"О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства" Печать

Предложения для подготовки заседания Государственного Совета Российской Федерации актуальных проблем по вопросу "О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства"

Финансовая поддержка МСП

Финансовые инструменты господдержки бизнеса, реализуемые Минэкономразвития России через аналогичные региональные программы, эффективно работают на территории Хабаровского края.

Наиболее результативные среди них: микрофинансирование и предоставление поручительств по банковским кредитам малого и среднего бизнеса. Микрофинансирование решает проблемы получения недорогих заемных средств для малого бизнеса, особенно начинающего. Гарантийный фонд обеспечивает потребность в кредитных ресурсах для развития малого бизнеса (на основные и оборотные средства).

Для малого и среднего бизнеса, занятого в реальном секторе, актуальна поддержка, предоставляющая возможности обновления основных средств (субсидирования покупки оборудования, модернизации, лизинга).

Микрофинансирование и грантовая поддержка в кризисной ситуации  2008-2009 гг. в Хабаровском крае стали действенными инструментами удержания и дальнейшей стабилизации сектора малого и среднего предпринимательства и снижения напряженности на рынке труда.

В связи с этим, считаем необходимым в условиях экономической нестабильности усилить финансовую поддержку по направлениям, позволяющим охватить большие массы субъектов малого предпринимательства (микрозаймы, гарантии, гранты, поддержка муниципальных программ).

В настоящих условиях банковского кризиса финансирование реального сектора, в том числе малого и среднего бизнеса, практически заблокировано. Поэтому инструменты государственной поддержки приобретают решающее значение.


Потенциально неплохим инструментом для стимулирования активности средних предприятий является созданное в 2014 году Агентство кредитных гарантий (далее – Агентство). Однако на территории Хабаровского края оно так и не заработало. Из-за условий работы его продукты не востребованы со стороны банков и бизнеса.

В связи с этим, предлагаем:

- работу Агентства в регионах, удаленных от центра России, строить через региональные гарантийные фонды на партнерских условиях;

- в текущих кризисных условиях:

а) дополнить продуктовую линейку Агентства гарантиями по кредитам, выдаваемым на пополнение оборотных средств и рефинансирование кредитов;

б) расширить спектр получателей гарантий Агентства, включив в него торговые предприятия.

В качестве антикризисных мер необходима разработка комплекса мер для радикального снижения стоимости кредитов с установлением приоритетов (например, для неторгового сектора), в том числе, снижение ключевой ставки Центрального Банка РФ, ограничение маржи коммерческих банков на уровне 3-5%.

Также важным направлением финансовой поддержки для субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа считаем активное наращивание и продвижение программ МСП Банка.

В настоящее время на Дальний Восток приходится лишь порядка 3 % средств по программам МСП Банка. Также доля предоставленных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства Дальневосточного федерального округа по программам МСП Банка в общем объеме кредитования малого и среднего бизнеса округа составляет только  1,4%.

Задачи, поставленные Президентом Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, требуют разработки специальных продуктов МСП Банка для дальневосточных регионов с установлением соответствующих лимитов по ресурсам.

Поддержка инвестиционной деятельности среднего бизнеса

До настоящего момента основные ресурсы поддержки сосредотачивались на секторе малого предпринимательства. Вместе с тем, потенциалом для развития регионов являются средние предприятия, не интегрированные в вертикальные холдинги. Однако действенных механизмов их поддержки практически нет.

С 2014 года отменено постановление Правительства РФ от 30.10.2010   № 880 "О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение", позволявшее софинансировать за счет  федерального и регионального бюджетов приоритетные проекты в регионах.

Сегодня одним из инструментов поддержки среднего бизнеса могли бы стать региональные инвестиционные фонды (РИФы). Из-за дефицитности региональных бюджетов ресурсов субъектов Российской Федерации для наполнения РИФов недостаточно. Необходимо "запустить" механизм фондирования РИФов за счет федеральных и региональных бюджетов.

Предлагаем проработать возможность софинансирования расходов на создание инфраструктуры для инвестиционных проектов из средств федерального бюджета путем предоставления регионам субсидий на соответствующие цели в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

 

 

Поддержка экспорта малого и среднего предпринимательства

В условиях жестких экономических ограничений важным направлением является развитие экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства. В Хабаровском крае с 2011 года действует Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Центр активно взаимодействует с "Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР)" по вопросам развития страхования экспортных кредитов малых и средних предпринимателей края. В рамках сотрудничества в 2014 году были реализованы 3 экспортных контракта на поставку энергетического оборудования в Польшу и зерновых культур в Японию.

Считаем, что созданный механизм страхования экспортных кредитов предприятий малого и среднего бизнеса реально работает и дает конкретные результаты. Вместе с тем, дополнительным стимулом для развития экспортной деятельности малых и средних предприятий может стать механизм субсидирования процентной ставки для закупки и модернизации оборудования экспортно-ориентированных малых и средних предприятий. Подобный механизм применяется ГК ВЭБ для поддержки крупных экспортных проектов.

Предлагаем поручить созданному на базе ЭКСАР и Росэксимбанка Центру кредитно-страховой поддержки экспорта проработать такой механизм для малого и среднего бизнеса. Для упрощения доступа предпринимателей к данному виду поддержки считаем целесообразным использовать региональные Центры поддержки экспорта в качестве агентских структур.

Развитие системы поддержки доступа малых предприятий к инженерной инфраструктуре (теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение)

В настоящее время хорошо отработана процедура льготного и недискриминационного подключения малого бизнеса к электрическим сетям. Однако, по-прежнему, большой проблемой для бизнеса остается подключение к сетям естественных монополий – водоснабжения, газоснабжения, теплосетям.

Отсутствие конкуренции создает благоприятную почву для всевозможных нарушений, самые распространенные из которых – незаконный отказ в выдаче технических условий на подключение к инженерным сетям или необоснованное взимание платы за это подключение, затягивание процесса заключения договоров.

Необходимо сделать процедуру подключения к сетям инженерно-технического обеспечения более простой, быстрой, прозрачной и менее затратной (особенно, для малого бизнеса). Практика принятия аналогичных решений по подключению к электросетям доказывает, что это возможно.

 

Снижение избыточной финансовой нагрузки на малый и средний бизнес в связи с компенсацией "северных льгот" работникам

Сохраняется проблема неравных условий ведения бизнеса в районах Крайнего Севера и приравненных к ним по сравнению с остальными территориями России.  Это вызвано высокими тарифами на перевозки и энергоносители и так называемыми "северными льготами" работникам (выплата гарантий и компенсаций, установленных федеральным законодательством).

В целях сохранения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предлагаем:

– принять Федеральный закон о социально-экономическом развитии Дальнего Востока с учетом отражения господдержки приоритетных отраслей и снижения тарифов на тепло-, электроэнергию и транспорт;

внести изменения в Трудовой кодекс РФ, закрепив установление законами субъектов РФ минимально возможного размера компенсации (за счет средств работодателя) стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам, занятым у субъектов малого и среднего предпринимательства по трудовым (коллективным) договорам.

Создание условий для развития социального предпринимательства

Сегодня есть позитивный опыт включения бизнеса в социальную сферу (образование, медицина, аптечные сети). Со вступлением в силу федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", законодательно закреплено вовлечение предпринимателей в социальное обслуживание населения.

Тем не менее, для фактического привлечения бизнеса необходима разработка модельных решений для каждой социальной услуги, начиная с самых востребованных (например, услуг сиделок). Обобщение и тиражирование лучших региональных (муниципальных) практик предусмотрено Дорожной картой АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"  "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", но опаздывает по времени (тиражирование лучшего опыта оптимально  – одновременно со вступлением в силу 442-ФЗ).

Также для расширения возможности получения поддержки предприятиям, созданным общественными организациями инвалидов и обеспечивающим трудоустройство инвалидов, считаем необходимым ввести соответствующие изменения в Федеральный закон № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для отнесения этих предприятий к категории малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование системы государственных закупок

В настоящее время существуют административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

Необходимо радикальное совершенствование и приближение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" к принципам контрактной системы, утвержденным Федеральным законам от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обеспечивающие исключение недобросовестной конкуренции:

- общественный контроль;

- прозрачность исполнения контрактов (общий доступ к результатам исполнения контракта (финансовые документы, фото- и другие материалы).

Кроме того, сохраняется также ряд проблем в действующем механизме  закупок для государственных и муниципальных нужд (по 44-ФЗ). Среди актуальных – отсутствие регламентации экспертизы товаров, работ, услуг для ограничения доступа недобросовестных поставщиков.

Считаем целесообразным предусмотреть механизм формирования экспертного сообщества (квалификационные требования к экспертам, порядок экспертизы, порядок аккредитации экспертов, организации ведения реестра экспертов), а также государственную поддержку региональным центрам экспертизы, позволяющим малому и среднему бизнесу на льготных условиях провести проверку качества поставляемых товаров, выполняемых  работ и услуг.

Повышение вовлеченности органов местного самоуправления в развитие малого предпринимательства

Государственная поддержка муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса позволила существенно активизировать муниципалитеты и, в результате, увеличить объемы финансирования мер поддержки, реализуемых на муниципальном уровне, более, чем в два раза.

Для повышения уровня вовлеченности муниципальных образований в процессы развития малого предпринимательства необходимо:

- федеральными законами перевести поступление налогов по упрощенным режимам  на местный уровень;

- стандартизировать деятельность ОМСУ по работе с бизнесом в режиме "одного окна" по:

а) оказанию государственных и муниципальных услуг, в том числе по получению необходимых технических условий;

б) подготовке типовых (модельных) решений для открытия бизнеса;

в) обеспечению кадрами субъектов малого предпринимательства;

- поставить на системную основу обучение муниципальных служащих и методическую поддержку органов местного самоуправления;

- стандартизировать работу ОМСУ по развитию конкуренции на отраслевых рынках муниципального значения.

В этой связи предлагаем разработать типовые стандарты для органов местного самоуправления в части работы с малым предпринимательством; утвердить федеральную образовательную программу и проводить регулярное обучение муниципальных служащих по развитию предпринимательства на муниципальных отраслевых рынках.

 

Формирование системных мер по ликвидации теневого бизнеса

Теневой бизнес, находясь в заведомо выгодном экономическом положении, создает неравную конкуренцию легальному предпринимательству, порождая проблемы для его устойчивого развития.

Отсутствует адекватное противодействие теневому сектору при одновременной низкой правовой защищенности легального бизнеса.

Процедуры установления фактов для целей административной ответственности сложны ввиду необходимости обоснования получения коммерческой выгоды и требуют привлечения к выявлению таких правонарушений должностных лиц административных органов, обладающих правом осуществления контрольной закупки. Финансовая ответственность нелегального бизнеса ничтожна по сравнению с получаемой выгодой, а затраты государственного аппарата на привлечение лица, совершившего административное правонарушение, к суду значительно превышают поступления в бюджет от денежных взысканий (штрафов).

С целью предотвращения возможных негативных последствий, выработки единой правоприменительной практики, легализации сферы общественных отношений, вызывающей широкий общественный интерес, реализации принципа законности, необходимо разработать и реализовать комплекс мер по борьбе с теневым бизнесом, включая устранение пробелов в законодательстве, позволяющих нелегальному бизнесу действовать безнаказанно.

________________________