Ответ Минэкономразвития РФ от 18.01.12 на обращение ДВОПП о создании товарно-фондовой биржи в Хабаровске Печать

Председателю ДВОПП

Е.Н. Шулепову

«Об организации  товарно-фондовой

Биржи в г. Хабаровске»

Уважаемый Евгений Николаевич!

Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел предложения Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей по вопросу организации товарно-фондовой биржи в г. Хабаровске и в части своей компетенции сообщает.

 

Конституцией Российской Федерации обеспечивается право граждан владеть и распоряжаться своим имуществом, гарантируется свобода экономической деятельности (статьи 8 и 35), что ограничивает возможность государства вмешиваться в процессы реализации товара и рыночного ценообразования.

 

 

Действующее законодательство Российской Федерации обеспечивает хозяйствующим     субъектам     возможность     самостоятельно     определять сбытовую и ценовую политику, а также заключать договоры с сервисно-сбытовыми сетями и реализовывать через них производимые товары, если иное не предусмотрено законом. Компании вправе выбирать направления, инструменты и механизмы реализации своей продукции (прямые контракты, через торговые дома, на биржевых площадках и др.), исходя из максимизации, получаемого дохода и иных значимых для них факторов.

Биржевая торговля характеризуется рядом особенностей, в том числе тем, что на торгах заключаются сделки (торгуются контракты) на поставку стандартного биржевого товара с унифицированными условиями поставки и качеством. С учетом этого, не каждый товар может быть биржевым товаром.

Кроме того, биржевая торговля целесообразна при наличии со стороны участников рынка спроса на услуги торговой площадки для заключения сделок с большими объемами товара на стандартных условиях. В таком случае биржевая площадка создается заинтересованными участниками рынка как инструмент заключения сделок с биржевым товаром, при котором минимизируются транзакционные издержки и риски.

Вмешательство государства в деятельность компаний, в том числе путем принуждения к участию в биржевых торгах, может привести к дестабилизации экономики, вызванной потерей у производителей и продавцов товаров и услуг экономического стимула для деятельности, а также к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и дефициту основных товаров народного потребления.

Участие компаний в биржевых торгах является добровольным за исключением случаев, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ). Федеральным законом № 135-ФЗ законодательно закреплена возможность выдачи предписания производителям, занимающим доминирующее положение на соответствующих рынках, реализовывать определенную  долю  товара на  организованных  торгах  для   обеспечения ликвидности    объема    организованных    торгов    в    отношении    товаров, реализация которых возможна на организованных торгах.

Вместе с тем, сфера применения этого механизма ограничена, так как выдача предписания предусмотрена только в двух случаях: по результатам рассмотрения антимонопольным органом ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, а также по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Правительством Российской Федерации разработаны правила трансфертного ценообразования, которые обязывают для целей налогообложения к сделкам с взаимозависимыми лицами применять рыночные цены. Целью таких правил является недопущение налоговых потерь в связи с перераспределением доходов и расходов между сторонами сделки, являющимися взаимозависимыми лицами, в целях налоговой экономии.

В целях совершенствования статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Федеральный закон № 227-ФЗ).

Новые правила трансфертного ценообразования, установленные Федеральным законом № 227-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2012 г. В целях контроля за их соблюдением создана отдельная структура в центральном аппарате ФНС России - Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества. Ключевое изменение в правилах трансфертного ценообразования связано с фактическим переложением бремени доказывания обоснованности примененных сторонами цен сделок для целей налогообложения с налогового органа на налогоплательщика, Кроме того, распоряжением от 19 мая 2009 г. № 691-р Правительство Российской Федерации утвердило Программу развития конкуренции в Российской Федерации. В Плане мероприятий по реализации указанной программы предусмотрен ряд мер, направленных на развитие конкуренции, совершенствование и повышение прозрачности механизмов ценообразования в различных отраслях.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» устанавливается ответственность за незаконное образование, создание, реорганизацию юридического лица через подставных лиц вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

Врио директора Департамента

Инновационного развития и

Корпоративного управления                                                                                                                                   Р.А. Кокорев