Размышления "Свадебного генерала" Печать

КАЗНА, НАЛОГИ и АГЕНТ ФИСКА

Министр финансов РФ г-н Силуанов объявил намерение правительства осуществить в наступившем году мобилизацию налогов. Понятно: государственный комбайн для сбора фискального урожая экономики -дырявый; казна федерации - «тришкин кафтан»; мобилизация по – «нашенски», вроде продразверстки кулаков. Министру не позавидуешь-расходы казны имеют свойство увеличивается в размерах, доходы – шагреневой кожи. Следствия стагнации в экономике страны, вызванной обрушением экспортных цен на нефтепродукты, спадом реальных доходов домохозяйств, зависимости государства от импорта товаров народного потребления и орудий производства. Формирующих т.н. налоговую базу.  Ведь столько лет «ла-бла» про целесообразность модернизации патронатной модели социального государства; о морально и физически бесплодной фискальной модели отношений государства с гражданином огненным молохом сжигает производительные силы, а главное, трудовую мотивацию народа.

До организации в 1991 году товарно-фондовой биржи «БИЗОН» в моей профессиональной деятельности был значительный период дилетантского изучения экономики капитализма- альтернативы советскому общественному строю. В которой, институт бирж- это индустриальная система соединения предложения и спроса, обеспечивающая концентрацию капиталов в целях их максимально эффективного воспроизводства. Сердце системы- цена, мозг – публичный контроль интересов, желудок- прибыль, легкие-труд, кровь-деньги… Система отношений  формируемая столетиями в капитализме на христианском каноне веры-доверия. Что каждый участник поступит добросовестно к остальным участникам процесса. Россия в начале 20 века выбрала свой путь в никуда. И когда правительство Гайдара – Чубайса ввело налог на добавленную стоимость, нашел в себе силы публично сказать: нет в мире более иезуитского способа уничтожения промышленности страны. И когда было положено начало сюр-популизму, с последующим увеличением в разы страхвзносов, был предопределен необратимый криндец трем «И» задачам. Открыло пространство протест-теневому деловодству, соответствующему уровню социализации  отношений частого с общим благом. Надеждам,возникновения новых производительных отношений гражданин- гражданское общество-аппарат государства, не дано состоятся. Подтверждением служит спекуляция словом «экономика» и отсутствие синергии смыслов «трудолюбие, рачительность, предприимчивость» в социальном пространстве. Мне, обладателю многолетнего опыта взаимодействия с предпринимательством и властью, и сегодня трудно ответить на вопросы: почему в патронат-социальном государстве граждане уклонение от уплаты налогов превратили в спорт; почему культуры инвестиционного доверия как не существовало во времена советской власти так ее нет при новой – реформаторской… По всему выходит что наша модель государственного устройства социализации, асоциализирует людей. И чем больше огосударствляются функции, принадлежащие общественному саморегулированию, тем очевиднее культы иждивенческой  мотивации жизни.

Вот и выходит, дабы не оказаться в окончательном тупике развития, политическому классу придется решить три задачи: исключить десоциальную сущность государства и минимизировать влияние на деловую активность народа маргинальной идеологии; обеспечить экономическому объединению граждан – соревнование за максимальное получение прибыли с минимизированной обязанностью патроната. Оппонент заявит - это простейший пост-феодальный капитализм… Да! Иначе, выбраться из настоящего болота, нельзя.

 


 

 

Аксиома: казна – налог есть реальная политика правящего режима. Без конкретного объекта фиска – гражданина, налогоплательщика - облако без штанов. По – моему, налог это  иррационально-материальные отношения частного лица с народом и его правящей надстройкой и наоборот: отношение народа и правящей надстройки к естественному праву людей созидать свое дело, объединять его в корпорацию взаимного доверия. Корпорация, казна, налог – образ общего блага, как общественного явления. Фиксация массового уклонения от уплаты сувереностановленного налога показатель социальной незрелости (дикости) объекта, одновременно- отчуждение между низом и верхом общественного строя.

Память выдала мой спор с руководителем местного регионального научно-исследовательского экономического института о причинах массовой гибели заводов и фабрик,созданных в период организующей, направляющей и руководящей силе КПСС. Я пытался доказать – причина не в злой воле правящего режима- хуже, закономерное следствие отчуждения укоренившегося в народе представления о социальном государстве к политическому вектору свободы хозяйствования. Чтобы существовать такая модель нуждается в жертве ради…фиска, т.е. казны обеспечивающей самосохранение правящего режима. Мой оппонент, в свое время крепко пропитанный рассолом советской утопической справедливости, в принципе соглашаясь с выше сказанным утверждением, пытался меня убедить в объективности процесса: мол, лишить народ  нетрудовой халявы – взорвать государство из его нутра… Климат изменился – динозавры вымерли, мамонтов сожрали люди… Так реформаторская власть, не имея организованной социальной опоры, экономической свободы» -со знаком минус, расплачивается за  желудочную лояльность маргинальной массы. А то что эти заводы образ социально- экономического объединения трудящихся, ни сегодня, тем более десять лет назад, науку обществознания не волновало. Другой спор с убежденным коммунистом, депутатом Крайдумы касался сермяжной правды: платит или нет пролетарий налоги на функционирование институтов социального государства? Депутат ответил - подоходный налог… Я попросил его показать гражданский акт -  персональный документ подтверждающий, что гр-н А.Голуб лично внес в казну налог с полученного дохода, солидарный страховой взнос. На что он резонно ответил: за меня это сделал работодатель…Спрашиваю назовите Ф.И.О. этого благородного господина? Молчит. Задаю вопрос кандидату в экономическую науку обществознания: ну если Вам не известен Ваш благодеятель, спасший вас от долга перед государством и его гражданами, что известно миллионам участникам производственных отношений, именуемых продавцами труда – работниками, оставаясь   гражданами РФ, при этом не заплатив рубля в ее патронатную казну, по закону получающих и требующих от родины материальных благ и социального комфорта.  Здесь налоговый агент (кого?) – по факту от правящего политического класса, затем уж госаппарата, в конечном итоге бенефициара социального государства. И меньше всего самого труженика.

Так в этом сценарии появляется новоявленный герой реформации, плоть от плоти своего народа, гражданин предприимчивый, с криком: «Я не раб!!!»… сословия иждивенцев и бюджетной синекуры. «Я тоже так хочу. У меня больше прав распоряжаться доходом моего дела, как мне заблагорассудится»… Мотив приватизации подоходного налога, страхвзносов  и т.д. Начало пути предпринимателя (директора предприятия, налогового  агента) в пространство беззакония- теневую экономику. Казалось бы, чего проще- ликвидировать институт налогового агента. Тем самым, равно: обязанные и ответственные граждане, лично или через доверенного агента, оплачивают функции государственных институтов, внося положенную лепту в общее благо. Но у бенефициара фиска своя правда: люди – электорат с наипримитивнейшей культурой фиска; приобретя законный статут налогоплательщика потребует отчета власти за эффективность распоряжения его рублем; бизнес получит свободу от фискального рабства; критерием социального лифта в общественной иерархии станет упорный профессиональный труд. Творящий зрелость гражданского общества, инвестиционную активность граждан, желанное импортзамещение как свободу- осознанную необходимость определившегосяв целеполагании общества. Избавится наконец от проклятого наследия – социального дальтонизма, видеть в предприимчивом соотечественнике… еду. Осознает причину отчуждения к самому себе человеческого и финансового капитала, его бегства из отеческой крепости…

Настоящая проблема возникла из примитивной философии устроителей советского общественного строя. Гегемон революции прежде чем отдать «фабрики рабочим» освободил себя от экономических обязанностей перед своим же государством. Я, окончив техникум, отслужив положенный срок в армии, будучи начальником мехцеха, придя за первой получкой вместо ожидаемого оклада получил на 28 р. меньше… Обман?Караул!-первая мысль. Оказалось, без моего ведома, государство -  собственник предприятия, отнял подоходный и бездетный налоги в пользу себя любимого. Видимо поэтому и на выборы ходил будто исполнял привычный ритуал без смысла. Так правящий класс, плоть от плоти толпы люмпенов, искоренял буржуазную т.е. гражданскую природу государственного строя. Свидетельством этому является то, что и сегодня в публичной риторике власть придержащего редко услышишь обращение гражданин- граждане…Обычно-привычно звучат слова с аполитичным смыслом: люди, население, жители… И правда какие мы граждане России если нас с ней не связывает рациональная фискальная скрепа. Слава богу, что сохранилась духовная – вековая иррациональная теистическая скрепа.

Однако из гражданского пепла, из иррационального скудоумия упакованного в оболочку «единого правового и экономического пространства» пусть кому-то покажется странным, зарождается новый гражданин – патриот. Сообщество россиян своим необычным фискальным примером выражающих свою ответственность перед страной вообще, этим же примером показывающие презрение к стоящей по ту сторону недобродетели. В сущности, свидетельство эволюции диалектики частного и общего блага.

Я смотрю на налог как мощный стимул социализации людей в производительную силу, мотивирующий человека трудом любить ближнего больше, чем себя самого. На этот счет хорошо заметили японцы: чтобы пчелы добывали больше нектара надо изъять часть заготовленного ими меда… Всему есть мера. Дурной налог, несправедливый, на потребу нужды превращается в антистимул трудовой и предприимчивой деятельности людей. Закон и порядок от правящего режима из справедливой  формы взаимоотношений общего и частного обращается в свою асоциальную противоположность. Что и видим в реальной картине внутрироссийских социально – производственных, гражданских правоотношений с казной - общественным фондом потребления государства. Например: официально признано, что в РФ из 78 млн. трудоспособных граждан 20 миллионов самозаняты отходническим промыслом.  Уклоняются от должного софинансирования благ получаемых от государства и общества. К статистическому фонду заработной платы страны, от которого начисляется подоходный налог продающих свой труд граждан и страховые фонды взаимной солидарности граждан, следует прибавить еще такую же сумму именуемую зарплатой в «конверте». И как справедливо заявлял выше приведенный директор института: чем больше городской мегаполис, тем выше здесь уровень зарплат в конверте…На практике знаем, что «лидером» в этом фискальном нигилизме является политическая столица страны. Вершина нигилизма – коррупция, продажа власть придержащим  отчужденного у общества полномочия.

Точно знаю: ответственность за фискальную мобилизацию власть возложит на 3,5 миллиона налоговых агентов государства: руководителей микро-макро экономических организаций, именуемых на западный манер «бизнес».  Которым социальное, по определению - справедливое государство, за право делать дело-осуществлять на свой страх и риск предпринимательскую деятельность вменило обязанность безвозмездно отнимать часть трудового дохода партнера по бизнесу в интересах казны…, ради блага трутней. Тем самым, быть примером гражданского поведения остальным 110 млн. граждан страны.

Уверен, настоящая затея правительства накроется «медным тазом».Также как с амнистией капитала. Почему? Потому что понятия «гражданин», «налоги», «государство» - одно и тоже. Мне порой кажется, что институт налогового агента, в его сегодняшнем виде, возник в обществе  по причинепримитивнейшим самопознания, в следствии  низкого  уровня легитимизации его политического класса. В силу страха перед безрассудством толпы маргиналов: потому мы не требуем от вас налогов- вы не требуйте от нас качества правления вами. Сделка. И так что имеем?  Если бы граждане  по паспорту были  таковыми  еще и по социальному содержанию, их зкономические организации исполнили должным образом Налоговый кодекс, доходы бюджетов всех уровней увеличились … не менее чем в два раза. Но…бодливовой корове бог рогов не дал. Хорошо или плохо? – диспозиция договора пчелы с трутнем. Вместе с тем, если бы в этом году Госдума упразднила институт налогового агента, что-то дает мне право утверждать: доходы региональных бюджетов увеличились на четверть. Не было бы нужды в мобилизационной трепке бизнеса, убрали почву подозрений в обществе о криминальном свойстве отечественного предпринимательства.

Но вот какое дело: поскольку наше гражданское самосознание – половина должного для торжества идеи экономической свободы, а в ряде региональных сообществ страны считается «западло» вообще платить налоги, в отдельных секторах экономики процветает т.н.трансфертное ценообразование, купля – продажа услуг только черным налом, для большого числа налоговых агентов возникает искушение: я что – рыжий? Государству я должен и обязан, мне никто и ни что…Если мы равнообязанный народ, то каждый должен быть агентом фиска своему доходу. Подобных обращений Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей в Первопрестольную направило вагон. В ответ: «нельзя», потому что сограждане налоги платить не хотят, это усложнит сбор налогов и страхвзносов и вообще - предприимчивый гражданин по закону обязан быть социально ответственным перед миллионами безответственных…  Его судьба и рок в стране вчерашних строителей коммунизма.

Читая ответы- письма «с верхов» всегда возникало дежа-вю: отечеству отказано иметь современную т.е. новаторскую экономику. Не быть в чести рачительному, трудолюбивому и предприимчивому промыслу. Привычной альтернативой которому останется иждивенческий, синекурный, коррупционный промысел.

Триединство созидательной деятельности гражданина: самоидентичность с прошлым – самоопределение в настоящем – самореализация в будущем… Поэтому, пока не восстановим многовековуюфискальную традицию, правовую конструкцию экономической свободы дореволюционного периода наука обществознания ни политический класс не смогут определить причину настоящего общественного кризиса, именуемого экономической стагнацией. Нет надежды на самореализацию гражданского общества в будущем.Вероятность обращения к прошлому российской эволюции общественного строя настолько низка, насколько вероятна модернизация организационного поведения российского буржуа. Его способность определится в Принципах деловодства.


Е. Шулепов, Почетный член ДВОПП

P.S.  Коллеги! Прошу направить свои критические замечания…

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript