ПРОТОКОЛ заседания Общественно-консультативного Совета при Хабаровском УФАС России Печать


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного Совета

при Хабаровском УФАС России

 

21 апреля 2014 года                                                                            г. Хабаровск

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛИ:

Бодров В.А. –        руководитель Хабаровского УФАС России,

председатель  Совета

Денисенко В.М. – сопредседатель Совета, председатель

общества защиты прав потребителей города Хабаровска

 

ПРИСУТСТВОВАЛИ: см. приложение.

I. Состояние конкуренции и ценовая ситуация на рынке строительных материалов и строительства жилья Хабаровском крае

ВЫСТУПИЛИ: А.Л. Попов, Е.В. Гуринович, В.А. Бодров, В.М. Денисенко, В.Ф. Лебеда, Н.М. Фролов, Е.Н. Шулепов, М.Ф. Вовк

РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению информацию А.Л. Попова и Е.В. Гуринович о состоянии конкуренции и ценовая ситуация на рынке строительных материалов и строительства жилья Хабаровском крае.

В 2013 гг. в крае введено 320,8 тыс. м2 жилья, что на 7 % ниже, чем в 2012 году и ниже, чем в Приморском крае, Амурской области и Республике Саха (Якутия). Из них 87,2 м3 введено ИЖС, что на 10,5 % ниже уровня прошлого года. Всего в 2012-2013 году ввод жилья осуществило 50 организаций.

Основным административным барьером для ведения деятельности по строительству жилой недвижимости хозяйствующие субъекты считают длительность согласования проектной документации, получения разрешений на строительство, прохождения госэкспертизы. Среди наиболее серьезных названы проблемы с отводом земельных участков и их дороговизна, отсутствие площадей под комплексную застройку. Закон Хабаровского края от 29.11.2006 № 78 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" не решил проблем с выделением земельных участков для жилищного строительства.

Среди экономических барьеров названы: высокая стоимость строительных материалов; большие расходы на подключение к сетям. Имеет место дефицит сетевой инфраструктуры как в крае, так и в краевом центре. По мнению участников рынка услуг строительства, необходима заблаговременная разработка и выполнение программ развития магистральных сетей сетедержателями, в соответствии с Генеральным планом развития города, чтобы не перекладывать эти задачи на плечи застройщиков, которые порой вынуждены строить самостоятельно инженерные сети; предварительная инженерная подготовка участков для тендерной застройки.

Оценка состояния конкуренции на рынке жилищного строительства проводится по фактическим данным о вводе в действие жилых домов. При этом оценка спроса отсутствует. Опираясь на данные о количестве семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, ветхого жилья, можно просчитать потребность края в 1,5 млн м2. Но это далеко не вся потребность. Целессобразно периодически оценивать платежеспособный спрос на рынке жилья, что позволит потенциальным инвесторам оценить инвестиционные риски от вложения средств в строительство жилья.

Ситуация на рынках строительных материалов находится в прямой зависимости от состояния сферы жилищного и промышленного строительства. При этом стоимость строительных материалов и конструкций остается важнейшим фактором, влияющим на стоимость строительства. Кроме того, при обследовании Росстатом деловой активности высокая стоимость материалов, конструкций, изделий ежегодно отмечается в числе факторов, сдерживающих деятельность строительных организаций.

В Хабаровском крае производится большинство видов местных строительных материалов, насчитывается более 150 предприятий строительной индустрии. По состоянию на текущий момент производственные мощности предприятий стройиндустрии обеспечивают потребности строительного комплекса по основной номенклатуре местных строительных материалов: цемент, кирпич, металлоконструкции, железобетонные изделия и конструкции, нерудные строительные материалы. Средний уровень загрузки производственных мощностей в промышленности строительных материалов региона составляет от 30 до 70 %, что соответствует средним российским показателям.

По итогам проводимых Хабаровским УФАС России мониторингов, за период 2010-2013 гг. резкого роста цен на строительные материалы, не сопоставимого с инфляцией, на территории Хабаровского края  не наблюдалось.

По результатам проведенного Минстроем Хабаровского края анализа сметных цен на строительные материалы, сметные цены на основные строительные материалы, изделия и конструкции на территориях ДФО, в основном, превышают цены, сложившиеся в западных регионах страны, Сибирском и Уральском федеральных округах, за исключением цен на нерудные строительные материалы. Эта разница в ценах объективна и объясняется целым рядом причин: региональными удорожаниями, связанными с суровыми климатическими условиями; более высокой стоимостью электроэнергии, усугубляемой высокой энергоемкостью производства;  высокой долей в ценах транспортных расходов; более высоким уровнем заработной платы работников, обусловленным выплатой районных коэффициентов и дальневосточной надбавки.

Практически по всем видам стройматериалов (за исключением пиломатериалов) объемы производства в ДФО намного ниже, чем в других округах России.

К барьерам входа на рынок строительных материалов (по результатам опросов хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) относятся

- административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение уже разведанных месторождений, в части получении согласований на земельные участки под разработку месторождений; длительность процедуры получения лицензии и ее переоформления на другое лицо;

- экономические барьеры: необходимость значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости, недоступность кредитов на длительный срок для малых и средних предприятий строительной отрасли; ограниченность ресурсов для производства отдельных строительных материалы (нерудные строительные материалы, кирпич); неразвитая транспортная инфраструктура; высокая затратность техперевооружения; зависимость спроса от объемов строительства; сезонность спроса на некоторые виды продукции.

2. Рекомендовать:

2.1. Правительству Хабаровского края:

2.1.1. рассмотреть вопрос о создании при заместителе Председателя Правительства края по вопросам строительства Кравчуке Н.Л. рабочей группы по вопросам развития жилищного строительства в Хабаровском крае с участием  Министерства строительства, Министерства ЖКХ Хабаровского края, Комитета по развитию ТЭК, Комитета по ценам и тарифам, заинтересованных органов местного самоуправления - с целью рассмотрения вопросов о разработке программы/направлений развития магистральных сетей до 2020 года (совместно с сетедержателями, застройщиками, другими заинтересованными организациями), совершенствования процедур распоряжения земельными участками под жилищное строительство;

2.1.2.поручить Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края при содействии Министерства строительства, Министерства спорта и молодежной политики, других заинтересованных министерств и ведомств Хабаровского края, органов местного самоуправления периодически (не реже 1 раза в 3 года) проводить оценку потребности населения в улучшении жилищных условий с последующим размещением данной информации в публичном доступе в сети Интернет;

2.1.3. поручить Министерству строительства края

- организовать проведение в мае-июне 2014 года конференции с участием строительных, проектных, изыскательских организаций, саморегулируемых организаций, организаций промышленности строительных материалов, застройщиков, научных кругов, общественных объединений предпринимателей, общественных объединений потребителей  по вопросам и проблемам развития жилищного строительства, внедрения современных строительных материалов в практику строительства на территории Хабаровского края;

- в 1-м полугодии 2014 года рассмотреть совместно с администрацией г. Хабаровска (по согласованию) вопрос об эффективности использования по строительство жилья застроенных территорий г. Хабаровска;

- систематически информировать предпринимательское сообщество о новых технологиях в сфере жилищного строительства и промышленности строительных материалов, которые могут быть использованы на территории Хабаровского края;

- ежегодно размещать в публичном доступе анализ себестоимости строительства 1 м2 жилья;

- рассмотреть вопрос о разработке мер по ускорению роста объемов малоэтажного жилищного строительства.

2.2.  Министерству имущественных отношений Хабаровского края, органам местного самоуправления

- повысить эффективность работы по  выделению земельных участков под строительство жилья и усилить контроль за их дальнейшим использованием, организовать мониторинг использования выделенных под жилищное строительство земельных участков,

- размещать актуальную информацию о наличии земельных участков под жилищное строительство, ИЖС и комплексную застройку, результатах мониторинга в публичном доступе в сети Интернет;

- рассмотреть вопрос о возможности и порядке выделения многодетным семьям земельных участков с перспективой комплексного малоэтажного строительства на них.

2.3. Хабаровскому УФАС России

- считать приоритетным направлением работы выявление картельных сговоров на рынках строительства жилья и строительных материалов;

- продолжить контроль за выделением земельных участков по жилищное строительство, комплексное освоение;

- разместить на сайте управления анализ рынков жилищного строительства  и производства строительных материалов в Хабаровском крае  до 1 июня 2014 года;

- выполнить в 1 полугодии 2014 года анализ действующих нормативных актов Хабаровского края и органов местного самоуправления в сфере строительства и производства строительных материалов на соответствие их требованиям ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», результаты анализа разместить на сайте управления.

2.4.  Предпринимательскому сообществу направлять в контролирующие и надзорные органы информацию о всех фактах задержки сроков, необоснованных отказов при процедуре  выделения/оформления земельных участков под жилищное строительство, оформлении разрешений на строительство жилых домов, технологического подключения;

2.5. Субъектам предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты по производству строительных материалов, обращаться в инвестиционный совет при Правительстве Хабаровского края в целях признания их проектов приоритетными и заключения инвестиционных соглашений о предоставлении краевой государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с Порядком рассмотрения и отбора инвестиционных проектов Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.03.2012 № 69-пр.

III. О плане работы ОКС на 2014 год.

ВЫСТУПИЛИ: Бодров В.А.

РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению информацию В.А. Бодрова о  плане работы ОКС на 2014 год.

2. Утвердить план работы с учетом внесенных членами ОКС предложений и замечаний.

Секретарь Совета                                                                          Е.В. Гуринович