ОТВЕТ Генпрокуратуры РФ (о некоторых вопросах госрегистрации прав на основании решений ТС) |
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ Е.Н. ШУЛЕПОВУ В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение о несогласии с письмом Росреестра от 21.05.2012 № 14-3648-ГЕ «О некоторых вопросах государственной регистрации прав на основании решений третейских судов» (далее - письмо). В соответствии с информацией Росреестра от 31.08.2012, названной Службой с целью установления единообразной практики на основании сведений своих территориальных органов, дополнительного обсуждения с участием представителей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации проведен анализ применения положений Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав, установленных решениями третейского суда, по результатам которого подготовлено письмо.
Согласно п. 6.2 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр вправе давать разъяснения по вопросам, относящимся к его компетенции. В письме содержится разъяснение Росреестра о том, что если при принудительном исполнении решения третейского суда право на объект недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон) или в соответствии с федеральным законом не с момента его государственной регистрации (например, в порядке наследования), и данное право ранее не было зарегистрировано в установленном Законом порядке, лицом - участником третейского разбирательства (если право указанного лица на основании решения третейского суда переходит к другому участнику третейского разбирательства) также представляются заявление о государственной регистрации права на объект и иные необходимые для ее проведения документы, в том числе правоустанавливающий документ. Данный вывод основан на положении п. 2 ст. 6 Закона, согласно которому государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества. Кроме того, в силу п. 1 ст. 28 Закона права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом п. 1 ст. 20 Закона. В абзаце 9 п.1 названной статьи Закона предусмотрено основание для отказа в государственной регистрации в случае, когда правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. При таких обстоятельствах приведенное разъяснение Росреестра соответствует требованиям Закона. Вместе с тем в силу п. 1 ст. 16 Закона в ситуации, когда проигравшая сторона третейского спора уклоняется от регистрации права и это препятствует исполнению решения третейского суда, судебный пристав-исполнитель в рамках его принудительного исполнения вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации. Правовая экспертиза документов, в том числе при государственной регистрации на основании решений третейских судов, предусмотрена ст. 13 Закона. Генеральной прокуратурой Российской Федерации Ваше обращение от 28.03.2012 № 57 направлено в Росреестр для рассмотрения по существу на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200. Помощник Генерального прокурора Российской Федерации В.Г. Сидоркин |