Ответ заместителя руководителя ФАС России на обращение ДВОПП о ценах на нефтепродукты Печать

Председателю ДВОПП

Е.Н. Шулепову

26.12.2014г. №АГ/53894-ПР/14

О ценах на нефтепродукты

на № А26-02-117257311 от 26.11.2014 на№П9-58401 от 01.12.2014 на № П9-59470 от 04.12.2014 на №108677/14 от 26.11.2014

Уважаемый Евгений Николаевич!

Во исполнение поручений Аппарата Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 г. №П9-58401 и от 04.12.2014 г. №П9-59470 Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции рассмотрела поставленные в Вашем обращении вопросы и сообщает следующее.

В соответствии с приказом ФАС России от 26.10.2009 № 712 Федеральная антимонопольная служба совместно с территориальными органами ФАС России осуществляет постоянный мониторинг цен на нефтепродукты в разрезе регионов (в том числе муниципальных образований) Российской Федерации по вертикально-интегриованным нефтяным компаниям (их дочерним предприятиям нефтепродуктообеспечения) и независимым участникам рынка, мониторинг  по движению моторного    топлива   в   регионах   Российской Федерации и по отпуску нефтепродуктов независимым хозяйствующим субъектам, а также мониторинг средневзвешенной величины оптовой надбавки в разрезе компаний.

Также помимо мониторинг ситуации на рынках нефтепродуктов в регионах ФАС России ведет мониторинг биржевых, внебиржевых цен и индикаторов внешнего рынка, приведенных к условиям сопоставимости с внутренним рынком Российской Федерации.

Согласно данным ФАС России и Росстата при годовом росте индекса потребительских цен на 8,5%, рост розничных цен в 2014 году на автомобильные бензины составил 9,5%. При этом рост цен на дизельное топливо в рознице с начала года составил 3,8%.

На крупнооптовом рынке нефтепродуктов рост цен на бензины за период январь - октябрь 2014 года составил:

-    в биржевом сегменте на АИ-92 - 34,15%, на АИ-95 - 41,74%;

-    во внебиржевом сегменте на АИ-92 - 28,43%, на АИ-95 - 25,47%о.

В начале октября 2014г. цена на бензин в крупном опте стабилизировалась, а с середины месяца начался тренд на снижение цены. Так, в период с середины октября до 25 декабря 2014г. снижение цены на бензин в крупном опте составило:

-    в биржевом сегменте на АИ-92 - 21,92%, на АИ-95 - 25,81%;

-    во внебиржевом сегменте на АИ-92 - 16,25 %, на АИ-95 - 16,26 %.

Таким    образом,    на   протяжении    2014    года    на    внутреннем    рынке нефтепродуктов РФ складывался диспаритет цен крупнооптового и розничного сегментов рынка нефтепродуктов. Доходность розничного сегмента рынка на протяжении года постоянно снижалась и достигла в октябре 2014 года 2 рублей.

По состоянию на декабрь 2014г. доходность в розничном сегменте рынка автомобильных бензинов в связи с падением цены в опте выросла и составила около 9 рублей. 04 декабря 2014г. ФАС России в адрес всех крупных нефтяных компаний были направлены письма о необходимости приведения розничных цен на автомобильные бензины в соответствие со сложившееся ситуацией на рынке, путем их снижения (письмо от 04.12.2014г. №ИА/40709/Т4).

05 декабря 2014г.  в адрес территориальных управлений ФАС России направлены поручения о необходимости усиления контроля за ситуацией на розничном    рынке    нефтепродуктов    и    принятия    мер    антимонопольного реагирования при обнаружении признаков нарушений (письмо от 05.12.2014г. №50623/14).

При этом отмечаем, что ФАС России совместно с территориальными органами проводилась постоянная, планомерная работа по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов в течение всего года.

5 ноября 2014 года ФАС России возбудила дело в отношении ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» по признакам манипулирования на бирже (часть 4 статьи 11 закона «О защите конкуренции»).

В результате анализа реестра биржевых торгов на базисе Уфимской группы НПЗ было зафиксировано значительное количество «секундных» сделок на биржевых торгах на продажу со стороны ОАО АНК «Башнефть» и на покупку нефтепродуктов со стороны ОАО «НК «Роснефть» и 000 «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт». Анализ характеристик этих сделок позволил ФАС России сделать вывод о возможном наличии манипуляции на биржевых торгах вышеуказанными компаниями.

Вместе с тем сообщаем Вам, что ФАС России планомерно осуществляет шаги направленный на усовершенствование законодательства в нефтяной отрасли, обеспечение прозрачности ценообразования, а также создание основ для формирования рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

Так, согласно пункту 4 раздела V Энергетической стратегии России на период до 2030 года утвержденной Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-Р (далее - Стратегия), стратегической целью политики развития внутренних энергетических рынков является устойчивое удовлетворение внутреннего спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам на основе создания и развития энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли. Также в данном пункте указанно, что в ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года было обеспечено, создание базовых институтов внутреннего энергетического рынка, в том числе, биржи нефти и нефтепродуктов.

Современные тенденции в этой сфере ориентированы на развитие биржевой торговли энергоносителями, а также на усиление государственного участия и контроля в нефтегазовом комплексе.

К числу основных проблем в указанной сфере отнесены, в том числе, несовершенство рыночной инфраструктуры (базовых рыночных институтов и механизмов биржевой торговли).

Закреплено, что для достижения стратегической цели развития внутренних энергетических рынков необходимо, в том числе, создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов.

В качестве мер и механизмов по достижению указанных целей Стратегия предусматривает, в том числе,  стимулирование участия частных компаний в биржевой торговле энергоносителями, создание нормативных правовых основ для развития торговли энергетическими «деривативами» (фьючерсами, опционами и др.) за рубли и использование результатов биржевых торгов в качестве индикаторов для всей системы цено Согласно пункту 9 раздела V Стратегии, стратегической целью внешней энергетической политики является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.

Современные тенденции в этой сфере связаны с высокой волатильностью мировых цен на основные топливно-энергетические ресурсы и ужесточением конкуренции на традиционных рынках сбыта российских энергоресурсов.

В качестве мер по достижению указанных целей Стратегия предусматривает, в том числе, обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов. Механизм реализации 1 -го этапа указанной меры, в соответствии с пунктом 21 «Дорожной карты» предусматривает, в том числе, формирование национальных ценовых индикаторов российских сортов нефти и нефтепродуктов.

Также указанным пунктом предусмотрено, что на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов будут созданы условия для поддержания эффективности нефтяной отрасли за счет обеспечения равных и прозрачных условий хозяйствования для всех участников нефтяного рынка. Будет обеспечена высокая степень конкуренции, в том числе, за счет стимулирования открытой торговли и развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

В рамках развития концепции закрепленной в Стратегии, ФАС России разработаны и в марте 2012 года внесены в Правительство Российской Федерации проекты Федеральных законов «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации».

Проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» (далее — Законопроект), регламентирует, в том числе, и проблемные вопросы, обозначенные в вашем письме.

Так статья 4 Законопроекта, регламентирующая особенности временного вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт закрепляет, что временный вывод объектов по производству нефтепродуктов в ремонт осуществляется их собственниками и иными законными владельцами по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок временного вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ответственность лиц, нарушающих порядок временного вывода объектов производства нефтепродуктов в ремонт, устанавливается законодательством Российской Федерации.

Кроме того статья 5 Законопроекта, закрепляет запрет на совмещение отдельных видов деятельности и навязывание условий договора.

В   частности   часть   1   статьи   5   запрещается   совмещать   оптовую   и розничную торговлю моторным топливом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а часть 2 статьи 8 Законопроекта предусматривает порядок принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) юридических лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю моторным топливом и занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не обеспечивших выполнение установленных частью 1 статьи 5 Законопроекта требований.

Во исполнение пункта 5 раздела I Протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики от 24.09.2012 №5 о проведении общественных обсуждений данных законопроектов, 08.10.2012 ФАС России опубликованы законопроекты «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» на своем официальной сайте в сети «Интернет» и уведомлены заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, в том числе и нефтяные компании.

По результатам общественных обсуждений в соответствии с поступившими предложениями ФАС России внесены изменения и дополнения в законопроекты. Концепция законопроектов в ходе обсуждения не изменилась, перечень и содержание статей законопроектов в основном сохранено, было учтено большинство замечаний и предложений, внесены правки юридико-технического характера.

08.11.2012 на официальном сайте ФАС России в сети «Интернет» были повторно размещены доработанные законопроекты и пояснительные записки к ним, о чем письмом от 12.11.2012 также были проинформированы заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.

По итогам повторно проведенных общественных обсуждений в соответствии с поступившими предложениями ФАС России были внесены изменения и дополнения, и в конце ноября 2012 года законопроекты «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» направлены в Правительство Российской Федерации.

Также в соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 №П9-55203 письмом ФАС России от 15.05.2013 №АГ/18683-ПР/13 направлены в Правительство Российской Федерации таблицы разногласий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по законопроектам «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации», сформированные по результатам публичных обсуждений.

Во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 18.07.2013 № П9-33828 и в целях выработки взаимоприемлемого решения по проектам федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», ФАС России письмом от 02.08.2013 АГ/ЗОЮЗ-ПР/13 в Аппарат Правительства Российской Федерации направлены актуализированные материалы, необходимые для проведения согласительного совещания по Законопроектам, с учетом изменений по результатам рассмотрения вопроса о введении обязанности нефтяных компаний по согласованию вывода нефтеперерабатывающих мощностей в ремонт, а также о регулировании (надзоре) за соблюдением нефтяными компаниями графика ремонтных работ согласованного с Минэнерго России и Ростехнадзором.

В целях проведения актуализации заключений на Законопроекты и в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 № 260 (далее — Регламент), письмом от 14.10.2013 № ЦА/40025-ПР/13 ФАС России направил Законопроекты на согласование в Минфин России, Минэкономразвития России, Минэнерго России.

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, Федеральной антимонопольной службой 15.10.2013 Законопроекты размещены на официальном сайте ге§и1а1;юп.§оу.ш в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По результатам проведённой независимой антикоррупционной экспертизы по Законопроектам заключения независимых экспертов, получивших аккредитацию Минюста России на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в ФАС России не поступали.

Замечания Минэкономразвития России, Минэнерго России и Минфина России были представлены в ФАС России письмами от 24.10.2013 № Д07и-1041, от 17.10.2013 № КМ-10293/06 и от 29.11.2013 № 03-06-05-01/51863 соответственно.

В соответствии с пунктом 59 Регламента, а также в целях выработки взаимоприемлемого решения по Законопроектам ФАС России были проведены согласительные совещания по Законопроектам с ответственными представителями Минэкономразвития России, Минэнерго России и Минфина России.

По результатам проведенных согласительных совещаний по Законопроектам ФАС России были подготовлены и направлены протоколы согласительных совещаний. Указанные протоколы подписаны ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и Минфином России.

В соответствии с пунктом 60(1) Регламента Законопроекты письмом ФАС России от 19.11.2013 № АГ/46033-ПР/13 были направлены в Минэкономразвития России для дачи заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ). Минэкономразвития России письмами от 30.12.2013 № 29571-ОФ/Д26и и от 03.02.2014 № 1745-ОФ/Д26и представило заключения по Законопроектам об ОРВ, содержащие замечания на Законопроекты.

В соответствии с пунктом 60 Регламента ФАС России письмом от 23.01.2014 № ЦА/1939-ПР/14 Законопроекты направлены в Минюст России на правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу для оценки Законопроектов на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, соблюдения правил юридической техники и наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов, а также на выдачу соответствующих заключений.

Минюст России письмами от 10.02.2014 № 09/9779-ЮЛ и № 09/9769-ЮЛ представил заключения на Законопроекты, содержащие замечания на Законопроекты.

30.04.2014 в соответствии с пунктом 59 Регламента по замечаниям, представленным заключениями Минэкономразвития России по Законопроектам об ОРВ, в ФАС России было проведено согласительное совещание. По итогам согласительного совещания ФАС России с Минэкономразвития России подписан протокол согласительного совещания.

30.07.2014, письмом ФАС России АГ/30563-ПР/14 в Аппарат Правительства Российской Федерации предоставлены актуализированные заключения на проекты федеральных законов «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации», доработанные с учетом дополнений о введении обязанности нефтяных компаний по согласованию вывода нефтеперерабатывающих мощностей в ремонт, а также материалов по оценке регулирующего воздействия Законопроектов.

ФАС России полагает, что принятие и последующая реализация указанных Законопроектов благоприятно повлияет на минимизацию злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующие положение в том числе позволит ограничить возможность манипулирования ценами, стабилизацию ситуации на рынках нефти и нефтепродуктов, формирование рыночных условий оборота нефти и нефтепродуктов.

По мимо указанного, к настоящему времени, в том числе и в рамках реализации концепции определенной Президентом Российской Федерации в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 - организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, с расчетом рублями, а также в процессе осуществления мер по достижению целей закрепленных Энергетической стратегии России на период до 2030 года утвержденной Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-Р в целях развития биржевой торговли был внесен ряд изменений в действующее законодательство, направленных на развитие биржевой торговли в Российской Федерации, а также приняты новые нормативные акты, в частности:

Приказ ФАС России и Минэнерго России от 30 апреля 2013 № 313/13/225 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках» (далее — Совместный приказ) устанавливающий минимальную величину продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, производимых и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1.10.2012 № 103 5 закрепляющее критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты.

Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 623.

Принятые  меры  позволили  в  основном  сформировать  коммерческую инфраструктуру рынка нефти и нефтепродуктов. Развитие получила биржевая торговля  наличным  товаром,   а  также  регистрация  на  бирже   фактических внебиржевых сделок. Тем самым была получена достоверная информация о рынке нефтепродуктов фундаментального характера.

В частности реализация указанных мер позволила

-    усовершенствовать нормативно-правовую базу, содержащую требования к формированию рыночных цен на биржевых торгах на нефтепродукты;

-    повысить ликвидность биржевой торговли наличным товаром;

-    повысить прозрачность и прогнозируемость биржевых торгов;

-    ограничить возможность манипулирования ценами.

-    получить независимым участникам рынка возможность упрощенного доступа на товарный рынок, приобретения продукта и планирования своей хозяйственной деятельности в том числе на дальневосточных базисах (Хабаровском и Комсомольском);

-    сформировать объективные индикаторы биржевых цен;

По результатам 2013 года и 11 месяцев 2014 года можно говорить о качественном улучшении структуры биржевых торгов в 2014 году. Объем реализации нефтепродуктов на бирже ЗАО «СПбМТСБ» в 2014 году составил порядка 14 млн. тонн (13,5 млн.тонн в 2013 году) при обороте 420 млрд. рублей (413 млрд.рублей в 2013 году). Количество заключенных на бирже сделок в 2014 году составило 68 102 ед. (53 200 сделок в 2013 году) при среднем объеме сделки 207 тонн (254 тонн в 2013 году). По данным за 2014 год операции на бирже совершали 1516 компаний (1353 компании в 2013 году).

Кроме того, ЗАО «СПбМТСБ» осуществляет техническую регистрацию и обработку массива данных по внебиржевым сделкам с нефтью и нефтепродуктами. По состоянию на конец ноября 2014 года на бирже было зарегистрировано 127 000 фактических внебиржевых контрактов с нефтепродуктами объемом более ПО млн.тонн (110 млн.тонн в 2013 году), а также 719 внебиржевых договора с нефтью объемом более 96,1 млн.тонн (34,6 млн.тонн в 2013 году). Вышеуказанная статистика позволяет говорить о том, что принятые меры позволили получить достоверную информацию о рынке нефтепродуктов фундаментального характера.

При этом стоит отметить, что на данном этапе развития биржевого сегмента рынка нефтепродуктов, основной задачей было достижение репрезентативных ценовых индикаторов, которые учитывают ценовые параметры сделок с нефтью и нефтепродуктами, заключенных, на бирже, а также во внебиржевом сегменте рынка нефтепродуктов.

Подход к определению минимальных объемов закрепленных Совместным приказом обуславливался, в том числе, реализацией указанной цели. Таким образом, по результатам проработки вопроса определения оптимального для формирования репрезентативных ценовых индикаторов объема предполагаемого к закреплению в Совместным приказом, в том числе и обсуждения с заинтересованными сторонами, ФАС России совместно с Минэнерго России пришли к выводу о том, что на данном этапе развития рынков, минимальный объем реализации товара на бирже необходимый для формирования объективных биржевых индикаторов цены составляет 10% от объема товара реализуемого на внутреннем рынке Российской Федерации.

Указанная концепция была реализована в Совместном приказе и в настоящее время ее эффективность подтверждена практической реализацией.

При этом в целях обеспечения максимальной прозрачности процесса сбытовой деятельности нефтяных компаний для существующих и потенциальных покупателей, регулирующих органов, сотрудников нефтяных компаний и иных заинтересованных лиц, предупреждения нарушений действующего законодательства Российской Федерации, информирования о политике нефтяных компаний в сфере реализации нефтепродуктов на оптовых рынках в Российской Федерации, в том числе о порядке выбора контрагентов и ценообразования в 2012 году ФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства выдала ОАО «ТЫК-ВР Холдинг» предписание о совершении действий, направленных на развитие конкуренции. Компании надлежало обеспечить возможность заключения хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО «ТНК-ВР Холдинг», прямых договоров поставки бензинов автомобильных на равных условиях с хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с ОАО «ТНК-ВР Холдинг». Во исполнение предписания ОАО «ТНК-ВР Холдинг» представило в ФАС России процедуру «Порядок ценообразования и общие принципы   реализации   автомобильных   бензинов   на   оптовых   рынках   на территории Российской Федерации». В конце 2012 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг» представило в ФАС России аналогичную процедуру «Порядок ценообразования и общие принципы реализации дизельного топлива на оптовых рынках на территории Российской Федерации».

Разработанные ОАО «ТНК-ВР Холдинг» процедуры основаны на следующих принципах: преимущественное удовлетворение потребностей в нефтепродуктах на внутреннем рынке РФ, равнодоступность и равные условия сделок для всех контрагентов; единый для всех контрагентов порядок ценообразования; публичность и доступность информации о порядке ценообразования; недопустимость экономически и (или) технологически необоснованных отказов от заключения договоров с покупателями. Как и в разработанных ФАС России Законопроектах, предполагается использование трех базовых индексов рыночных цен, а именно: биржевые котировки и внебиржевые цены на нефтепродукты, а также цены сопоставимых зарубежных рынков; обеспечение недискриминационных условий доступа на оптовый рынок автомобильных бензинов и оказания услуг по хранению нефтепродуктов, реализация нефтепродуктов на условиях, позволяющих соблюсти периодичность и равномерность отгрузок с НПЗ с учетом предоставления логистических возможностей для покупателей.

В конце 2012 года ФАС России была согласована аналогичная процедура «Порядок ценообразования и общие принципы реализации автомобильных бензинов на оптовых рынках на территории Российской Федерации», разработанная ОАО АНК «Башнефть».

25 февраля 2013 года ФАС России согласовала правила торговых практик ОАО «Газпром нефть» в отношении реализации авиатоплива, автомобильных бензинов и дизельного топлива на оптовых рынках в Российской Федерации.

Результатом внедрения торговых практик ОАО «Газпром нефть» станет разделение сбытовой деятельности в области бензинов и дизельного топлива на опт, мелкий опт, розницу и хранение. Это будет способствовать увеличению открытости и прозрачности продаж, и позволит обеспечить недискриминационный допуск потребителей на розничный и оптовый рынок нефтепродуктов.

26    марта 2014 г. ФАС России согласовала торговые политики группы «ЛУКОЙЛ» в области оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в Российской Федерации.

25 июля 2014 г. ФАС России согласовала торговую политику ОАО «НК «АЛЬЯНС» в отношении оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в Российской Федерации.

Эти документы и практика их применения станут важным шагом в формировании цивилизованных рыночных условий на рынках нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время в стадии согласования с ФАС России находится торговая политика ОАО «Газпром газэнергосеть» в отношении реализации   бензинов   автомобильных   и   дизельных   топлив   в   Российской Федерации, а также проводятся необходимые мероприятия по разработке соответствующей Торговой политики ОАО «НК «Роснефть» во исполнение предписания ФАС России в рамках рассмотрения ходатайства о приобретении Компании ТНК-ВР.

В связи с выводом перерабатывающих мощностей в ремонт ФАС России сообщает, что в целях недопущения дефицита нефтепродуктов в регионах Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в 2011 году заключили 4-х сторонние соглашения с нефтяными компаниями, согласно которым нефтяные компании в одностороннем порядке взяли на себя обязательства по реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, предусматривающих поэтапный переход на производство более качественных видов нефтепродуктов и обеспечению, начиная с 2015 года, производства светлых нефтепродуктов в объеме, составляющем не менее 20% от объема добытой или переработанной нефти и их поставку на внутренний рынок, обеспечив устойчивое, не допускающее перерывов, предложение нефтепродуктов на рынке Российской Федерации в соответствии со складывающимся уровнем спроса.

В рамках контроля за соблюдением нефтяными компаниями обязательств, предусмотренных Соглашениями ФАС России проводит ежеквартальный мониторинг объемов фактически произведенных нефтепродуктов.

 

Заместитель руководителя

ФАС России А.Н. Голомолзин