Круглый стол «Прогрессивная шкала НДФЛ: социальная справедливость или стимул росту теневой экономики |
ПРОТОКОЛ 5 декабря 2013 года 14-30 час. Конференц-зал ДВОПП ул. Истомина, 35 Заседания Круглого стола ПОВЕСТКА: «Прогрессивная шкала НДФЛ: социальная справедливость или стимул росту теневой экономики в Хабаровском крае». Председатель – Е.Н. Шулепов Секретарь – Чёс О.Н. Присутствовали:
I. ВЫСТУПИЛИ: Открыл круглый стол Шулепов Е.Н. – Председатель ДВОПП, обозначил тему круглого стола, представил присутствующих участников встречи. Поводом для организации и проведения круглого стола стала статья «Пусть богатые тоже платят», Леонида Голуба, опубликованная в газете «Тихоокеанская звезда», 21.11.2013г.
ПУСТЬ БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАТЯТ!21.11.2013 | Слово депутата Депутат Законодательной думы, член фракции КПРФ Леонид Голуб представляет законопроект, который он и его коллеги-коммунисты Вадим Воеводин и Виктор Постников внесли в краевой парламент. Это проект федерального закона, который предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которая заменит плоскую шкалу налогообложения, введенную в Российской Федерации в 2001 году. Целью данного законопроекта является прежде всего повышение доходов мало- и среднеобеспеченных слоев населения, устранение рецидивов социальной несправедливости. Мировая практика показывает, что плоская шкала налогообложения - удел отсталых стран со слабой экономикой и слабо организованным государственным аппаратом, не способным эффективно администрировать и собирать налоги. Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц в свое время мотивировалось необходимостью легализации доходов граждан страны и увеличением объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет. Скрывают, мол, богатые люди свои доходы, а государство никак разыскать их не может. Действительно, все знают, что серую зарплату в конвертах получает чуть ли не половина населения страны. Однако обнаружить недоплаты в бюджет государство не может. А может, и не хочет? Специалисты НИФИ ДВ РАН сделали однозначный вывод: плоская шкала не способствует сокращению теневой оплаты труда, а сохранение её представляется социально несправедливым. Такое же мнение по возврату к дифференцированной шкале не раз высказывали Счетная и Торгово-промышленная палата РФ. По оценке ряда экспертов, доли теневых доходов, в том числе и коррупционных, все последние годы стремительно росли и достигли к 2012 году 15-20 процентов ВВП! Даже сверхлиберальный Международный валютный фонд (МВФ) в 2006 году высказался против плоской шкалы и утверждал, что её преимущества сильно преувеличены. И мировой опыт также подтверждает преимущество прогрессивной шкалы налога: ни одна из ведущих стран мира не последовала примеру России и не стала вводить плоскую шкалу налогообложения. К слову, в числе стран, наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса, оказались страны с плоской шкалой налогообложения, в частности, Россия, Украина и страны Прибалтики. Вторая причина введения прогрессивной шкалы налогообложения - резкое падение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, угрожающее их финансовой устойчивости. В последние десять лет увеличивалась зависимость регионов от финансовых перечислений из федерального центра. В такой ситуации сохранение существующей динамики дефицита бюджета приведет к необходимости возобновления масштабных внешних заимствований. Три года назад у нас в крае доходы превышали расходы. Однако в текущем году заложен дефицит и большой банковский кредит. В 2016 - планируется заимствований уже на 33 миллиарда рублей! А ведь именно из бюджета идет финансирование медицины, образования, развития экономики. Это коснется всех. И чтобы не прийти к финансовому краху, коммунисты края предлагают увеличить доходы за счет сверхбогатых. Пусть поделятся! Еще одна причина введения прогрессивного налога - стремительный рост степени расслоения российского общества по доходам, что коммунистическая партия и ее депутаты решительно не приемлют. Количество долларовых миллиардеров только за один кризисный 2009 год увеличилось в два раза. По их количеству Россия уверенно занимает первое место в Европе. При этом в стране семь миллионов безработных, а около трети населения живет за чертой бедности. Согласно данным, предоставленным Федеральной налоговой службой, с 2009 по 2011 год количество лиц с доходами свыше 1 млн. рублей увеличилось втрое, с 125 тыс. до 366 тыс. человек. Количество лиц с доходами свыше 1 млрд. рублей за тот же период выросло в 2,3 раза: с 283 до 655. Пятьсот самых богатых семей в России получают 52 процента национального дохода, а остальные 142 миллиона россиян - только 48. Ни в одной стране мира такого нет! Кроме того, единая ставка налога на доходы физических лиц вступает в противоречие с регрессивной шкалой единого социального налога (ЕСН). Действующий единый социальный налог также носит ярко выраженный антисоциальный характер. С заработной платы до 415 тысяч рублей в год удерживалось 26 процентов налога, а с 2011 года - 34. Для более крупных зарплат, начиная с указанного порога суммы, налог вообще не взимается. Таким образом, для большинства населения фактический налог на доходы будет составлять 13 процентов НДФЛ плюс 34 процента ЕСН, что в сумме дает 47 процентов. Для лиц с доходами в сотни миллионов рублей в год доля уплачиваемого ЕСН стремится к нулю, и эффективный налог равен всего тринадцати процентам. Кроме того, российские налогоплательщики, получающие и живущие на зарплату, платят налог в 13 процентов, а богатые люди, основную часть дохода которых представляют дивиденды, только 9(!)процентов. Депутаты-коммунисты требуют устранить эту несправедливость. Мы предполагаем снизить ставку налога с 13 до 0 процентов для граждан с доходом менее 120000 рублей в год (в среднем 10000 рублей в месяц), что немного превышает прожиточный минимум в стране. По данным Госкомстата за декабрь 2012 года, доля лиц с таким уровнем доходов составляет около 27 процентов. Для доходов граждан от 120000 до 600000 рублей в год ставка налога составит 13 процентов. Расчет показывает, что для лиц со среднемесячными доходами в размере до 30 тысяч рублей, составляющих, согласно данным Госкомстата на 2011 год, 70 процентов населения страны, итоговая ставка налога, учитывая нулевую ставку на первые 10 тысяч рублей в месяц, будет ниже действующих сегодня 13 процентов. Для доходов относительно состоятельных граждан от 600000 до 1200000 рублей в год (со средним доходом примерно 1 млн. рублей в год) реальная ставка налога составит только 16 процентов. Это совсем немного превышает сегодняшние 13. Для доходов богатых граждан от 1200000 до 3000000 рублей в год ставка налога составит 30 процентов с суммы, превышающей 1,2 миллиона рублей в год. Наконец, для доходов сверх богатых граждан в части свыше 3 миллионов рублей в год ставка налога составит 60 процентов. Средний доход этой группы ряд экономистов и законодателей оценивает в 100 млн. рублей (!) в год. Эта категория составляет всего 0,2 процента населения страны. Депутаты-коммунисты считают, что доход 250 тысяч рублей в месяц и выше позволяет жить ох как безбедно. По самым скромным подсчетам, дополнительно только на территории Хабаровского края можно получить 18(!) миллиардов рублей. При фактических доходах краевого бюджета в 70 млрд. рублей. В общей сложности в результате принятия нашего закона в государственный бюджет дополнительно поступит примерно 2,8 трлн. рублей в 2014 году, или около пяти процентов ВВП, что позволит практически полностью покрыть дефицит бюджета и отказаться от внешних заимствований. Региональные бюджеты будут сбалансированы, а федеральный бюджет получит возможность направить высвобожденные средства в размере до 1,5 трлн. рублей ежегодно на реализацию масштабных программ модернизации экономики. Коммунисты-депутаты прекрасно понимают, что этот закон существенно затрагивает интересы богатых и очень богатых людей. Но мы, депутаты от КПРФ, представляем интересы всего населения, а прежде всего трудового народа, и действуем именно в его интересах. Однако власть в стране, а стало быть и в крае, принадлежит не народу, а кучке олигархов и чиновничества. Поэтому правительство края дало отрицательное заключение на этот законопроект. Правда, губернатор постеснялся лично его подписать. Ну а депутаты «Единой России» вместе с ЛДПР Жириновского дружно проголосовали против. Но я убежден, что даже в буржуазном государстве он рано или поздно будет принят. Это - требование времени!
Голуб Л.А. обозначил цели введения прогрессивной шкалы:
КПРФ предлагаются следующие ставки налога:
Голуб Л.А. привел примеры стран, в которых действует прогрессивная шкала налогообложения.
Зимин В.И., Бакуменко В.А. – члены Правления ДВОПП, отметили, что при введении прогрессивной шкалы налогообложения:
Тремасова - председатель Правления Ассоциации пассажирских автоперевозчиков:
Шулепов Е.Н.: - Председатель ДВОПП:
«Действующая система налогообложения доходов граждан РФ стимулирует сокрытие налогооблагаемой базы. Т.н. «серая» или конвертная форма оплаты труда выгодна прежде всего наемному персоналу. Тем самым самоосвобожденному от уплаты подоходного налога (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН). Что стало закономерным следствием института налогового агентирования. Согласно которому, обязанность изъятия доли заработной платы (дохода) взносов во внебюджетные государственные фонды страхования – пенсионного обеспечения, медицинского, социального возложена на работодателя – предприятие, индивидуального предпринимателя. А ответственность – экономическая, административная и уголовная возложена на руководителя – гражданина РФ. Таким образом, налоговому агенту государство вменило обязанность конфисковать, т.е. принудительно и безвозмездно отчуждать в пользу фиска – государственной казны, часть доходов гражданина, полученных им от продажи своего труда работодателю. Тем самым лишило гражданина в обмен на налог непосредственного права участвовать в управлении государством, его институтами, посредством экономического вклада в обеспечение его законных обязательств. Поэтому возникла ситуация, когда более 20 млн. из 78 трудоспособных граждан извлекают доходы в неформальном (теневом) секторе экономики, безвозмездно получают социальные и материальные гарантии государства, а миллионы других убежденно утверждают, что государство им лично «должно» притом, что освобождены от персональной обязанности оплачивать общие и частные обязательства своего государства. Гражданское общество РФ по экономическому признаку разделено на меньшинство – налоговые агенты, они же предприниматели и руководители предприятий и большинство – наемные работники, они же граждане РФ. С равными правами и существенно несправедливо неравными обязанностями и ответственностью перед государством и обществом. Одна причина стагнации экономического и социального развития страны. В заглавии статьи депутата крайдумы Л. Голуба «Пусть богатые тоже платят» особую роль выполняет слово «тоже», доказывая необразованному читателю, что в РФ налоги платят т.н. «бедные», а «богатые» всячески уклоняются…В реальности всё наоборот. В случае реализации законотворческой инициативы КПРФ о введении дифференцированных ставок НДФЛ, т.н. налога на богатых, очевиден очередной виток увода в теневую зону реального налогооблагаемого дохода высокооплачиваемого профессионала, занятого в субъекте предпринимательства лицом, наделенным обязанностью налогового агента. ДВОПП вот уже как десять лет обоснованно предлагает руководству страны реформировать институт налогового агента. Предоставить право, вменить в обязанность гражданину РФ самостоятельно оплачивать НДФЛ и ЕСН. Сохранив обязанность работодателя информировать налоговую службу о доходе, персонально полученном работающим на предприятии гражданином РФ. Это существенно повлияет на снижение уровня теневой экономики, будет стимулировать повышение уровня зрелости граждан, гражданского общества в целом. Станет обоснованным предложением КПРФ о дифференциации налогообложения доходов граждан Российской Федерации. Также очевидно, что предложение КПРФ явно указывает на преднамеренную попытку в очередной раз создать у населения отчуждение к предприимчивой части российского общества. С очевидными последствиями – бегством капиталов, подавлением инвестиционной привлекательности экономики страны, поощрением иждивенческого поведения, реинкарнации советского общественного устройства. Мы – ДВОПП, считаем: в Российской Федерации, где равные права должны быть и равные обязанности по оплате налогов гражданами». Ящук С.А. – член Правления ДВОПП, депутат Законодательной думы Хабаровского края от «Справедливой России»:
Предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам, превышающим в год на одного человека 5 миллионов рублей. По данным статистики число граждан, чей доход в год превышает 5 000 000 рублей, составляет не более 0,2% социально активного населения страны, т.е. лиц, занятых в экономике. При этом совокупный объем их доходов составляет почти 30% всех доходов граждан РФ. Необходимость выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между самыми высоко - и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, обеспечение принципов социальной справедливости и мировая практика налогообложения доходов физических лиц однозначно говорят в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения. Законопроект «СР» предусматривает введение следующих ставок налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ в порядке, указанном в пункте 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ: - по доходам до 5 миллионов рублей включительно – 13 процентов; - по доходам свыше 5 миллионов, но не более 50 миллионов рублей – 18 процентов; - по доходам свыше 50 миллионов рублей, но не более 500 миллионов рублей – 23 процента; - по доходам свыше 500 миллионов рублей – 28 процентов
Председатель Е.Н. Шулепов Секретарь О.Н. Чёс |