Ответ Минэконразвития России на обращение ДВОПП об отмене обязательной аттестации рабочих мест Печать

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ДВОПП

Е.Н. ШУЛЕПОВУ

Уважаемый Евгений Николаевич!

Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России (далее - Департамент) совместно с Минтрансом России, Минтрудом России и Минвостокразвития России рассмотрел обращение межрегиональной общественной организации «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей» от 22 ноября 2012 г. № 2-112692, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации и сообщает следующее.

 

 

 

 

1. По вопросу отмены обязательной аттестации рабочих мест.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

 

Статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации определяет аттестацию рабочих мест по условиям труда как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.   

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда являются основой для:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

Кроме того, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда учитываются при обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, а также бесплатной выдаче молока и других равноценных пищевых продуктов.

В связи с изложенным отмена аттестации рабочих мест по условиям труда приведет к существенному снижению защищенности работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и нарушению их трудовых прав.

Вместе с тем, Минтрудом России проводится постоянная работа по снижению административно-финансовой нагрузки на работодателей.

Принят приказ, находящийся на регистрации в Минюсте России, вносящий изменения в Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно вносимым изменениям первичная аттестация рабочих мест проводится на всех рабочих местах. В дальнейшем на рабочих местах с оптимальными и допустимыми условиями труда аттестация не проводится. Исключением являются вновь организуемые и реконструируемые рабочие места. Для рабочих мест, где по результатам первичной аттестации установлены вредные условия труда, периодичность проведения аттестации рабочих мест остается неизменной - 1 раз в 5 лет.

Кроме того, в Правительство Российской Федерации внесен законопроект, предусматривающий замену обязательной сертификации организации работ по охране труда добровольным декларированием.

В отношении стоимости проведения аттестации по условиям труда следует отметить, что Минтрудом России в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» сформирована система из 784 независимых оценщиков условий труда - аккредитованных аттестующих организаций, реестр которых размещен на сайте Минтруда России www.rosmintrud.ru.

С учетом изложенного, для проведения аттестации рабочих мест работодатель имеет право выбирать любую аккредитованную аттестующую организацию.

2. По вопросу разработки и принятия программы развития организаций предпринимательского сообщества, а также формирования экспертных сообществ в целях разработки и регулирования нормативно-правовой базы на их основе сообщаем.

В настоящее время осуществляет деятельность ряд общероссийских общественных организаций (далее - Организации), объединяющих представителей малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в их числе «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата Российской Федерации и т.п., созданных с целью формирования благоприятных политических, экономических и правовых условий для развития предпринимательской деятельности и имеющих почти в каждом регионе свои территориальные отделения (региональные, муниципальные).

Данные Организации представляют интересы малого и среднего бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства - промышленность,

внутреннюю и внешнюю торговлю, сельской хозяйство, финансовую систему, услуги. Предпринимателям оказывается практическая помощь и юридические консультации, осуществляются международные проекты, связанные с поиском сотрудничества между предприятиями России и зарубежных стран.

Кроме того, членство в общероссийских организациях позволяет российским компаниям, их собственникам и руководителям, решать вопросы развития бизнеса, профессионального и карьерного роста управленцев, участвовать в построении эффективной и устойчивой экономической системы страны, развитии её социальной сферы и гражданского общества.

Также отмечаем, что Организации принимают активное участие в обсуждении по подготовке нормативно-правовых актов на площадке Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, в состав которой входят. Организации ведут мониторинг предварительных итогов реализации государственной политики по поддержке субъектов малого предпринимательства и выполнения поручений президента Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В дополнение сообщаем, что для выработки рекомендаций и проведения общественной экспертизы проектов нормативных, правовых актов, регулирующих развитие предпринимательства, теперь органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются общественно-координационные советы по вопросам предпринимательства (далее - Советы), в чей состав также входят представители Организации. В полномочия указанных Советов входят мониторинг и реагирование на нарушение прав и законных интересов предпринимателей при проведении госконтроля, обеспечение предупредительного надзора со стороны прокуратуры по пресечению действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности, выявление и устранение фактов ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, противодействие рейдерским захватам.

Вместе с тем, в настоящее время в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2012 г. № 150 «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительств» в Российской Федерации формируется концепция государственного управления, предполагающая совершенствование институтов гражданского общества, формирование    в    Российской    Федерации    системы    «Открытое    правительство»,

обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации с общественными объединениями, движениями и экспертными организациями.

С 1 марта 2012 г. начала работу система общественной экспертизы законопроектов, расположенная на портале «Открытого Правительства» (далее - Портал).

Основной целью создания Портала является обеспечение участия граждан и заинтересованных организаций в открытой экспертизе социально-значимых законопроектов, инициируемых Правительством Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного следует, что предприниматель, став членом Организации, имеет возможность не только принимать деятельное участие в целом ряде экономических, социальных, общественно - политических проектах, а также быть вовлеченным и косвенно влиять на законотворческий процесс.

Таким образом, по мнению Департамента, разработка и принятие дополнительных программ развития предпринимательских организаций, а также формирование на основе общественных предпринимательских организаций экспертных сообществ, для регулирования нормативно-правовой базы в Российской Федерации при участии государственного аппарата не требуется.

3.    По вопросу исключения из налогооблагаемой базы уплату целевого и
членского взноса в организации гражданского сообщества.

В настоящее время указанные взносы не включаются у передающей стороны в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, на основании пункта 15 статьи 270 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Одновременно, получатель указанных средств вправе не учитывать их в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пункт 2 статьи 251).

Таким образом, в налоговом учете реализован принцип соотнесения доходов и расходов.

Предоставления организациям, осуществляющим расходы в виде членских взносов, возможности учитывать данные расходы при исчислении налога на прибыль приведет к необходимости включения организациями гражданского сообщества полученных взносов в состав налогооблагаемых доходов и, соответственно, уплате налог на прибыль.

Учитывая изложенное, предложение не может быть поддержано.

4.  По вопросу развития экономики Дальнего востока Российской Федерации.

В настоящее время в соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии

социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», а также во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2012 г. № ИШ-П 16-7202, Минвостокразвития России ведет работу по подготовке проекта федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», задачами которой являются: повышение транспортной доступности, включая развитие сети автомобильных дорог, аэропортов местного значения, морских портов; развитие крупных городских агломераций и крупных центров городов, имеющих мультипликативный эффект; обеспечение развития экономики и улучшение качества жизни населения отдельных регионов, создание условий для развития экономической специализации субъектов Российской Федерации на основе природно-ресурсного и индустриального потенциала.

Кроме того, Минвостокразвития России в настоящее время разрабатывает государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», целью которой является: закрепление и привлечение населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и условий комфортной социальной системы; развитие современной опорной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона для обеспечения национальной безопасности и экономической устойчивости; интеграция субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона в систему экономических связей стран Азиатско-Тихоокеанского региона за счет соответствующего усиления геополитического влияния Российской Федерации.

Указанные проекты программных документов планируется представить в Правительство Российской Федерации в I квартале 2013 года.

В дополнение сообщаем, что Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.3 Кодекса управление транспортным средством, водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, а также разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

В целях совершенствования контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, в Кодекс были внесены изменения в редакции Федеральных законов от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 23 апреля 2012 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации».

Необходимо отметить, что проблемы, стоящие перед субъектами автотранспортной деятельности, носят системный характер и затрагивают интересы, как крупных предприятий, так и малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

Так, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством (Федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1993 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)») организация транспортного обслуживания населения, а также государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами    транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщениях

относятся   к  компетенции   органов   исполнительной   власти   субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления.

Вместе с тем, в ряде регионов на автомобильных пассажирских перевозках сложилась ситуация, при которой перевозчики вынуждены, учитывая высокую социальную значимость этих перевозок, предоставлять свои услуги по тарифам с низким уровнем рентабельности или соответствующим себестоимости.

С целью создания приемлемых экономических условий для деятельности хозяйствующих субъектов автомобильного пассажирского транспорта и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих возможность своевременного обновления парка подвижного состава, повышения безопасности и качества пассажирских перевозок, приказом Минтранса России от 19 января 2012 г. № 13 была предусмотрена разработка методических рекомендаций по расчету тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования (кроме железнодорожного транспорта) (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны и в настоящее время проходят процедуру согласования.

Одновременно сообщаем, что Минтрансом России также проводится работа по внесению изменений в ряд законодательных актов, направленных на предоставление Минтрансу России функций по утверждению методических рекомендаций по расчету тарифов на регулярные перевозки пассажиров и провоз багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

На сегодняшний день действующим законодательством Российской Федерации пока не урегулированы вопросы, связанные с организацией регулярных межрегиональных автобусных перевозок.

В этой связи, разработанный Минтрансом России законопроект «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам» внесен в Государственную Думу распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 г.№ 1478-р.

Предполагается совместно с депутатами Государственной Думы доработать законопроект путем включения в него положений, направленных на учета возможность

реализации действующих норм и требований регионального законодательства; региональных планов функционирования и развития сферы транспортного обслуживания населения; уровня развития региональных интеллектуальных транспортных систем; автоматизации транспортных перевозок и развития транспортной инфраструктуры, а таюке совершенствования регионального контроля за осуществлением деятельности по перевозке пассажиров автобусами и городским наземным электрическим транспортом.

В целях исключения дополнительного обременения перевозчиков, с сохранением необходимого уровня безопасности дорожного движения при осуществлении регулярных городских и пригородных пассажирских перевозок, Минтранс России разработал и представил в Минюст России на антикоррупционную и правовую экспертизы проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280 (далее - проект), предусматривающий отмену лицензионного требования по оборудованию тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные городские и пригородные перевозки.

Проект размещен на сайте Минтранса России.

Кроме того, Минтрансом России направлены в Минпромторг России предложения об исключении нормы, устанавливающей требование оснащения техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха, для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров на регулярных городских и пригородных маршрутах, из технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 (пункт 81 технического регламента).

Формирование нормативной правовой базы в сфере пассажирского транспорта -актуальная задача сегодняшнего дня, которая требует комплексной работы по её созданию, прежде всего на региональном уровне с учетом особенностей и возможностей субъекта Российской Федерации.

В настоящее время в значительном количестве субъектов Российской Федерации сформирована нормативная правовая база, определяющая основные критерии и правила по организации транспортного процесса, в том числе по допуску перевозчиков

к    обслуживанию    регулярных    автобусных    маршрутов,    отбору    перевозчиков, требованиям к подвижному составу.

Такое решение данной задачи позволит повысить качество транспортного обслуживания населения и уровень его безопасности, сделать понятным и прозрачным для каждого участника транспортного процесса, действующие требования по организации пассажирских перевозок.

 

 

 

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минвостокразвития России      Н.И. Ларионова

27.12.2012г.