Ответ Минимущества края на обращение об изменении порядка оформления земельных участков для строительства от 04.07 Печать

Уважаемый Евгений Николаевич!

Министерством имущественных отношений края по поручению Вице-Губернатора края СВ. Щетнева рассмотрено Ваше обращение об измене­нии порядка оформления земельных участков для строительства в г. Хаба­ровске.

По сути представленных обращений сообщаем следующее.

1. В соответствии со статьей 1 Закона Хабаровского края от 29.11.2006 г. № 78 "О распоряжении земельными участками, государственная собст­венность на которые не разграничена, на территории городского округа "Го­род Хабаровск", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством края в лице специально уполномоченных им органов исполнительной вла­сти края.

Данные полномочия реализуются органами исполнительной власти края в установленном порядке. Нецелесообразность передачи полномочий по распоряжению земельными участками в г. Хабаровске, неоднократно подтверждена проводившимися ранее совещаниями различного уровня. Ка­ких-либо оснований для передачи вышеназванных полномочий администра­ции города нет.

Практика работы министерства имущественных отношений по продле­нию сроков договоров аренды земельных участков, заключенных админист­рацией города для строительства, показывает, что значительное количество из них было заключено с существенными нарушениями законодательства, что в настоящее время препятствует реализации законных прав застройщи­ков на предоставленные им земельные участки. Например, предоставлялись не сформированные и не поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, после проведения аукционов на комплексное ос­воение в целях жилищного строительства годами не заключались договоры аренды, предоставлялись земельные участки, обремененные правами треть­их лиц и т.д.

Утверждение о том, что сроки предоставления земельных участков для строительства в г. Хабаровске были существенно меньше, чем в настоящее время не имеют под собой никаких оснований. В соответствии с внутрен­ним документом департамента архитектуры, строительства и землепользо­вания администрации г. Хабаровска, подписанного директором департамен­та В. А. Новицким, нормативные сроки предоставления земельных участков для строительства по различным схемам оформления прав на землю колеба­лись от 2 месяцев и 5 дней до 4 лет.

В настоящее время администрация города обладает широкими полно­мочиями в сфере управления землями, в том числе по утверждению Гене­рального плана, Правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов, принятию решений о выборе земельного участка для строительства капитального объекта и ут­верждения схемы расположения земельного участка. По своей сути данные полномочия представляют собой законодательные нормы и правила по управлению землями. Предоставление земельных участков во исполнение вышеназванных норм и правил - это исключительно распорядительные функции. Централизация законодательных и исполнительных властных полномочий в одном органе, способствует увеличению возникновения коррупциогенных рисков в деятельности такого органа.

В связи с вышеизложенным, считаем не целесообразным дальней­шее обсуждение этого вопроса.

2. Предложение об установлении общего срока до 60 дней для принятия решений о предоставлении земельного участка и проведения торгов, не обосновано, и не учитывает всю процедуру формирования и предоставления земельных участков, установленную Земельным кодексом РФ. Исходя из этих законодательных норм, минимально возможный срок предоставления земельного участка для предоставления его на аукционе не может быть ме­нее 240-245 дней.

В процессе формирования и предоставления земельных участков для строительства участвует не только министерство имущественных отноше­ний, но и другие органы власти, в том числе подразделения администрации города, подведомственные им организации, а так же различные коммерче­ские предприятия. Практика работы показывает, что наибольшие задержки связаны с получением технических условий на подключение объектов к се­тям инженерно-технического обеспечения, снятию прав и ограничений, по­становку земельных участков на государственный кадастровый учет со­гласно требований федерального законодательства о госзакупках, а не на подготовку и проведение аукционов министерством имущественных отно­шений края.

3. Возможность принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставления земельных участков без проведения торгов путем публикации сообщения, предусмотрена пунктом 4 статьи 30, пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ.

В целях соблюдения справедливости, публичности, открытости и про­зрачности процедур предоставления земельных участков, выбор способа предоставления земельного участка осуществляется комиссионно. При этом исключается возможность злоупотреблений при принятии решения о про­ведении торгов или предоставлении земельного участка без торгов только одним должностным лицом.

Таким образом, считаем, что процедура принятия решения о способе предоставления земельного участка на комиссии должна быть сохранена.

Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) поль­зование или безвозмездное срочное пользование предусмотрено статьей 20 Земельного кодекса РФ и осуществляется только в отношении государст­венных и муниципальных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Предложение об определении перечня объектов строительства, пре­доставление которых возможно путем заблаговременной публикации в газе­те без проведения торгов, не имеет под собой правового основания.

Статья 30 Земельного кодекса РФ предусматривает только право орга­нов государственной власти установить перечень случаев, когда предостав­ление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.

Для решения данного вопроса министерством имущественных отно­шений края был подготовлен проект постановления Правительства края "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участ­ков, на территории городского округа "город Хабаровск," находящихся в собственности Хабаровского края и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для строительства осуществля­ется исключительно на торгах".

В связи с тем, что Правительством РФ был подготовлен проект феде­рального закона, регламентирующий данный вопрос, согласование вышена­званного постановления Правительства края было приостановлено.

5. Новые административные регламенты, предусматривающие рас­смотрения всех документов по принципу "одного окна" только в минимуществе края будут разработаны после внесения изменений в постановление Правительства края от 28.04.2012 г. № 85-пр в части передачи всех полно­мочий по формированию и предоставлению земельных участков для строи­тельства министерству имущественных отношений края.

Вышеназванными административными регламентами будет определен перечень документов, прилагаемых к заявлениям на формирование и пре­доставление земельных участков.

Типовая форма договора аренды земельного участка утверждена при­казом министерства имущественных отношений края.

6. Выделение отдельной процедуры, регулирующей порядок предос­тавления в аренду земельного участка, сформированного за собственный счет заявителя, не возможно и не обосновано. Введение такого порядка при­ведет к тому, что несколько потенциальных застройщиков может одновре­менно формировать один и тот же земельный участок.

При обращении предпринимателей о желании самостоятельно провес­ти кадастровые работы и поставить земельный участок на государственный кадастровый учет министерством имущественных отношений края выдается доверенность. Каких-либо проблем по данному вопросу нет.

7.         Замечания об исключение из проекта постановления градостроительных предложений, как не предусмотренных действующим законода­ тельством, другие редакционные замечания, учтены при доработке проекта постановления Правительства края о внесении изменений в постановление
Правительства края от 28.04.2007 г. № 85-пр.

8.         Порядок согласования проектов нормативных правовых актов опре­делен регламентом Правительства края, которым предусматривается необ­ ходимость их согласования с Советом по предпринимательству края. Все проекты постановлений Правительства края проходят антикоррупционную экспертизу в установленном порядке и согласование с прокуратурой
края.

Министр А.В. Давиденко