Ответ из ФАС России на обращение ДВОПП о торговле нефтепродуктами в ДФО от 28.02.12 Печать

Уважаемый Евгений Николаевич!

 

В соответствии с письмом Председателя Комитета по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Ю.А. Липатова от 20 декабря 2011 г. № 3.25-19/259, а также во исполнение поручений Аппарата Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № №П9-55351 и от 30 декабря 2011 г. №П9-55311 Федеральная антимонопольная служба совместно с Минэнерго России рассмотрела заявление руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю нефтепродуктами в субъектах Дальневосточного федерального округа Российской Федерации, о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «НК «Альянс» (далее - Заявление) и сообщает следующее.

I.Согласно информации, представленной ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Альянс» в соответствии запросом ФАС России, основными причинами сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов в Дальневосточном федеральном округе является значительное превышение стоимости топлива (с учетом железнодорожного тарифа) производства сторонних нефтеперерабатывающих заводов, расположенных западнее Дальневосточного региона, сокращение закупок независимыми участниками рынка с нефтеперерабатывающих заводов центральной части   Российской   Федерации,   сокращение   объема   поставок   нефтепродуктов сторонними производителями, ранее осуществлявшими торговлю в данном регионе. Большинство региональных потребителей ранее имели устоявшиеся договорные отношения с ОАО «Газпром нефть» и ОАО «АНК «Башнефть», в рамках которых производились стабильные поставки нефтепродуктов. Начиная с весны 2011 года поставки альтернативных производителей были ограничены. Мощности всех нефтеперерабатывающих заводов Дальневосточного федерального округа покрывают только 80% потребностей данного региона в высокооктановых бензинах. ОАО «Н.К «Альянс» и ОАО «НК «Роснефть» в целях максимального удовлетворения спроса потребителей осуществляют закупки моторного топлива у сторонних производителей, в том числе посредством биржевых торгов. В 2011 году ОАО «НК «Роснефть» закупила у третьих лиц 1,85 млн.тонн высокооктановых бензинов, что составило более 22% от реализации ОАО «НК «Роснефть» на внутреннем рынке. По сравнению с 2010 годом рост стороннего закупа автобензинов составил 168%.

ОАО «НК «Альянс» в 2011 году было приобретено посредством биржевых торгов на НПЗ центральной части Российской Федерации (Омский, Уфимский, Ангарский НПЗ) 46 тыс.тонн высокооктановых бензинов.

В целях удовлетворения растущего спроса нефтяные компании осуществляют полномасштабную программу по модернизации собственных производственных мощностей, завершение которой планируется в 2014-2015 г.г., в результате которой планируется увеличить на 60% выпуск высококачественного топлива, соответствующего требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118.

В настоящее время, во избежание повторения ситуации с бензиновым дефицитом, сложившимся в середине 2011 года, некоторые положения Технического регламента были продлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 года № 748. Были продлены сроки выпуска в оборот классового топлива: автомобильного бензина и дизельного топлива класса 2 - до 31 декабря 2012 г, класса 3 - до 31 декабря 2014 года, класса 4 - до 31 декабря 2015 года.

При этом в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, необходимости модернизации производственных мощностей и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов нефтяные компании, в том числе ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг», взяли на себя ряд обязательств, в рамках четырехсторонних соглашений, заключенных с ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом (далее - Соглашения):

модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов согласно установленного графика реализации инвестиционных проектов;

обеспечить достаточное производство высококачественного моторного топлива и предложение на внутренний рынок.

ФАС России, Ростехнадзор и Росстандарт в пределах своих полномочий будут контролировать соблюдение нефтяными компаниями обязательств, предусмотренных Соглашениями. В случае невыполнения обязательств в рамках антимонопольного законодательства будут приниматься решения о возбуждении дел. По результатам рассмотрения таких дел могут быть приняты санкции, включая изъятие необоснованно полученного дохода, в том числе вследствие не обеспечения нефтяными компаниями реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей.

ФАС России полагает, что эти обязательства направлены на недопущение ограничения конкуренции на рынках нефтепродуктов - в том числе таких, как сокращение поставок на внутренний рынок и ущемление интересов потребителей (оптовых, мелкооптовых и розничных).

В части формирования резерва нефтепродуктов и проведения товарных интервенций, в целях стабилизации экономики, ФАС России в исполнение поручений Правительства совместно с Минэнерго России ведет работу по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания резерва нефтепродуктов. Необходимо отметить, что данная система в перспективе поможет оперативно воздействовать на ситуации на региональных рынках нефтепродуктов и предотвращать возникновение дефицита. В настоящее время имеющиеся мощности НПЗ позволяют производить топливо и направлять его как на внутренний рынок, так и на экспорт. В случае возникновения сложностей на внутреннем рынке экспортные потоки без каких-либо существенных дополнительных затрат могут быть переориентированы для удовлетворения потребностей российского рынка. Кроме того, существует возможность при необходимости задействовать поставки топлива с НПЗ Белоруссии. Также одним из возможных вариантов дополнительного предложения топлива является временный вывоз нефти за пределы таможенной территории, например, в Украину, с последующим обратным ввозом произведенных на НПЗ этой страны нефтепродуктов.

II. Согласно информации, представленной Минэнерго России, за 2011 год объем биржевой торговли нефтепродуктами составил 13 262,81 тыс.тонн нефтепродуктов, что в 6 раз больше, чем в 2009 году (2 198,4 тыс.тонн), и в 1,6 раза больше, чем в 2010 году (8 279,1 тыс.тонн). Доля биржевых продаж нефтепродуктов за указанный период составила 17,2% от общего объема их поставок на внутренний рынок.

По результатам анализа имеющейся в распоряжении ФАС России информации о биржевых торгах нефтепродуктами на ЗАО «СПбМТСБ» и НП «МБНК» за период с 01.04.2011 по 25.10.2011 и 01.04.2011 по 09.09.2011 (соответственно) с базисов поставки Ангарский НХК, Ачинский НПЗ и Комсомольский НПЗ, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, установлено, что ОАО «НК «Роснефть» осуществляло реализацию нефтепродуктов с базисов поставки Ангарский НХК, Ачинский НПЗ и Комсомольский НПЗ на биржевых торгах, проводимых ЗАО «СПбМТСБ» и НП «МБНК».

При этом, реализация бензина на ЗАО «СПбМТСБ» с базисов поставки Ангарский НХК, Ачинский НПЗ и Комсомольский НПЗ осуществлялась только в апреле 2011  года общим объемом 62 640 тонн и в октябре 2011  года с базиса поставки Комсомольский НПЗ общим объемом 3 060 тонн.

На НП «МБНК» ОАО «НК «Роснефть» реализовывало бензин в сентябре 2011 года с базиса поставки Ангарский НХК общим объемом 4 860 тонн.

Дизельное топливо на ЗАО «СПбМТСБ» реализовывалось ОАО «НК «Роснефть» с базисов поставки Ангарский НХК, Ачинский НПЗ и Комсомольский НПЗ равномерно с апреля по сентябрь. Общий объем реализации с указанных базисов составил 468 960 тонн. В октябре 201 1 года объем реализации дизельного топлива резко сократился и составил 3 060 тонн. При этом, реализация осуществлялась только с базиса поставки Комсомольский НПЗ.

На НП «МБНК» ОАО «НК «Роснефть» в мае 2011 года реализовывало дизельное топливо с базиса поставки Ангарский НХК общим объемом 3 660 тонн, в июне 2011 года - с базисов поставки Ангарский НХК и Комсомольский НПЗ общим объемом 44 640 тонн и в августе 2011 года - с базисов поставки Ангарский НХК, Ачинский НПЗ и Комсомольский НПЗ общим объемом 22 620 тонн.

ЗАО «Альянс Ойл» осуществляло реализацию бензина и дизельного топлива на биржевых торгах, проводимых ЗАО «СПбМТСБ», с базиса поставки ст. Хабаровск I (ст. отправления).

Общий объем реализации ЗАО «Альянс Ойл» на ЗАО «СПбМТСБ» бензина в период с апреля по сентябрь 2011 года составил 35 580 тонн, из которых 30 120 тонн реализовано в апреле 2011 года. В октябре 2011 года ЗАО «Альянс Ойл» не осуществляло реализацию бензина на ЗАО «СПбМТСБ».

Дизельное топливо на ЗАО «СПбМТСБ» реализовывалось ЗАО «Альянс Ойл» в период с апреля по август 2011 года. Общий объем реализации дизельного топлива составил 19 320 тонн, из которых 5 940 тонн реализовано в апреле 2011 года и 9 420 тонн - в мае 2011 года. В сентябре и октябре 2011 года ЗАО «Альянс Ойл» дизельное топливо на ЗАО «СПбМТСБ» не реализовывало.

ЗАО «Альянс Ойл» в период с апреля по сентябрь 2011 года не осуществляло реализацию нефтепродуктов на биржевых торгах, проводимых НП «МБНК».

В целях анализа текущей ситуации по реализации нефтепродуктов на биржевых торгах для потребителей Дальневосточного федерального округа Российской Федерации ФАС России направлены запросы информации в адрес ЗАО «СПбМТСБ» и НП «МБНК».

III. В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

ФАС России регулярно принимает меры антимонопольного воздействия в отношении нарушителей закона «О защите конкуренции». В 2008 и 2009 гг. было рассмотрено более 250 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также две «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде России, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы - суммарно более 15 млрд. рублей. С конца 2010 года по настоящее время возбуждено 91 дело по фактам нарушений антимонопольного законодательства на региональных рынках. На федеральном уровне в рамках третьей «волны» дел нефтяные компании уже признали факт нарушения закона. В отношении ОАО «АНК «Башнефть», группы лиц ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл» и ее группы лиц, в конце 2011 года принято решение о наложении штрафов на сумму более 4 миллиарда рублей. Решение об административном наказании в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг» будет принято в 1 квартале 2012 года.

ФАС России завершено проведение проверок деятельности НП «МБНК» и ЗАО «СПбМТСБ», ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» за период с 01.09.2010 по 31.01.2011 года по результатам которых составлены акты проверок.

В ходе проведенных проверок в действиях НП «МБНК» и ЗАО «СПбМТСБ» выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении порядка определения победителя или победителей торгов при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела № 1 17/110-11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия ФАС России признала ЗАО «СПбМТСБ» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с созданием участникам торгов преимущественных условий участия в биржевых торгах нефтепродуктами в Секции «Нефтепродукты» ЗАО «СПбМТСБ» и пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с нарушением порядка определения победителей торгов при проведении биржевых торгов нефтепродуктами в Секции «Нефтепродукты» ЗАО «СПбМТСБ».

По результатам рассмотрения дела № 1 17/111-11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия ФАС России признала НП «МБНК» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с нарушением НП «МБНК» порядка определения победителей торгов, установленного в правилах биржевой торговли НП «МБНК».

В рамках обеспечения справедливого ценообразования в регионах принимаются меры антимонопольного реагирования. УФАС России проводятся проверки сложившейся ситуации на региональных рынках нефтепродуктов.

По результатам рассмотрения в 2010 - 2011 гг. дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, Хабаровским УФАС России признаны нарушившими антимонопольное законодательство:

- ОАО «Хабаровскнефтепродукт» (установление и поддержание монопольно высокой цены розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в городе Хабаровске, в городе Комсомольске-на-Амуре, в Хабаровском районе),

- ОАО «АЗС Сервис» и ИП Марченко Л.А. (согласованные действия при установлении и поддержании цен розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в пос. Заветы Ильича Советско-Гаванского района),

- ОАО «Хабаровскнефтепродукт» (создание дискриминационных условий и создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам).

В настоящее время Хабаровским УФАС России рассматривается дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в действиях ИП Постельник В.Ю. (установление и поддержание монопольно высокой цены розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в с. Вознесенское Амурского района). Также Хабаровским УФАС России, в соответствии с процедурой, предусмотренной главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», рассматриваются несколько заявлений хозяйствующих субъектов и граждан на действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» и ОАО «Хабаровскнефтепродукт» по результатам рассмотрения которых будут приняты соответствующие решения.

Приморским УФАС России 12.12.2011 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен при мелкооптовой реализации (условие франко-нефтебаза) бензина марки А-80 (и его аналогов), бензина марки АИ-92 (и его аналогов) и бензина марки АИ-95 (и его аналогов) на территории Приморского края в 2011 году. Дело находится в стадии рассмотрения.

Приморским УФАС России 29.12.2011 возбуждено дело в отношении ООО «РН-Востокнефтепродукт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов на территории Приморского края, путем навязывания контрагентам невыгодных условий договора поставки нефтепродуктов, создания дискриминационных условий при поставке нефтепродуктов, а также отказа в заключении договора на поставку нефтепродуктов. Дело находится в стадии рассмотрения.

В целях стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов 3 августа 2011 года Правительством Амурской области с участием руководителя Амурского УФАС России, представителей ОАО «Амурнефтепродукт» и филиал № 2 ООО «РН-Востокнефтепродукт» было проведено совещание по вопросам поставки топлива в Амурскую область. По результатам проведенного совещания принято решение о принятии мер со стороны органов власти Амурской области, направленных на стабилизацию ситуации на топливном рынке Амурской области.

Также 1 ноября 2011 года Правительством Амурской было принято решение обратиться к руководству Дальневосточной  железной дороги  и  Забайкальского отделения    с    просьбой    оказать    содействие    в     продвижении     составов     с нефтепродуктами для Приамурья в первоочередном порядке.

IV. По мнению Федеральной антимонопольной службы для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов требуется комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения вертикально-интегрированных нефтяных компаний, так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятие ряда нормативных актов.

6 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Третий антимонопольный пакет»), в рамках которого устанавливаются требования к биржевым торгам. Исполнение данных требований позволит сформировать объективный рыночный индикатор на нефтепродукты. «Третьим антимонопольным пакетом» предусмотрен ряд подзаконных актов, которые регламентируют особенности реализации на бирже нефтепродуктов. Разработка этих актов должна завершиться в конце первого полугодия 2012 года.

В целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации ФАС России разработала проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации».

В законопроекте «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен, а именно: биржевые котировки на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут), внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, а также сопоставимые цены зарубежных рынков. Ценовой арбитраж между перечисленными тремя индексами позволит ориентировать цены на нефтепродукты на рыночный уровень и не допускать их необоснованного роста.

Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» дополнительно сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать сделокслияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает пороговое значение. Установлено также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании - владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Кроме того, проектом закона установлена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах.

А.Н. Голомзин