Ответ Министерства юстиции РФ на обращение ДВОПП о совершенствовании КоАП от 09.06.12 Печать

В Министерстве юстиции Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации.

Сообщаем, что информация, изложенная в обращении, принята к сведению и по возможности будет учитываться в дальнейшей законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.

Вместе с тем в части, касающейся предложения о передаче суду полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39 и 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), полагаем необходимым отметить следующее.

Функция суда заключается в обеспечении справедливого и беспристрастного разрешения спора с предоставлением сторонам равных возможностей для отстаивания своих позиций, в связи с чем суд не может принимать на себя выполнение функции возбуждения дел об административных правонарушениях.

Возложение на суд обязанности в той или иной форме выполнять функции органов, наделенных полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях не согласуется с предписанием статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации и препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требует статья 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 23.1 КоАП судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39 и 5.59 КоАП.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон), а также «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 200.

Статьей 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» работники прокуратуры Российской Федерации подлежат дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Таким образом, расширение круга субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП излишне.

По вопросу увеличения штрафных санкций, а также назначения дисквалификации в качестве административного наказания отмечаем, что усиление административной ответственности целесообразно только в случае тщательного анализа правоприменения предлагаемой к изменению нормы и наличия убедительных сведений и статистических данных, свидетельствующих о недостаточности установленных мер ответственности и устойчивой тенденции роста соответствующих правонарушений.

В части, касающейся установления административной ответственности за разработку и утверждение административных регламентов (приказов, положений, инструкций), способствующих нарушению законного порядка рассмотрения обращений граждан, отмечаем, что если гражданин, организация полагают, что их права нарушены решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, они могут обжаловать данные решения, действия (бездействие) в суд в порядке гражданского процессуального судопроизводства.

По вопросу внесения изменений в Федеральный закон сообщаем следующее.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статьей 15 Федерального закона установлено, что лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 5.59 КоАП).

Первый заместитель Министра

А.А. Смирнов