"О предложениях по развитию предпринимательства на Дальнем Востоке"-ответ Минэкономразвития России Печать

 

Председателю ДВОПП

Е.Н. Шулепову

Уважаемый Евгений Николаевич!

Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Предложения, содержащиеся в решении общего собрания межрегиональной общественной организации «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей», в целом соответствуют общей концепции, направленной на улучшение инвестиционного и делового климата в субъектах Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) и будет приниматься во внимание в дальнейшей работе Министерства.

 

 

По вопросу улучшения инвестиционного и делового климата в субъектах ДФО сообщаем, что в настоящее время Минфином России разрабатывается проект федерального закона, направленный на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли в целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Проектом федерального закона предусмотрено введение в законодательство Российской Федерации новой категории - участник инвестиционного проекта, реализуемого на территории Дальнего Востока и Байкальского региона (далее - участник инвестиционного проекта). Предусмотренные проектом федерального закона требования к инвестиционному проекту соответствуют аналогичным требованиям, предъявляемым к инвестиционным проектам резидентов Особых экономических зон.

Для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций проектом федерального закона предусмотрены требования, которым должно отвечать лицо для получения статуса участника инвестиционного проекта, в частности, предполагается установить запрет осуществлять иную деятельность, за исключением реализации инвестиционного проекта; запрет на наличие в составе обособленных подразделений; на применение специальных налоговых режимов; на участие в консолидированной группе налогоплательщиков.

Для участника инвестиционного проекта в качестве мер налогового стимулирования предлагается в период первых 10 лет реализации инвестиционного проекта установить ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0 % при условии, что объем инвестиций участника инвестиционного проекта в новые производственные объекты на территории Дальнего Востока и Забайкалья составляет не менее 150 млн. рублей в течение трех лет или 500 млн. рублей в течение пяти лет.

Для участников инвестиционного проекта предлагается возможность снижения по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль организаций и установление ее в размере от 0 до 10 % в период первых 5 лет реализации инвестиционного проекта; а также установления ставки налога на прибыль организаций в размере не менее 10 % в течение последующих лет реализации инвестиционного проекта при условии, что объем инвестиций участника инвестиционного проекта в новые производственные объекты на территории Дальнего Востока и Байкальского региона составляет не менее 150 млн. рублей в течение трех лет или 500 млн. рублей в течение пяти лет.

Управление инвестиционными проектами, претендующими на получение льгот, а также мониторинг их реализации, будут осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Также в настоящее время осуществляется подготовка (в том числе в рамках разработки федерального закона «О развитии Дальнего Востока») предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на обеспечение привлекательных условий ведения бизнеса на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, в части установление долгосрочного тарифного регулирования на перевозки продукции, произведенной на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, что будет способствовать повышению ее конкурентоспособности.

С целью создания условий для привлечения как российских, так и иностранных инвестиций в развитие туристско-рекреационного потенциала о. Русский в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 201 «О создании на территории о. Русский Владивостокского округа Приморского края туристско-рекреационной зоны» создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа в Приморском крае.

30 июня 2010 года подписаны Соглашение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории о. Русский, а также комплекс мероприятий по разработке Перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования.

Также утвержден комплекс мероприятий по разработке Перспективного плана развития ОЭЗ и порядок финансирования. Подписано дополнительное соглашение о продлении срока действия ОЭЗ на 49 лет.

В настоящее время осуществляется подготовка проекта Концепции и Перспективного плана развития ОЭЗ.

Кроме того, прорабатывается вопрос о создании:

- особой экономической зоны портового типа «Порт Зарубино» и МТК «Приморье-2». Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составляет около 150 млрд. рублей. Срок реализации: 2013-2017 гг.

- особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Дальневосточный индустриальных парк автомобильных технологий» (ООО «Соллерс -Дальний Восток») в г. Владивосток. Срок реализации проекта: 2017 г. Стоимость -свыше 250 млн. долларов США.

Создание портовой особой экономической зоны на территории Приморского края предусмотрено в Стратегии социально-экономического развития Приморского края, а также в разрабатываемой государственной программе социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 годы. Срок направления заявки на создание портовой особой экономической зоны - первое полугодие 2013 года.

28 августа 2012 года поручением Правительства Российской Федерации (№ ДМ-П8-5060) утвержден перечень 25 инновационных территориальных кластеров (далее - Перечень), отобранных посредством проведения конкурсного отбора программ развития инновационных территориальных кластеров, в том числе включающий инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края.

Всего было принято и рассмотрено 94 заявки. В рамках конкурсного отбора были определены кластеры, характеризующиеся сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера.

Деятельность отобранных 25 кластеров осуществляется в соответствии с программами развития, согласованными с руководителями соответствующих субъектов Российской Федерации. Реализуются указанные программы развития за счет:

- предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации
(на 2013 год предусмотрено 1*3 млрд. рублей);

- привлечения государственных институтов развития;

- стимулирования участия крупных компаний с государственным участием,
реализующих программы инновационного развития, в деятельности кластеров;

- распространения на территории базирования кластеров части налоговых льгот,
которые законодательно предусмотрены для участников проекта «Сколково».

Исходя из того, что все отобранные кластеры располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности, они уже сейчас демонстрируют высокие показатели своей деятельности, а также обладают значительным потенциалом роста.

В соответствии с отраслевой спецификой кластеров они были разбиты на несколько категорий, в том числе «Ядерные и радиационные технологии», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «Новые материалы», «Химия и нефтехимия». Основными направлениями, по которым в пилотных программах развития кластеров запланировано достижение значительных результатов, являются развитие сектора исследований и разработок, развитие производственной и инвестиционной деятельности.

Однако, учитывая, что перечень пилотных кластеров сформирован относительно недавно, пока преждевременно говорить об итогах реализации их программ развития, в том числе промежуточных.

Вместе с тем, можно уже сейчас оценить перспективы деятельности кластеров по приоритетным для всех кластеров направлениям работы — развитие науки и технологий, рост производства высокотехнологичной продукции, увеличение объемов частных инвестиций:

- высокий уровень расходов на НИОКР (в среднем 222 млрд. рублей ежегодно
за период 2007-2011 гг.), который продолжает расти и по прогнозам достигнет
к 2014 году уровня в 323 млрд. рублей в год;

- совокупная выручка от продаж не сырьевой продукции на внутреннем
и внешнем рынке (1 862,8 млрд. рублей за 2011 год). Прогнозное значение данного
показателя по пилотным кластерам в 2016 году составит 3 810,6 млрд. рублей;

- созданные высокопроизводительные рабочие места (в 2011 году - 179 617 ед.), количество которых планируется увеличить до 331 692 ед. к 2016 году;

- высокий уровень производительности труда (в среднем выработка на одного работника за 2011 год составила 1 955,2 тыс. рублей/чел. в год), который по прогнозам достигнет в 2016 году значения в 3 629,5 тыс. рублей/чел. в год;

- объем частных инвестиций (644,5 млрд. рублей за последние 3 года объем), планируемый уровень которых в 2012—2016 гг. должен составить 1 574,2 млрд. рублей.

Стоит отметить, что в настоящее время подготовку предложений по внесению изменений в перечень инновационных территориальных кластеров (далее - кластеры) осуществляет Межведомственная комиссия по технологическому развитию, которая рассматривает вопросы о включении тех или иных кластеров в Перечень и о предоставлении соответствующим кластерам государственной поддержки.

Таким образом, субъекты ДФО при условии наличия проработанной программы развития соответствующего инновационного территориального кластера и прочих необходимых документов могут подать заявку на участие в конкурсном отборе проектов развития кластеров.

По вопросу опубликования итогов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства сообщаем, что вышеуказанная информация опубликована в декабре 2012 года на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети интернет (www.gks.ru).

По вопросу создания профессионального интернет-портала для промышленников и предпринимателей сообщаем, что в целях повышения информированности предпринимателей о мерах поддержки, реализуемых Правительством Российской Федерации, нормативно-правовом регулировании Минэкономразвития России с 2009 года запустил в промышленную эксплуатацию Федеральный портал поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Федеральный портал) (smb.gov.ru). Также действует Федеральный портал молодого предпринимателя (www.young.smb.ru).

Федеральный портал взаимоувязан с такими порталами как портал госзакупок (www.goszakupki.ru) и Портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru).

В рамках Федерального портала также осуществляют свою деятельность региональные порталы малого и среднего предпринимательства. На указанных сайтах предприниматели могут получить подробную информацию о мерах имущественной, консультационной, финансовой и иной поддержки.

Кроме того, на них размещены данные, позволяющие оценить бизнес-климат в регионе, а также информация о госзаказах в рамках квоты для малого предпринимательства.

 

Врио директора Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

и конкуренции Минэкономразвития России А.М. Медведев

4 марта 2013 года