"Круглый стол", ДВОПП, 06.03.2014г. "Инструменты фондового рынка..." Печать

ПРОТОКОЛ заседания "круглого стола"

6 марта 2014 года 15-00 час.

Конференц-зал ДВОПП, ул. Истомина, 35

ПОВЕСТКА: «Применение инструментов фондового рынка (ценных бумаг) для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, государственное регулирование и профессиональные участники рынка ценных бумаг».

Председатель – Е.Н. Шулепов

Секретарь – Чёс О.Н.

Присутствовали:

  1. Ваксман Л.Ю. – консультант по вопросам финансовых рынков и корпоративного права
  2. Власова Т.А. – член ДВОПП, генеральный директор ООО «Равиоль»
  3. Гричик С.А. – член ДВОПП, ООО «Реф-тайм»
  4. Зимин В.И. – член Правления ДВОПП, директор филиала «Дальневосточный» ОАО «ОТП Банк»
  5. Клещев С.А. – член ДВОПП
  6. Михалев Н.С. – заместитель Председателя ДВОПП, генеральный директор ООО «Чистая планета»
  7. Печнов С.И. – член Правления ДВОПП, генеральный директор ЗАО «Компания «Печнов»
  8. Филитович – Д.В. – член ДВОПП, директор ООО «Сделка»
  9. Шевченко А.В. – член ДВОПП, ИП
  10. Шулепов Е.Н. – Председатель ДВОПП

 

I. ВЫСТУПИЛИ:

Открыл круглый стол Шулепов Е.Н. – Председатель ДВОПП, обозначил тему круглого стола, представил присутствующих участников встречи.

Теория, практика применения инструментов фондового рынка за границей и в РФ, государственного регулирования выпуска и обращения ценных бумаг, эмитируемых компаниями в РФ, участие в процессе выпуска, обращения ценных бумаг профессиональных участников РЦБ.

Задача круглого стола – на основе обмена опытом и знаниями квалифицированных специалистов, руководителей предприятий и предпринимателями, обсудить проблемы и вопросы, связанные с недостаточно развитой инфраструктурой РЦБ в регионе, активным использованием инструментов РЦБ в дополнительном финансировании деятельности предприятий, рассмотреть возможность подготовки практических рекомендаций членам ДВОПП о возможности использовать инструменты РЦБ в своей финансовой деятельности. Рассмотрение общих вопросов, связанных с оборотом векселей и регулирования вексельного обращения в РФ, практического применения векселя бизнесменами в своей экономической деятельности.

Круглому столу предлагается обсудить тему и ответить на следующие вопросы:

- Барьеры для активного использования предприятиями  инструментов рынка ценных бумаг в привлечении финансовых ресурсов и причины низкого спроса на инструменты РЦБ и их обращения на рынке;

- Причины отсутствия интереса собственников бизнеса в активном использовании инструментов РЦБ для ведения экономической деятельности;

- Механизм государственного регулирования РЦБ и его влияние на практическое использование инструментов РЦБ бизнесом;

- Практическое использование ценных бумаг в условиях недостаточно развитого и активного рынка ценных бумаг.

На основе итогов круглого стола, возможны инициативы для рассмотрения Правлением возможности внесения  в регулирующие РЦБ органы соответствующих предложений для более активного применения ценных бумаг компаниями в своей экономической деятельности

На основе итогов круглого стола Правление внесет в органы власти соответствующие предложения.

Шулепов Е.Н.:

Ценная бумага – это:

- облигация

- ассигнация

- вексель

- акция, ценность которых обеспечена ценой активов государства, организации, частного лица и доверием людей. Не трудно понять, что без рынка денежного обращения, равно как и рынка ценных бумаг: облигаций, векселей, акций – отражающего реальный оборот потребительских стоимостей, будь это деньги-товар-деньги плюс или товар-деньги-товар плюс, или труд-деньги-труд плюс, показывающий процессы производства прибавочной стоимости, воспроизводства человеческого капитала, не создается современная экономика, например, в реальной парадигме таких стран как Германия, Япония, США и другие.

Оборот ценных бумаг отражает экономическую ценность культуры общества, отвечает на вопрос, почему капитал дается человеку обществом на время его эффективного воспроизводства. И неважно, толи это частное лицо, домохозяйство, коммерческая организация или государство в целом…

В качестве примере приведу следующее. По моим данным ежедневный оборот акций на фондовых площадках нашей страны составляет 20-30 млн. долларов. В США только на Нью-Йоркской фондовой  бирже 600-900 млрд. долларов. В нем участвует практически все дееспособное население США и большинства развитых стран мира. Так они инвестируют свои накопления, подтверждают свою кредитоспособность, защищают и воспроизводят свой капитал, реализуют правило: деньги должны работать и день, и ночь. Почему мы, россияне, так отстаем в фондовом рынке? Мне кажется, причина в нашей постреволюционной истории, установившей табу типа капитализм – враг трудового народа. Запрет на владение, распоряжение, пользованием орудиями и средствами производства.

В сущности, это реальный уровень общественно-экономического невежества, примитивная дикость. Коллеги! В нашем круглом столе принимает участие профессионал в области  ценных бумаг, член Правления ДВОПП, директор филиала «Дальневосточный» ОАО «ОТП Банк» Владимир Иванович Зимин и Ваксман Людмила Юрьевна – консультант по вопросам финансовых рынков и корпоративного права. Которые лучше, чем кто-либо в Хабаровском крае знают о природе ценных бумаг и причинах, почему фондовый рынок на Дальнем Востоке скорее мертв, чем жив.

Оборот долговых обязательств: бизнес, общество и государство.

Я впервые столкнулся с рынком ценных бумаг в начале 1991 года. Совершил  консалтинговую сделку, получил налогооблагаемый доход в сумме 20 тыс. рублей. Что тогда значила эта сумма? Чуть позже на товарно-фондовой бирже «Бизон» было выставлено на торги двухкомнатная квартира в центре краевой столицы с начальной ценой в 15 тыс. рублей. Вместо того, чтобы вложить этот доход в недвижимость я приобрел за 15 тыс. рублей пакет акций АООТ «Завод Энергомаш». Правда, кажется через два года это общество прикзало долго жить, мой пакет превратился в помятый фантик. Плата за собственное дилетантство, начало моей науки о природе и функционировании рынка ценных бумаг. В которой все взаимосвязано. Деньги, собственность, принципы ведения дел, делова и гражданская культура, общественные нравы, зрелость государственных институтов и общественных наук. Занимаясь самообразованием, прочитав массу специальных учебников  и книг зарубежных авторов, закончив курсы при Минфине РФ, с трудом получив его лицензию, получил право осуществлять деятельность рынка ценных бумаг.

В 1996 году в крае такую лицензию имело 637 специалистов. Действовало пара десятков инвестиционных компаний и около десятка чековых инвестиционных фондов. Последняя фондовая площадка объединенной биржи «Бизон» приказала долго жить еще в 1995 году. Причина – спасаясь от фискального оброка, рынки уходили в тень, а вместе с ними – товарно-денежный оборот. Наличный расчет становился царем экономики. В 2004 году уже не было ни специалистов, ни инвесткомпаний в Хабаровском крае, да и на всей территории Дальнего Востока. Силовой захват собственности – рейдерство стали идти рука об руку с банкротством акционерных обществ, инициированных государством в лице налоговых органов. Оставались на фондовом рынке общества, находившиеся под патронажем государства, типа «Газпрома». Капитализация, выраженная в стоимости акций, находящихся в обороте, стала составлять едва триллион долларов в пике своего роста 2008 года, когда индекс РТС достиг 2700 пунктов. В настоящее время это меньше половины от шестилетнего уровня. Для примера, капитализация экономики США перешагнула 50 триллионов долларов. Разница в капитализации определяет инвестиционную привлекательность страны в целом, ее административных образований, экономических организаций, именуемых бизнесом.  Ее кредитоемкость.

Например, если задаем вопрос, какова капитализация экономики Хабаровского края, за какую сумму можно ее продать потенциальному покупателю, никто не сможет   ответить. Мне известно, что на Московской фондовой бирже котируются акции ОАО «Энергомаш». Цена других экономических организаций мне неизвестна. Поэтому ее руководитель, решая вопрос кредитования, закладывает стоимость недвижимого имущества в оценке оценочной фирмы с дисконтом в 50%. В результате скорость денежного обращения, т.е. производительность денег замедляется в разы, в сравнении с экономиками зарубежных стран, где функционирует фондовый рынок. Где действует правило: капитал дается на время его эффективного воспроизводства. Это правило действует для каждого экономического субъекта и объекта. От выпускающей  на рынок ценную бумагу до конкретного человека, получившего за свою трудовую деятельность ценную бумагу, именуемую деньги.

Хочу напомнить, что рынок ценных бумаг зарождался во Франции, в период отказа государства от монетных денег, перехода их в бумажную ассигнационную форму. Ассигнация пришла в Россию через сто лет во времена правления Екатерины II. Насаждалась принудительно всей мощью государственных институтов. С дисконтом почти на 50% от реального номинала. Если кто-то помнит, для строительства железной дороги Петербург-Царское село в 1837 году было образовано акционерное общество, а выпущенную эмиссию ценных бумаг общество Николай II заставил  выкупить царскую свиту. Уже потом все построенные в царской России железные дороги, заводы – результат акционерных обществ. Именно в этот период формируется в купеческой и промышленной среде обычай – честь дороже прибыли…

Тогда не было регулятора типа нашего ФРСР, все процессы функционирования  оборота ценных бумаг регулировались собранием членов товарных бирж, фундамента обращения публичных долговых обязательств.  Который по своему содержанию является деривативом денежного обращения.

Коллеги! Вы знаете, что федеральная власть поставила задачу по опережающему развитию Дальнего Востока. Тут же возникли мыльные пузыри, облака в штанах, про освоение 2% рынка сбыта стран АТР, сказки как федералы на развитие экономики положат несколько триллионов рублей, а бизнес вложит в три раза больше. Итого будет инвестировать в развитие производственных сил региона почти 12 триллионов рублей до 2020 года. Я глубоко сомневаюсь, что таким способом можно добиться опережающего развития экономики региона. Развивается  только мышление - компетенции, остальное следствие... Освоение знаний о социально-экономической инженерии, фундамента рынка ценных бумаг по-моему единственный способ модернизации дальневосточного общества, условия его экономического развития.

Для решения этой задачи должны существовать две силы: организующая роль исполнительной власти, направляющая сила организованного предпринимательства, руководящая - в лице политической партии.

Однако исполнительная власть не имеет компетентности в организации фондового рынка. Организованное предпринимательство носит очаговый характер. Политические партии в вопросе фондового обеспечения, развития экономики остальное на уровне времен застойного социализма. Что делать? Учиться  самим, учить чиновников и политических деятелей. Как? На проектировании и реализации инвестиционных проектов. Например, обеспечение природным газом многоквартирных домов, частных домохозяйств края, предприятий, как экономически выгодной альтернативы существующему тепловому  бизнесу.

Решительно решать задачу модернизации предпринимательства в организованное деловое сообщество. Сложнее с политическими деятелями. Они рупоры дня сегодняшнего, голосом и действием которых правит иждивенческий электорат, живущий согласно принципу: лучшее – враг привычному. Как модернизировать мозги политической элиты – лично у меня нет ответа. Одно знаю точно – без школы, компетенции обучающей организации, без обращения ценных бумаг – долговых обязательств, без публичного обращения биржевых товаров на  товарно-фондовых биржах, создать фундамент инвестиционной привлекательности регионального общества – нерешаемая задача.

Зимин В.И.:

  • Остановился на истории развития рынка ценных бумаг. На характеристике видов ценных бумаг.
  • Стоимость капитала определяется как чистый капитал, разделенный на количество акций.
  • Размещение ценных бумаг. Важнее не техническая сторона, необходимо чтобы экономическая среда прониклась необходимостью использования рынка ЦБ.
  • На сегодняшний день рынок ЦБ в России стагнирует.

Ваксман Л.Ю.:

  • Значительны затраты на выпуск ЦБ. Отсутствие выгоды при выпуске меньше миллиарда.
  • Бизнес может сам предлагать инвестиционные проекты под поручительство администрации.
  • Необходимость повышать финансовую грамотность со школьной скамьи

Участники Круглого стола обменялись опытом организации выпуска и обращения ценных бумаг на своих предприятиях, назвали основные причины недостаточного развития рынка ценных бумаг и использования инструментов в своей финансовой деятельности предприятиями:

  1. Отсутствует целенаправленная государственная политика по развитию фондового рынка, обращения ценных бумаг (долговых обязательств) государственных, муниципальных и коммерческих организаций.
  2. Отсутствует режим государственного стимулирования, в т.ч. налогового, публичного  оборота биржевых товаров и приравненных к ним ценностей (акций, векселей движимого и недвижимого имущества).
  3. Предпринимательская среда остается слабо организованной, которая способствует формированию доверия между субъектами и объектами фондового рынка, снижению уровня страха и предпринимательского риска.
  4. Инвестиционная деловая культура остается на уровне 80-х годов прошлого столетия. Поэтому использование ценных бумаг (долговых обязательств) в целях финансового обеспечения развития коммерческих организаций субъектов Федерации практически отсутствуют. В силу норм действующего законодательства субъектам малого и среднего предпринимательства запрещен выпуск долговых обязательств по привлечению инвестиций, соответственно в использование механизмов фондового рынка по капитализации бизнеса.
  5. Обременительна налоговая нагрузка, в т.ч. государственное страхование, стимулирует экономическую несостоятельность субъектов предпринимательства, соответственно недоверие объекта инвестиционной деятельности к публичным долговым обязательства субъекта инвестиционной деятельности в лице коммерческой организации.
  6. Отсутствует публичный (биржевой) рынок товарно-денежного обращения, что не способствует формированию объективной (реальной) цены материальной и приравненной к ней виртуальной ценности.
  7. Существующие в мире компетенции в сфере фондового рынка остаются невостребованными субъектами реальной экономики, поэтому отсутствуют в системе общего и высшего образования, государственного управления и местного самоуправления.
  8. Политика РФ по опережающему развитию Дальнего Востока, реализуема в условиях стимулирования обращения ценных бумаг, при  соответствующем государственно-частном партнерстве по развитию коммерческой инвестиционной инфраструктуры, региональных школ бизнеса, организации пропаганды.
  9. Правительство Российской Федерации, по примеру экономически развитых стран мира, не стимулирует прямое участие своих граждан в инвестировании деятельности коммерческих организаций посредством приобретения ценных бумаг, равно как и инвестиционных проектов, реализуемых субъектами Федерации, местного самоуправления.
  10. Защита права собственности не стала презумпцией институтов государства, его гражданского общества.
  11. Сегодняшние состояние фондового рынка ценных бумаг, его инфраструктура, кадровое обеспечение является убедительным показателем общественно-экономической незрелости гражданского общества.
  12. Обратить внимание руководство РФ и субъектов Федерации на актуальность государственной эмиссии ценных бумаг в целях привлечения инвестиций в экономические проекты  государственно-регионального значения. Стимулирующие формирование инвестиционной культуры гражданского общества.
  13. Владение, распоряжение, использование гражданином РФ ценной бумагой является эффективной  экономической скрепой, связывающей его интересы с остальными членами гражданского общества. Делает его заинтересованным субъектом социальной стабильности и темпов экономического роста.

Участники круглого стола также отметили, что существуют объективные экономические, социальные барьеры активному использованию предприятиями инструментов рынка ценных бумаг в качестве инструмента управления хозяйствующими субъектами предпринимательства, привлечении ими финансовых ресурсов:


Опираясь на организованное предпринимательство и готовность предпринимателей, организовавших бизнес в форме юридического лица, применять инструменты фондового рынка для привлечения ресурсов,- оказывать консультационную и иную поддержку по взаимодействию   предпринимателей с государственными структурами и финансовыми институтами в этом направлении.

Решение круглого стола:

1. Рекомендовать Правлению ДВОПП рассмотреть вопрос о возможности обращения к руководству Центробанка РФ по внесению соответствующих предложений по активному применению ценных бумаг компаниями в своей экономической деятельности.

1.1. В настоящем обращении констатировать, что без государственного стимулирования развития фондового рынка ценных бумаг в условиях свободной трудовой и предпринимательской деятельности, а также товарно-денежного оборота нельзя решить задачи социально-экономического развития страны, управлять инфляцией.

2. Членам ДВОПП оказывать необходимую помощь в организации консультирования предпринимателей и предприятий по вопросам  использования инструментов рынка ценных бумаг (в т.ч. векселей) в своей деятельности по привлечению финансовых ресурсов.

3. Обратиться к руководству ДВО РАН, ВУЗам г. Хабаровска провести конкурс среди студентов, преподавателей, научных работников на написание учебного пособия по финансовым рынкам для внедрения в школах края.

Председатель   Е.Н. Шулепов

Секретарь         О.Н. Чёс

_________________________________________________________________________________________________

Министерство экономического развития РФ

Председателю ДВОПП

Е.Н. Шулепову

О материалах проведения круглого стола
от 6 марта 2014 г., организованного ДВОПП
Письмо ДВОПП  от   17  марта 2014  г. №25

04.04.2014г. №Д06и-284

Уважаемый Евгений Николаевич!

На основании рассмотрения материалов проведения круглого стола от 6 марта 2014 г., организованного Дальневосточным объединением промышленников и предпринимателей (далее - ДВОПП) на тему: «Применение инструментов фондового рынка (ценных бумаг) для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, государственное регулирование и профессиональные участники рынка ценных бумаг» сообщаем.

В соответствии с реализацией плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. № 1012-р, внесены изменения в законодательство, направленные на совершенствование и развитие финансового рынка в целом, в том числе затрагивающие интересующие ДВОПП вопросы.

Так, вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», направленный на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг, в том числе расширяющий возможность размещения ценных бумаг без оформления проспекта ценных бумаг.

Частные инвесторы получили с конца 2013 года существенную налоговую льготу: в Налоговом кодексе появилось понятие «инвестиционного налогового вычета» (введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Инвестиционный налоговый вычет предоставляется в том случае, если ценные бумаги обращались на организованном рынке, инвестор владел ими 3 и более лет, предельный размер налогового вычета равен 3 млн. рублей в год.

Кроме того, тем же законом введено понятие индивидуального инвестиционного счета. По таком счету также предоставляется налоговый вычет (в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 000 рублей). Эти льготы вступят в силу с 1 января 2015 года.

Вступает в силу с 1 июля 2014 г. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Основной целью указанного Федерального закона является создание эффективного правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего как привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, так и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг. Под секъюритизацией в Федеральном законе понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством «преобразования» таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг. Федеральным законом в том числе устанавливается возможность развития   системы банковского кредитования малых и средних предприятий, которая может способствовать снижению стоимости заимствования для конечного заемщика, а также увеличения объемов кредитования малого и среднего бизнеса.

В сфере повышения финансовой грамотности Минфином России (с участием федеральных органов исполнительной власти), организована работа конкурсных комиссий по реализации совместного с Всемирным банком проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Сообщаем также о готовности использовать предложения ДВ0ПП в дальнейшей работе.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления                  Р.А. Кокорев