Ответ Минимущества края на обращение об изменении порядка оформления земельных участков для строительства от 04.07 |
Уважаемый Евгений Николаевич! Министерством имущественных отношений края по поручению Вице-Губернатора края СВ. Щетнева рассмотрено Ваше обращение об изменении порядка оформления земельных участков для строительства в г. Хабаровске. По сути представленных обращений сообщаем следующее. 1. В соответствии со статьей 1 Закона Хабаровского края от 29.11.2006 г. № 78 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством края в лице специально уполномоченных им органов исполнительной власти края.Данные полномочия реализуются органами исполнительной власти края в установленном порядке. Нецелесообразность передачи полномочий по распоряжению земельными участками в г. Хабаровске, неоднократно подтверждена проводившимися ранее совещаниями различного уровня. Каких-либо оснований для передачи вышеназванных полномочий администрации города нет. Практика работы министерства имущественных отношений по продлению сроков договоров аренды земельных участков, заключенных администрацией города для строительства, показывает, что значительное количество из них было заключено с существенными нарушениями законодательства, что в настоящее время препятствует реализации законных прав застройщиков на предоставленные им земельные участки. Например, предоставлялись не сформированные и не поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, после проведения аукционов на комплексное освоение в целях жилищного строительства годами не заключались договоры аренды, предоставлялись земельные участки, обремененные правами третьих лиц и т.д. Утверждение о том, что сроки предоставления земельных участков для строительства в г. Хабаровске были существенно меньше, чем в настоящее время не имеют под собой никаких оснований. В соответствии с внутренним документом департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска, подписанного директором департамента В. А. Новицким, нормативные сроки предоставления земельных участков для строительства по различным схемам оформления прав на землю колебались от 2 месяцев и 5 дней до 4 лет. В настоящее время администрация города обладает широкими полномочиями в сфере управления землями, в том числе по утверждению Генерального плана, Правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов, принятию решений о выборе земельного участка для строительства капитального объекта и утверждения схемы расположения земельного участка. По своей сути данные полномочия представляют собой законодательные нормы и правила по управлению землями. Предоставление земельных участков во исполнение вышеназванных норм и правил - это исключительно распорядительные функции. Централизация законодательных и исполнительных властных полномочий в одном органе, способствует увеличению возникновения коррупциогенных рисков в деятельности такого органа. В связи с вышеизложенным, считаем не целесообразным дальнейшее обсуждение этого вопроса. 2. Предложение об установлении общего срока до 60 дней для принятия решений о предоставлении земельного участка и проведения торгов, не обосновано, и не учитывает всю процедуру формирования и предоставления земельных участков, установленную Земельным кодексом РФ. Исходя из этих законодательных норм, минимально возможный срок предоставления земельного участка для предоставления его на аукционе не может быть менее 240-245 дней. В процессе формирования и предоставления земельных участков для строительства участвует не только министерство имущественных отношений, но и другие органы власти, в том числе подразделения администрации города, подведомственные им организации, а так же различные коммерческие предприятия. Практика работы показывает, что наибольшие задержки связаны с получением технических условий на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, снятию прав и ограничений, постановку земельных участков на государственный кадастровый учет согласно требований федерального законодательства о госзакупках, а не на подготовку и проведение аукционов министерством имущественных отношений края. 3. Возможность принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставления земельных участков без проведения торгов путем публикации сообщения, предусмотрена пунктом 4 статьи 30, пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ. В целях соблюдения справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, выбор способа предоставления земельного участка осуществляется комиссионно. При этом исключается возможность злоупотреблений при принятии решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без торгов только одним должностным лицом. Таким образом, считаем, что процедура принятия решения о способе предоставления земельного участка на комиссии должна быть сохранена. Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование предусмотрено статьей 20 Земельного кодекса РФ и осуществляется только в отношении государственных и муниципальных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. 4. Предложение об определении перечня объектов строительства, предоставление которых возможно путем заблаговременной публикации в газете без проведения торгов, не имеет под собой правового основания. Статья 30 Земельного кодекса РФ предусматривает только право органов государственной власти установить перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. Для решения данного вопроса министерством имущественных отношений края был подготовлен проект постановления Правительства края "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков, на территории городского округа "город Хабаровск," находящихся в собственности Хабаровского края и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для строительства осуществляется исключительно на торгах". В связи с тем, что Правительством РФ был подготовлен проект федерального закона, регламентирующий данный вопрос, согласование вышеназванного постановления Правительства края было приостановлено. 5. Новые административные регламенты, предусматривающие рассмотрения всех документов по принципу "одного окна" только в минимуществе края будут разработаны после внесения изменений в постановление Правительства края от 28.04.2012 г. № 85-пр в части передачи всех полномочий по формированию и предоставлению земельных участков для строительства министерству имущественных отношений края. Вышеназванными административными регламентами будет определен перечень документов, прилагаемых к заявлениям на формирование и предоставление земельных участков. Типовая форма договора аренды земельного участка утверждена приказом министерства имущественных отношений края. 6. Выделение отдельной процедуры, регулирующей порядок предоставления в аренду земельного участка, сформированного за собственный счет заявителя, не возможно и не обосновано. Введение такого порядка приведет к тому, что несколько потенциальных застройщиков может одновременно формировать один и тот же земельный участок. При обращении предпринимателей о желании самостоятельно провести кадастровые работы и поставить земельный участок на государственный кадастровый учет министерством имущественных отношений края выдается доверенность. Каких-либо проблем по данному вопросу нет. 7. Замечания об исключение из проекта постановления градостроительных предложений, как не предусмотренных действующим законода тельством, другие редакционные замечания, учтены при доработке проекта постановления Правительства края о внесении изменений в постановление 8. Порядок согласования проектов нормативных правовых актов определен регламентом Правительства края, которым предусматривается необ ходимость их согласования с Советом по предпринимательству края. Все проекты постановлений Правительства края проходят антикоррупционную экспертизу в установленном порядке и согласование с прокуратурой Министр А.В. Давиденко |