ИНФОРМАЦИЯ о состоянии законности в сфере соблюдения прав субъектов предприн. деятельности Печать

 

ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии законности в сфере соблюдения

прав субъектов предпринимательской деятельности

В соответствии с п.2.1. решения Общественного Совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре края от 21.12.2012 представляем информацию о результатах надзорной деятельности органов прокуратуры края по защите прав субъектов предпринимательства в 2012 году.

 

 

Анализ надзорной деятельности указывает на то, что органами власти продолжают допускаться нарушения законодательства по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Количество выявленных нарушений, а также принятых мер реагирования в данной сфере правоотношений возросло.

В 2012 году органами прокуратуры края выявлено более 2000 нарушений (АППГ - 1500), в связи с чем принесено 175 протестов на незаконные правовые акты (146), внесено 484 представления (277), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 170 лиц (85).

Активизирована исковая работа, в суды направлено вдвое больше заявлений - 92 против 47 в 2011 году.

Эффективно применялись полномочия по возбуждению в отношении нарушителей закона дел об административных правонарушениях, практически втрое возросло число лиц, привлеченных к ответственности по постановлениям прокурора- 163 (62).

Практика применения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ) показывает, что в 2012 году в органы прокуратуры края для согласования проведения внеплановой выездной проверки от органов контроля (надзора) поступило 312 заявлении (в 2011 году - 291). По результатам их рассмотрения вынесено 135 решений об отказе в согласовании проверки (или 43%), в 2011 году принято 123 таких решения. Проведение 177 проверок согласовано (57%), в 2011 году - 147.

Заявлений о согласовании проверок субъектом малого и среднего бизнеса поступило 225, что составляет 72% от их общего количества, из них прокурорами согласовано I 27, по 98 заявлениям принято решение об отказе.

Наибольшее количество заявлений и отчетном году направлено УИД ГУ МЧС России по краю (23%), Государственной инспекцией труда в крае (15%), Дальневосточным управлением Ростехнадзора (12%)

Количество отказов в связи с отсутствием оснований для проверки составило 66% и является наиболее распространенным из принятых решений. Процентный показатель принятых решений об отказе в согласовании по п.1 ч.11 ст. 10 Закона № 294-ФЗ составил 6%, по п.3 ч.11 ст. 10 -21%, по п.4 ч.11 ст. 10 -4%, по п.5 ч.11 ст. 10 - 3%.

В отчетном периоде органами контроля (надзора) края проведено 10371 проверка, в том числе внеплановых 6854 (66%). По результатам проверок выдано 5094 предписаний, из них: по внеплановым проверкам - 2558 (50%); к административной ответственности привлечено 5359 лиц, из них: по внеплановым проверкам - 1915 (36%); 1192 юридических лица привлечено к административной ответственности, из них: внеплановым проверкам - 498 (42%); привлечено к дисциплинарной ответственности 77 лиц, из них по внеплановым проверкам 25 (32%); принято решений о приостановлении деятельности - 25, из них: по внеплановым проверкам - 9 (36%); по результатам проверок отозвано 38 лицензий, все по плановым проверкам.

Из общего количества проведенных проверок - 6232 проведены в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, что составляет 60%. Результативность проведенных в 2012 году органами контроля плановых и внеплановых проверок составила 49%.

Наибольшее количество проверок проведено федеральными органами контроля (74 %).

По-прежнему одним из главных административных барьеров в развитии предпринимательства является проведение контролирующими органами необоснованных проверок.

Прокурорами выявляются факты проведения проверок в отсутствии законных оснований, неуполномоченными должностными лицами, без издания соответствующего приказа (распоряжения), с нарушением установленных сроков. Вскрыты случаи ухода контролирующих органов от исполнения требований законодательства, регламентирующего основания для организации проверок, путем незаконного проведения административных расследований в отношении предпринимателей. В большинстве случаев органами власти не соблюдаются требования закона о своевременном уведомлении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предстоящих проверках.

Так, Бикинским городским прокурором установлен факт проведения незаконной плановой проверки администрацией городского поселения «город Бикин». Проверка индивидуального предпринимателя проведена органом контроля за рамками срока установленного планом (спустя 2 педели после даты окончания мероприятия по контролю). Поданному факту прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.

19.1 КоАП РФ, судом глава поселения и два специалиста администрации привлечены к ответственности в виде предупреждения.

Аналогичные факты выявлялись в отчетном периоде прокурорами Железнодорожного района г.Хабаровска и Верхнебуреинского района в деятельности поднадзорного отдела миграционной службы, прокурорами Ульчского и Хабаровского районов в органах муниципального контроля.

Проверкой, проведенной в Государственной инспекции труда в крае, установлено, что в трех случаях поводом к проведению внеплановых проверок юридических лиц послужили постановления прокуроров о возбуждении дел об административных правонарушениях, направленные в инспекцию для рассмотрения и принятия решений о виновности лиц. Таким образом, Инспекцией в отсутствии оснований организованы внеплановые проверки в отношении лиц, деятельность которых уже оценена в рамках прокурорского надзора. Руководителю Инспекции внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (замечание).

Факты проведения незаконных административных расследований выявлены прокурором района им.Лазо в деятельности территориального отдела управления Роспотребнадзора по краю. Установлено, что поводом к возбуждению дел об административном правонарушении в отношении двух индивидуальных предпринимателей и одного юридического лица послужило поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о проведении проверок лиц, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота мяса свинины и продуктов его переработки. Фактически должностными лицами Роспотребнадзора проведены незаконные (без издания соответствующего распорядительного акта) внеплановые проверки указанных субъектов предпринимательской деятельности, которые оформлены как административные расследования с целью ухода от исполнения требований Закона № 294-ФЗ. По данным фактам прокурором внесено представление, акт реагирования удовлетворен.

Контролирующими органами не всегда соблюдаются установленные законом ограничения при проведении проверок, имеет место возложение на проверяемых лиц непредусмотренных законом обязанностей, незаконное истребование документов.

В 2012 году участились случаи незаконного возложения на юридических лиц обязанностей по рассмотрению обращений граждан. Такие нарушения выявлялись в деятельности Инспекции государственного строительного надзора Правительства края. Дальневосточного управления Ростехнадзора.

Факты истребования у юридических лиц документов, не относящихся к предмету проверки, установлены прокуратурой края в Дальневосточном управлении Ростехнадзора. В нарушение п.З ст. 15 Закона № 294-ФЗ в рамках проверки исполнения предписания, выданного юридическому лицу, проверяющим вновь истребован полный комплект документов, изученных входе ранее проведенной проверки. Также, должностными лицами контролирующего органа предъявляются необоснованные требования к проверяемым лицам.

Например, одним из инспекторов Управления выдано предписание товариществу собственников жилья, пунктом которого организации вменено нарушение требований технического регламента в части отсутствия у ответственного за организацию безопасной эксплуатации лифтов технической литературы по безопасности лифтов. Вместе с тем, регламент не предусматривает данной обязанности, в связи с чем, указанными действиями проверяющим нарушены требования ч.1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ. Для устранения нарушений руководителю Дальневосточного управления Ростехнадзора внесено представление (акт реагирования на рассмотрении).

По-прежнему не исключены случаи выдачи юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) незаконных предписаний.

Амурским городским прокурором внесено представление начальнику МО МВД «Амурский» по факту незаконной выдачи предписаний юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок. В ходе проверки ОГИБДД МО МВД «Амурский» прокурором установлено, что троим юридическим лицам выданы предписания на основании данных о привлечении к административной ответственности их сотрудников (водителей такси), нарушивших правила дорожного движения. По результатам рассмотрения представления прокурора одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Контролирующими органами допускаются нарушения, связанные с невручением проверяемым лицам актов по результатам контрольных мероприятий. Подобные нарушения выявлялись в управлении Роскомнадзора по краю и ЕАО, министерстве образования и науки края, органах муниципального контроля.

Установлены случаи проведения проверок в отсутствии полномочий, с превышением представленной компетенции.

В 2012 году прокурорскими проверками вскрыты факты незаконной реализации администрациями двух Комсомольских рынков контрольных полномочий Роспотребнадзора, Россельхознадзора. В нарушение требований законодательства торговыми инспекторами МУП «РУМА» и ОАО «Торговый комплекс «Дземги» неоднократно осуществлялись проверки на предмет соблюдения индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на рынках «Комфорт», «пл.Металлургов», требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о ветеринарии и о защите прав потребителей. По актам прокурорского реагирования 7 должностных лиц управляющих компаний привлечены к дисциплинарной ответственности, 6 должностных . лиц за самоуправные действия при проведении проверок привлечены к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ. Незаконные проверки прекращены.

Прокурорами выявлялись факты незаконного, без наличия оснований проведения органами полиции проверок хозяйствующих субъектов.

Прокурором Комсомольского района, установлено, что сотрудник УУП ОМВД России Комсомольского района, выполняя поручение начальника ОМВД России по Комсомольскому району, с целью проведения проверки индивидуального предпринимателя, зарегистрировала ложное сообщение о преступлении. После чего провела проверочные мероприятия в отношении лица, материал для возбуждения производства по делу об административном правонарушении направила в управление Роспотрсбнадзора по краю. По итогам рассмотрения предприниматель привлечена к административной

ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение ветеринарно-санитарных правил.

Прокурором материалы в отношении сотрудника полиции направлены начальнику следственного отдела по Комсомольскому району СУ СК РФ по Хабаровскому краю. По результатам проверки следственный орган отказал в возбуждении уголовного дела. Внесенное прокурором района представление по данному факту рассмотрено, виновному должностному лицу объявлен выговор.

В 2012 году органами прокуратуры края выявлялись административные барьеры, создаваемые органами государственной власти и местного самоуправления, при осуществлении разрешительных процедур.

Например, факт незаконного отказа администрации г.Комсомольска-на-Амуре в выдаче юридическому лицу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка установлен прокурором г.Комсомольска-на-Амуре. С целью строительства объекта торговли юридическое лицо обратилось в Комиссию по землепользованию и застройке городского округа «Город
Комсомольск-на-Амуре». По данному заявлению организованы и проведены публичные слушания, на которых обсуждался вопрос предоставления разрешения. Несмотря на отсутствие отрицательных мотивированных предложений и замечаний населения, по результатам слушаний, в нарушение требований ст.39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГсК РФ), положений нормативных правовых актов, Комиссией подготовлены отрицательные рекомендации, повлекшие принятие главой администрации незаконного правового акта об отказе обществу в предоставлении испрашиваемого разрешения.

Кроме того, в нарушение требований ч.8 ст.39 ГсК РФ в свои рекомендации Комиссия необоснованно включила выводы о нарушении обществом требований градостроительных и санитарных норм, что является преждевременным, так как рассмотрение данного вопроса не является предметом публичных слушаний. В соответствии с требованиями ст.51 ГсК РФ представление проекта объекта капитального строительства осуществляется на стадии получения разрешения на строительство.

По выявленным фактам главе города Комсомольска-на-Амуре прокурором города Комсомольска-на-Амуре внесено представление об устранении нарушений законодательства (акт реагирования находится на рассмотрении).

Установлен факт незаконного отказа администрации г. Комсомольска-на-Амуре в предоставлении земельных участков индивидуальным предпринимателям. Основанием для отказа и размещении нестационарных объектов киосков куры-гриль на заявленных предпринимателями земельных участках послужило то, что в запрашиваемых районах обеспеченность торговой площадью превышает установленные нормативы. Вместе с тем, установлено, что при решении вопроса о включении в схему размещении нестационарных объектов киосков куры-гриль, учитывался норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров. В тоже время, другой торговый павильон, имеющий аналогичный норматив, включен в схему размещения нестационарных объектов.

Помимо этого, протокол заседания Комиссии по размещению нестационарных объектов торговли на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» не содержал мотивированных причин, послуживших основанием отказа для включения киосков в указанную схему. Указанными действиями администрация искусственно создала неравное положение между субъектами аналогичных видов экономической деятельности. Главе города г.Комсомольска-на-Амуре внесено представление об устранении выявленных нарушений (акт реагирования находится на рассмотрении).

В истекшем году увеличилось количество выявленных фактов нарушений законодательства о защите конкуренции.

Проведенными проверками установлено, что типичным нарушением закона, допускаемым при передаче в аренду, по договорам безвозмездного пользования муниципального имущества жилищно-коммунального назначения, является нарушение законодательства о конкуренции, а именно, передача указанного имущества третьим лицам, минуя конкурсные процедуры либо получение согласия антимонопольного органа.

Надзорными мероприятиями устанавливались факты нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении им в пользование земельных участков.

Прокурором Комсомольского района установлено, что договором аренды земельных участков, заключенным между юридическим лицом и администрацией Комсомольского муниципального района, на арендатора незаконно возложена обязанность по внесению платы за период, предшествующий заключению договора. Кроме того, изменения в договор аренды внесены без согласования с представительным органом местного самоуправления. В связи с отклонением представления прокурора, в суд направлено исковое заявление о признании действий администрации незаконными. Судом требования прокурора удовлетворены.

Нарушения законодательства выявлялись прокурорами в сфере подключения предпринимателей к сетям инженерно-технического обеспечения.

Прокурором Комсомольского района установлено, что при рассмотрении заявок хозяйствующих субъектов на присоединение к сетям местной энергетической компанией ООО «ШелТЭК» выдвигались непредусмотренные законодательством условия, незаконно предъявлялись к оплате потери электроэнергии. Гак, при рассмотрении заявки предпринимателя о произведении технического подключения проектируемого здания требовалось сообщить о не распространении действий законодательства на проектируемые объекты, однако энергетической компанией ему выставлены незаконные требования о предоставлении ситуационного плана. По результатам рассмотрения заявок, предусмотренный законодательством проект договора и технических условий, как неотъемлемого приложения к договору, предпринимателям не направлялся.

Незаконными признаны и действия энергетической компании по выставлению потерь электрической энергии предприятию, эксплуатирующему придорожное кафе. В связи с установленными нарушениями прокуратурой внесено представление директору ООО «ШелТЭК» с требованием устранить нарушения законодательства. Акт реагирования удовлетворен.

Проведенные прокурорами проверки в сфере исполнения требований Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» показали, что не всеми муниципальными образованиями края исполняются требования законодательства, предусматривающие создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В некоторых муниципальных образованиях предприниматели не могут воспользоваться гарантированным правом получения поддержки в связи с отсутствием на местном уровне программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в ряде поселений Хабаровского, Комсомольского и Николаевского районов такие программы до настоящего времени не разработаны и не приняты.

В некоторых случаях принятые органами местного самоуправления программы являются фактически недействующими, так как ими не урегулированы условия и порядок получения предпринимателями поддержки. Не всеми исполняется обязанность по ведению реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.

По всем фактам неисполнения требований законодательства прокурорами внесены представления.

Состояние законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности находится на постоянном контроле прокуратуры края

Первый заместитель прокурора

В.А. Волков

29.01.2013г.