. Независимые АЗС в борьбе за честную конкуренцию
Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей  
г. Хабаровск, ул. Истомина, 35
тел/факс: (4212) 42-05-70
E-mail: khkop@mail.kht.ru
Подробнее..

ДВОПП: 20 лет на страже интересов бизнеса.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Главная Входящая корреспонденция Независимые АЗС в борьбе за честную конкуренцию
Независимые АЗС в борьбе за честную конкуренцию Печать E-mail

Деловой еженедельник «Конкурент»

№ 44 (1205) www.konkurent.ru  18.11 — 24.11.2014 г.

Независимые АЗС в борьбе за честную конкуренцию

Почему бензиновые кризисы стали неотъемлемым атрибутом

Независимые сети требуют увеличить объем реализации выпускаемой нефтяными госкомпаниями продукции через биржу в размере не менее 60%, а также установить фиксированный процент розничной наценки независимым АЗС не менее 15%, что позволит не только исправно платить налоги и заработную плату, но и развиваться.

Если портящие всем нервы катаклизмы носят природный характер, то отсутствие или дороговизна топлива на заправках края — это дело рук человеческих. Топливный рынок, отданный на откуп государственным монополиям, лихорадит. Сибирь, Алтай, Иркутск, Приморье — география впечатляет. Экономическая ситуация, сложившаяся вокруг независимых розничных продавцов автомобильного топлива, поставила их на грань выживания и стала главной темой собрания с участием представителей собственников независимых АЗС и нефтебаз Приморского края 11 ноября в Уссурийске.

Более 25 участников розничного рынка реализации топлива рассказали о причинах возникновения бензинового кризиса и приняли текст обращения к органам власти. Тема нехватки топлива на АЗС острая и возникает почти каждый год, поэтому неудивительно, что одним из организаторов встречи выступила такая авторитетная общественная организация, как Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей под председательством Евгения Шулепова (г. Хабаровск). Активное участие в работе собрания приняли уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина, руководитель Приморского отделения «Опоры России» Виталий Гуменюк, а также представители бизнес-сообщества и администрации Уссурийского городского округа.


Основная идея собрания заключалась в желании предпринимателей быть услышанными и понятыми государственными чиновниками, неустанно заявляющими о приоритетах развития малого и среднего бизнеса, закрепления населения и развития экономики Дальнего Востока, улучшения делового и инвестиционного климата в отдаленных регионах РФ.

Пока же ситуация выглядит так, что свою волю диктуют монополисты. Основная часть нефти в нашей стране добывается несколькими вертикально интегрированными компаниями, которые владеют мощностями и по добыче нефти, и по ее переработке, и по сбыту топлива, в том числе и розничными сетями. Рынок сложился таким образом, что на Дальнем Востоке из таких компаний представлены ОАО «Роснефть» и ее дочернее подразделение ООО «РН_Востокнефтепродукт» и НК «Альянс», которая подконтрольна Независимой нефтегазовой компании, которой управляет бывший топ-менеджер «Роснефти» Эдуард Худайнатов.

Еще несколько лет назад независимые розничные сети АЗС имели возможность приобретать топливо напрямую на заводах или на бирже в Москве, где в результате прозрачных рыночных механизмов независимыми АЗС закупался качественный товар в необходимых каждому объемах по справедливой цене.

Начиная с ноября 2012 г. сколько-нибудь адекватный потребностям независимых сетей объем нефтепродуктов стало возможным приобрести исключительно на «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже».

Главная проблема на сегодняшний день заключается в том, что на СПбМТСБ продается всего 5% производимых в стране объемов светлых и темных нефтепродуктов. Годом ранее данная цифра была 15%. Снижение продаваемых объемов было пролоббировано вертикально интегрированными компаниями для увеличения продаж через собственные сбытовые предприятия в регионах. Продавая мизерный объем на бирже, монополисты, которые контролируют и производство и биржу (Совет директоров СПбМТСБ возглавляет Игорь Сечин, президент, председатель правления ОАО «НК «Роснефть»), тем самым спекулятивно разгоняют цены, а затем, ссылаясь на биржевые индексы, продают недостающие объемы топлива независимым участникам рынка через свои сбытовые подразделения.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда розничная цена на АЗС «Роснефть» дешевле, чем оптовая цена, которую сбытовое подразделение «Роснефть» выставляет независимой сети АЗС. Приведем пример. Розничная цена самого популярного бензина АИ_92 в сети АЗС «Роснефть» в Приморском крае 30 октября 2014 г. была 34,8 руб. за литр, а оптовая цена того же бензина для независимой сети — 34,9 руб. Чтобы покрыть затраты на содержание АЗС, независимые сети вынуждены назначать розничную цену на два, три рубля выше и в результате этого теряют доходность, конкурентоспособность и обречены на банкротство.

Более того, компании-монополисты могут позволить себе торговать на собственной сети с отрицательной доходностью. Известно, что нефтяная компания, управляющая ценовой политикой от скважины до пистолета, может формировать прибыль на любом этапе прохождения товара — в крупном опте, мелком опте или рознице. В нынешних реалиях вертикально интегрированные компании формируют прибыль в крупном опте, а их собственные АЗС торгуют в убыток, что освобождает их от уплаты НДС и налога на прибыль в федеральные и региональные бюджеты.

Другая возможность ограничить объемы сбыта для независимых сетей, не в ущерб собственным, — это системные сбои в работе нефтеперерабатывающих заводов, которые на Дальнем Востоке входят в структуру тех же ОАО «Роснефть» и НК «Альянс». После регулярных временных остановок на ремонт или после аварий (например, пожара Ачинского НПЗ в 2014 г.) цены на топливо на Дальнем Востоке регулярно растут, хотя мощностей действующих заводов достаточно, чтобы обеспечивать всех игроков рынка без искусственно созданного для них дефицита. Во всех странах в связи с остановками НПЗ делают необходимые запасы и стараются не допускать роста цен на топливо, т.к. любой рост цены сказывается на всех сферах производства, торговли и транспорта и неизбежно ведет к росту инфляции. У нас же ежегодно в осенний период на НПЗ попеременно проводится плановый ремонт, в результате чего образуется искусственный дефицит нефтепродуктов. При этом СМИ сообщают, что за последние 4_5 лет в разы увеличилась добыча нефти и выросли объемы ее переработки.

Как альтернативу сложившейся ситуации владельцы независимых АЗС предлагают развитие конкурентной среды. Любая заправка, а тем более сеть заправок — это, прежде всего, создание рабочих мест и инвестиции в экономику (обеспечение заказами строителей, дорожников, производителей оборудования). Построить одну станцию стоит от 30 до 100 млн руб. В большинстве случаев современный автозаправочный комплекс — это инфраструктура с благоустроенными территориями, кафе, магазинами, сферой услуг. В ситуации, когда АЗС вынуждены торговать в убыток, их владельцы задаются вопросом, а нужен ли им такой бизнес?

Независимые участники, которые не станут опускаться до продажи суррогата через свои АЗС (чтобы держать конкурентные цены), уйдут с рынка, сознание прочих будут определять условия выживания. Смогут ли госкомпании обеспечить высокий уровень сервиса современной АЗС? Нет. Примеров тому множество. Никогда монополии, а тем более государственные не смогут обеспечить развитие высокого уровня сервиса и конкурентоспособной среды в сфере услуг. О динамике цен говорить не приходится.

В ходе встречи были озвучены последствия вероятного закрытия независимых розничных сетей АЗС для Дальнего Востока, который имеет большие расстояния между городами, незначительное население, меньшую долю малого бизнеса в структуре ВВП. Это будут экономические и имиджевые потери. Потенциальные инвесторы в другие отрасли экономики Дальнего Востока зададут резонный вопрос, а нужно ли им вкладываться во что-то, если лет через пятнадцать их раздавит какой-нибудь монополист? Вероятное закрытие независимых АЗС приведет к потере региональных и местных налогов, сокращению тысяч рабочих мест, отразится на работе смежных предприятий.

Участники встречи обратились к президенту, правительству, депутатам Госдумы и региональным лидерам с просьбой ускорить принятие антимонопольного закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ».

Принятие этого закона позволит обеспечить независимым участникам рынка и сбытовым подразделениям ВИНК равные условия приобретения топлива на товарной бирже, что позволит формировать конкурентные цены. Независимые сети требуют увеличить объем реализации выпускаемой нефтяными госкомпаниями продукции через биржу в размере не менее 60%, а также установить фиксированный процент розничной наценки независимым АЗС не менее 15%, что позволит не только исправно платить налоги и заработную плату, но и развиваться.

Независимые участники рынка выразили уверенность в том, что принятие единых и прозрачных правил в сфере розничной торговли топливом обеспечит высокий уровень качества обслуживания, сервиса и достойный уровень жизни всех граждан нашей страны.

Антон БОРОДИН, специально для «К»

 

На правах рекламы

Опрос

Собираетесь ли вы заниматься бизнесом/предпринимательской деятельностью в этом году?
 

Новые Публикации

Уважаемые посетители сайта «Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей» Вы можете написать нам с помощью расположенной ниже формы обратной связи:

Ваши контакты:

Текст сообщения:

ДВ новости

Главные новости

1993 - 2024 © Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей
680000, г. Хабаровск, ул. Истомина, 35
тел/факс: (4212) 42-05-70 Приемная, E-mail: khkop@mail.kht.ru
Авторизация | Администрирование
Создание, обcлуживание сайтов и реклама в Интернете - группа компаний "Рэдлайн" »
  Яндекс.Метрика