации'

21февраля 2013 года

г. Москва

Участники парламентских слушаний, рассмотрев и обсудив вопросы, связанные с обеспечением потребностей российской экономики в инженерно-технических кадрах, существующие пробелы в этой сфере, подчеркивают актуальность рассматриваемых проблем и особую важность, их разрешения в целях создания благоприятных условий для развития высокотехнологического производства.

Подготовка высококвалифицированных инженерно-технических кадров является важнейшей составляющей современного образовательного процесса, в значительной мере влияющей на формирование инновационной экономики страны. Сегодня, когда меняются акценты в направлениях развития экономики государства, становится все более важным кадровое обеспечение ее высокотехнологичной сферы.

Инженерное образование является самым наукоемким из всех сфер образования. Во-первых, потому что изучаемые предметы сложны для освоения, а во-вторых, темп обновления знаний самый высокий именно в технике и технологии. Отхода - повышенное внимание к техническим университетам.

Необходимость совершенствования подготовки специалистов инженерно-технического профиля, включая новые специальности, признается на государственном уровне. Примером тому служат Президентская программа повышения квалификации инженерных: кадров на 2012-2014 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 594, Перечень поручений Президента Российской Федерации по обеспечению неотложных задач социально-экономического Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации, ИЮЛЯ 2012 года, Пр-.1798, государственная программа

Российской Федерации "Развитие образования" на 2013—2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р.

Анализ современного состояния системы подготовки инженерно-технических кадров свидетельствует о том, что, несмотря на определенные позитивные изменения, происшедшие за последние годы, в этой сфере по-прежнему остается ряд нерешенных вопросов.

Серьезной проблемой является недостаточная согласованность действий между бизнес-сообществом и образовательными организациями. Требуется более активное участие объединений работодателей, профессиональных ассоциаций в разработке профессиональных стандартов, формировании заказа на подготовку специалистов нужного профиля.

Кроме того, деятельность и условия работы образовательных организаций инженерно-технического профиля по ряду причин еще не в полной мере соответствуют современным требованиям подготовки специалистов. Так, для значительного числа вузов характерны:

высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава, практическое отсутствие пополнения профессорско-преподавательского состава молодыми кадрами, в том числе из отраслевой науки и с производства;

недостаточность объемов заказов на выполнение научно-исследовательских к опытно-конструкторских работ и их финансирования со стороны промышленного сектора;

неопределенность механизмов финансовых взаимоотношений с предприятиями при организации целевой подготовки специалистов по индивидуальным учебным планам на контракгной основе;

отсутствие возможности полноценного проведения всех видов практики на базовых предприятиях;

нерешенность социальных вопросов закрепления молодых специалистов на промышленных предприятиях (низкий уровень заработной платы, необеспеченность жильем, отсутствие условий для карьерного роста и т.п., прежде всего в организациях оборонно-промышленного комплекса);

неспособность обеспечить острую потребность современного рынка труда в управленческих кадрах, имеющих инженерную квалификацию.

Важным направлением государственной политики должно стать няти Решений о реорганизации вузов, при этом нельзя допускать в процессе планируемой оптимизации образовательные организации, занимающиеся подготовкой инженерно-технических кадров, потеряли свою профильную специализацию.

Признавая актуальность и объективную необходимость формирования в Российской Федерации эффективной системы подготовки инженерно-технических, кадров, участники парламентских слушаний

рекомендуют:

1. Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) осуществлять мониторинг правоприменительной практики в сфере
подготовки инженерно-технических кадров;

2) содействовать совершенствованию нормативно-правовой базы обеспечивающей эффективность развития системы инженерно-технического образования.

2. Правительству Российской Федерации:

1) разработать и реализовать комплексную программу модернизации инженерно-технического образования, в том числе предусмотрев вопросы развития соответствующих секторов среднего профессионального образования

2) разработать государственную программу подготовки кадров для предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации с учетом положений государственного плана подготовки работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 421);

3) установить средний уровень заработной платы инженеров не ниже среднего уровня заработной платы, по экономике субъекта Российской Федерации;

4) при формировании государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров предусмотреть увеличение нормативов финансового обеспечения в части, касающейся затрат на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, совершенствование профессиональных образовательных программ, привлечение иностранных специалистов к образовательному процессу, а также, на мероприятия, связанные с прохождением практики и проведением стажировок, в том числе в ведущих научно-образовательных центрах России и за рубежом;

5) разработать и развивать различные формы и механизмы партнер 1 вузов с предприятиями реального сектора экономии работодателями, бизнес-сообществом, а также эффективнее развивать существующие механизмы такого партнерства;

6) обеспечить формирование системы прогнозирования потребное в рабочих и специалистах (по объему и направлениям инженерно-технической подготовки, с учетом реальных запросов рынка труда и тенденции развития перспективных направлений экономики страны;

7) оказывать поддержку развитию кооперации вузов с научными организациями и промышленными предприятиями;

8) продолжить практику создания центров коллективного пользования, в том числе центров суперкомпьютерных технологий, нанотехнологий и биотехнологий, лабораторий удаленного доступа, нанотехнологии исследований, предусмотрев соответствующее финансирование;

9) разработать до 2014 года и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования;

10) рассмотреть вопрос о разработке комплексной программы обеспечения жильем студентов, аспирантов и молодых научно-педагогических работников;

11) принять меры по координации действий государства, организации
топливно-энергетического комплекса и научно-образовательного сообщества при решении задач подготовки и обеспечения отраслей топливно-энергетического энергетического комплекса квалифицированными кадрами;

12) рассмотреть вопрос о пересмотре и обновлении перечня профессий и специальностей инженерно-технического профиля;

13) проработать вопрос о формировании системы сертификации инженерных квалификаций с учетом мирового опыта;

14) разработать общенациональную программу "Педагогические и управленческие кадры профессионального образования";

15) проработать вопрос о выделении но типу национальных исследовательских университетов инновационных инженерно-технических вузов как Центров разработки и апробации новых образовательных стандартов профессионального образования и подготовки современных кадров;

16) разработать и реализовать систему мер, направленных на повышение престижа инженерного труда.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

1) на основе прогноза потребностей в рабочих и специалистах обеспечить совершенствование механизмов планирования контрольных приема на обучение за счет бюджетных ассигнований по востребованным инженерным (техническим) специальностям и рабочим профессиям;

2) внести в Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования изменения, предусматривающие введение коэффициента профильного предмета при поступлении в образовательные организации высшего профессионального образования на обучение по направлениях, подготовки инженерно-технического профиля;

3) совместно с государственными корпорациями проработать вопрос об организации производственной практики студентов с реализацией конкретных проектов с последующим трудоустройством на предприятиях;

4) провести анализ материально-технической базы образовательных учреждений инженерно-технического профиля;

5) создать условия для обеспечения образовательной мобильности студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям инженерно-технического профиля;

6) обобщить и распространить имеющийся опыт по разработке и внедрению образовательных программ, учитывающих конкретные производственные технологии;

7) принять меры, направленные на формирование нормативно-правовой базы в сфере подготовки инженерно-управленческих кадров;

8) осуществить мониторинг проведения эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования и представить его результаты;

9) подготовить предложения по развитие системы базовых кафедр
высших учебных заведений на промышленных предприятиях и в научных организациях;

10) расширить практику создания ресурсных центров с современной лабораторной базой по направлениям подготовки специалистов;

11) проработать совместно с отраслевыми министерствами вопрос о создании при ведущих предприятиях и организациях центров дополнительного профессионального образования (для подготовки по рабочим профессиям и повышения квалификации инженеров) в целях обеспечения непрерывной подготовки специалистов (школа-колледж-вуз-предприятие);

12) проработать вопрос об учете показателей трудоустройся выпускников по полученной специальности при оценке эффективности деятельности государственных образовательных организации высшего профессионального образования;

13) провести анализ востребованности, трудоустройства и занятости выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования и составить долгосрочный прогноз по подготовке специалистов;

14) рассмотреть вопрос о поэтапной замене целевого приема в образовательные организации высшего профессионального образования на целевую контрактную подготовку;

15) разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на вовлечение работодателей в систему профессиональной подготовки кадров.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с органам государственной власти субъектов Российской федерации осуществить финансирование мероприятий, направленных на проведение информационно-просветительской работы по получению, высшего технического образования среди школьников.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) принять меры по долгосрочному прогнозированию изменений квалификационной структуры рабочих и специалистов технических специальностей в отраслях хозяйства субъекта Российской Федерации;

2) обеспечить доступность информации о востребованности профессий и специальностей технического профиля на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рынке образовательных услуг, включая рейтинг учебных заведений;

3) совместно с объединениями работодателей проработать вопросы создания региональных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций;

4) принять меры по воссозданию в образовательных организациях общего образования, домах творчества детей и молодежи кружков технического направления.

6. Объединениям работодателей:

1) в целях синхронизации потребностей рынка труда и системы образования принять участие в формировании современных требований к инженерно-техническим кадрам, а также в разработке отраслевых профессиональных стандартов;

2) осуществлять поддержку образовательных организаций высшего профессионального и среднего профессионального образования в вопросах модернизации учебно-лабораторной базы.

7. Средствам массовой информации организовать публикации статей, создание теле- и радиопрограмм, популяризирующих получение инженерно-технического образования и направленных на повышение престижа технических университетов.

Председатель Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации

В.И. МАТВИЕНКО