. «Противопожарная безопасность предприятий в 2012 году, январе 2013 года», 21 февраля 2013 г.
Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей  
г. Хабаровск, ул. Истомина, 35
тел/факс: (4212) 42-05-70
E-mail: khkop@mail.kht.ru
Подробнее..

ДВОПП: 20 лет на страже интересов бизнеса.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Главная 2013 «Противопожарная безопасность предприятий в 2012 году, январе 2013 года», 21 февраля 2013 г.
«Противопожарная безопасность предприятий в 2012 году, январе 2013 года», 21 февраля 2013 г. Печать E-mail

Тема круглого стола: «Противопожарная безопасность предприятий в 2012 году, январе 2013 года»

Дата проведения: 21 февраля 2013г.

Ведёт: Моисеенко Наталья Олеговна - замначальника Дальневосточного регионального центра МЧС по надзорной  (пожарная безопасность, гражданская оборона, чрезвычайные ситуации) деятельности.


Справочный материал на совещание с представителями бизнес - сообществ

1. Вопрос: Снизилось ли количество требований по пожарной безопасности в связи с принятием «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»?

2. Вопрос: Что значит нормативные документы обязательного применения, а что значит добровольного?

Ответы на 1 и 2 вопросы (слайд №1): В связи с тем, что вопросы № 1 и 2 связаны с положениями Технического регламента, предлагаю объединить их вместе.

Принятие Технического регламента - это новый значимый шаг в противопожарном нормировании. С введением в действие Технического регламента из практики исключено применение отживших, избыточных противопожарных требований. Положения регламента приведены в соответствие с имеющимися научно-техническими знаниями в области обеспечения пожарной безопасности. То есть Технический регламент заменил многие требования пожарной безопасности, содержащиеся в различных нормативных документах.

Однако, в настоящее время мы не можем отменить Нормы пожарной безопасности (НПБ). Причина - нет той организации, которая их утверждала (ГУГПС) и которая имеет полномочия на их отмену, а также и то, что эти нормативные документы необходимы при предъявлении требований к объектам, построенным до вступления в силу Технического регламента. Поэтому НПБ применяются и будут применяться еще достаточно длительное время в соответствии с положениями статьи 151 Технического регламента.

Необходимо отметить, что государство ушло от жёсткого нормирования конкретных технических решений. Принципиально важное положение - порядок применения статьи 6 "Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности".

Законодатель определил, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, если выполнены все требования технических регламентов, и произведён соответствующий расчёт пожарного риска. То есть, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом пожарной безопасности.

Технический регламент содержит ряд статей, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения, к системам пожарной сигнализации, системам пожаротушения и т.д. Все эти статьи приводят конечные параметры упомянутых систем. То есть то, что должно обеспечивать эти системы. А способы достижения этих параметров собственник может выбрать самостоятельно и доказать это с помощью проведённого расчёта риска. Это принципиально важное положение.

Законодатель предусмотрел и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 6 Технического регламента выражение «на добровольной основе» означает выбор одного из двух условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Если расчет риска не проводился, применяются требования нормативных документов по пожарной безопасности в полном объеме.

Таким образом, доказательством того, что выполнены положения Технического регламента, служат два способа.

Технический регламент в новой редакции в целом более широко и универсально предъявляет требования пожарной безопасности к объектам защиты. Поэтому все жесткие, фиксированные параметры вынесены в своды правил добровольного применения, что позволит обеспечить более гибкий подход к противопожарному нормированию.

3. Вопрос: В правилах противопожарного режима отсутствует запрет на
установку на окнах решеток, значит ли это, что окна можно зарешечивать
глухими решетками?

Ответ: Да, действительно в действующих нормативно-правовых актах о требованиях пожарной безопасности отсутствует запрет на установку решеток на окнах. Но, в целях Вашей же безопасности, а также в целях обеспечения доступа пожарных подразделений и своевременной подачи огнетушащего вещества в любое помещение здания я Вам не рекомендую устанавливать на окнах глухие решетки.

4. Вопрос: Нам предъявили требование, что в соответствии с п. 5.35
НПБ-166-97 на объекте должна быть разработана и согласована с ГПН
инструкция по применению и техническому обслуживанию огнетушителей. В
СП 9.13130 такого требования нет. Каким документом руководствоваться?

Ответ: При предъявлении требований к объектам, построенным до вступления в силу Технического регламента, в отношении первичных средств пожаротушения необходимо руководствоваться НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

5. Вопрос: По объекту имеется расчет пожарного риска. Когда будет
проверка объекта инспектором, он должен проверять соответствие объекта
требованиям технических регламентов, или и нормативным документам по
пожарной безопасности?

Ответ: В ходе проведения проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных этим техническим регламентом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом и нормативными документами по пожарной безопасности.

В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие Правилам расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, то в ходе проверки проверяется соблюдение на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, а также выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (наличие организационных документов, проверка знаний в области пожарной безопасности, готовность к действиям в случае пожара, создание ДПД, наличие лицензии, сертификаты ПБ и т.п.).

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям проверка продолжится с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленные техническим регламентом и нормативными документами по пожарной безопасности.

6. Вопрос: Законом и нормативными документами не разграничены обязательства по выполнению требований пожарной безопасности между собственником здания и арендатором. В связи с этим, какие требования обязан выполнить собственник здания, а какие арендатор?

Ответ: Основные положения об аренде закреплены в главе 64 Гражданского кодекса РФ. Для определения степени ответственности между собственником и арендатором необходимо изучить документы о праве собственности на объект недвижимости, договоры аренды занимаемых помещений и разграничить ответственность между арендодателем и арендатором имущества. Передаваемое в аренду имущество, должно соответствовать его назначению, том числе и в области соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

Таким образом, нарушения требований пожарной безопасности к системам предотвращения пожаров и противопожарной защиты, являющихся неотделимым от объекта защиты должны устраняться арендодателем, если иное не установлено договором, а арендатор несет ответственность в случае, если при эксплуатации арендованных помещений своими действиями нарушил обязательные требования пожарной безопасности к указанным системам. В остальных случаях арендатор отвечает только за нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

7. Какие нарушения по пожарной безопасности считаются малозначительными при вынесении решений по административным делам? Или таких не существует?

Ответ: Давайте для начала разберемся, что такое административное правонарушение.

Понятие административного правонарушения дано законодателем в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных        правонарушениях       установлена административная ответственность.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях само понятие «малозначительность» не дано.

Это слово законодатель употребляет в статье 2.9 Кодекса, предусматривая возможность (интересно звучит - возможность (!)) освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, при малозначительности правонарушения, и ограничения при этом устным замечанием со стороны должностного лица, органа, судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.

При этом законодателем не установлен запрет на применение ст. 2.9 административного Кодекса по каким-либо конкретным составам административных правонарушений.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (в редакции от 10.06.2010) в пункте 21 Постановления «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением «является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений».

Аналогичное разъяснение содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Вот что написано про малозначительность: «Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям».

Применение малозначительности при рассмотрении административных дел во многом зависит от усмотрения должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Это их право!

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена лишь возможность, но не обязанность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, при малозначительности правонарушения.

Теперь вернемся к ситуации, когда сам факт административного правонарушения не оспаривается, но быстро добровольно устранены последствия такого правонарушения.

В указанных выше Постановлениях Пленумов Верховных Судов РФ содержится четкий ответ на вопрос, который мы с вами рассматриваем.

Вот как звучит ОТВЕТ СУДОВ. «Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного    ущерба,    не    являются    обстоятельствами,    характеризующими

малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания».

Конечно, нам бы хотелось, чтобы понятие «малозначительность», критерии малозначительности законодатель прописал четче, также как и действия лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях (без усмотрения и вариантов поведения). Это исключало бы саму возможность коррупционных проявлений при рассмотрении административных дел.

А пока, вслед за законодателем, мы констатируем — деяние тогда можно отнести к малозначительным административным правонарушениям, когда оно не представляет опасности, охраняемым законам интересам и влечет незначительные последствия.

Если применить выше сказанное к нарушениям требований пожарной безопасности, то считаю, что практически все из них представляют опасность охраняемым законам интересам, и не могут признаваться малозначительными.

8. Вопрос: При проверке нам предъявили требование, что у нас инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям раздела XVIII Правил противопожарного режима в РФ. В ней не указаны лица, ответственные за отключение электроэнергии, остановку систем вентиляции, осуществление общего руководства по тушению пожара. Мы арендуем в 5-тиэтажном здании три кабинета. Понятия не имеем, где отключается электроэнергия здания, вентиляция и т.д. Как распределить обязанности между арендаторами, чтобы каждый из них имел инструкцию соответствующую требованиям Правил противопожарного режима?

Ответ: В соответствии с положениями пункта 2 Правил противопожарного режима в РФ в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или ином законном основании находятся объекты, разрабатывается и утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности. Отдельно инструкция разрабатывается для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Следовательно, в Вашем случае инструкция о мерах пожарной безопасности должна разрабатываться собственником (лицом, уполномоченным владеть и распоряжаться объектом защиты в целом), а все арендаторы должны быть ознакомлены с этой инструкцией и знать свои действия в случае возникновения пожара.

9. Вопрос: Что такое пожарный аудит и кто его проводит?

Ответ: Статья 144 Технического регламента - это методы, формы оценки соответствия объекта, защиты продукции требованиям пожарной безопасности. Приведено девять форм соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. К конкретному виду продукции, конкретному виду объекта могут быть применены эти формы.

В отношении объектов приводятся два альтернативных способа подтверждения соответствия. Первый способ, традиционный — осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление нарушений

требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний.

Вторая форма подтверждения соответствия - независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности.

Прежде необходимо разграничить два очень близких понятия: независимая оценка пожарного риска и расчет пожарного риска. Термин "пожарный риск" применяется в том и в другом понятии. Но эти понятия совершенно разные. Оценка пожарного риска - это проведение соответствующих расчетов, и доказывание с помощью этих расчетов, что риск соответствует или не соответствует тем назначениям, которые установлены Техническим регламентом. Независимая оценка риска - это процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС организацией по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Есть соответствующий приказ МЧС России от 20 ноября 2007 года № 607, который определяет порядок аккредитации этой организации, определяет те процедуры, которые должна выполнять организация.

Аккредитация осуществляется по трем направлениям деятельности.

Первое. Аккредитация организаций на выполнение работ по соответствию объекта требованиям пожарной безопасности традиционным способом, то есть в форме проведения обследования этого объекта, нахождения тех отступлений от требований пожарной безопасности, которые существуют, и разработка планов мероприятий по устранению выявленных недостатков. Это будет одна форма аккредитации.

Вторая область - это аккредитация организаций, которые могут выполнять расчеты по оценке пожарного риска.

И третья - это аккредитация и на первый вид деятельности, и на второй вид деятельности, то есть и на проведение расчетов, и на проведение визуальных проверок.

Административным регламентом по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в настоящее время определено, что планирование проверок осуществляется на основе в том числе сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (п. 31 регламента).

В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения ПОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

  • по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;
  • по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.

Если объект попал в план и после этого проведена НОР инспектор придет проверить соответствие исходных данных, примененных в расчете НОР, факту. Если окажется, что организация, готовившая НОР, улучшила реальное положение дел на объекте (например, написала, что есть пожарная сигнализация или два эвакуационных выхода), плановая проверка продолжится - инспектор оценит

соответствие объекта требованиям пожарной безопасности.

На территории Дальневосточного федерального округа зарегистрировано 14 организаций, аккредитованных на право проведения работ по независимой оценке рисков, большая их часть находится в г. Хабаровске. Их деятельность взята на особый контроль. Ежемесячно собирается и анализируется информация об организациях, выполняющих аудит пожарной безопасности, наличии аккредитации на право проведения работ, сведения о поступивших в органы надзорной деятельности заключениях по оценке рисков. Органами надзорной деятельности региона выявлено 3 случая недостоверных расчетов по оценке пожарного риска (заключений НОР), а именно несоответствие исходных данных. По данным случаям вынесены решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска, организациями, выполнившими работы, заключения НОР отозваны для устранения недостатков.

10. Вопрос: Для подключения компьютера мы используем сетевой фильтр. При проверке будет ли это нарушением п. 42 «3» Правил противопожарного режима в РФ?

Ответ: В соответствии с подпунктом «3» пункта 42 запрещается использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. При этом, указанное требование не распространяется, при использовании сетевых фильтров, предназначенных для работы с бытовыми электрическими приборами.

11. Вопрос: При проверке объекта (административное здание) нам предъявили требование, что согласно п. 472 Правил противопожарного режима в РФ кабинеты, где имеются компьютеры, должны быть оснащены хладоновыми огнетушителями. Относятся ли компьютеры к вычислительной технике применительно к п. 472 Правил противопожарного режима в РФ? Как понимать в данном случае требования п. 4.1.14 СП 9.13130-2009, где указывается, что хладоновые огнетушители необходимо использовать для тушения вычислительных центров, радиоэлектронной аппаратуры?

Ответ: В соответствии с требованиями п. 465 Правил противопожарного режима в РФ (далее - Правила) выбор типа и расчет количества огнетушителей осуществляется по приложению 1, согласно которого общественные здания, в том числе административного назначения, оборудуются (обозначены в таблице приложения знаком «++») пенными или порошковыми огнетушителями. В то же время п. 472 Правил определяет, что при защите помещений с вычислительной техникой следует учитывать специфику взаимодействия огнетушащих веществ с защищаемым оборудованием. Указанные помещения следует оборудовать хладоновыми и углекислотными огнетушителями.

К вычислительной технике относятся и персональные компьютеры. Суть данного пункта Правил заключается в том, что при воздействии на компьютеры огнетушащих веществ пенных или порошковых огнетушителей компьютер выйдет из строя и ущерб от тушения будет аналогичные воздействию пожара. В то же время хладоновые и углекислотные огнетушители не эффективен для тушения пожара класса А, т.е. горение мебели, отделочных материалов и других твердых горючих материалов, находящихся в офисе. Поэтому на этаже должны быть размещены пенные или порошковые огнетушители, а в помещениях с компьютерами хладоновые или углекислотные огнетушители.

Согласно п. 4.1.14  СП 9.13130.2009  хладоновые  огнетушители должны  применяться в тех случаях, когда для эффективного тушения пожара необходимы огнетушители составы, не повреждающие защищаемое оборудование и объекты (вычислительные центры, радиоэлектронная аппаратура, музейные экспонаты- архивы и т.д.). К радиоэлектронной  аппаратуре относятся и компьютеры.

12. Наше учреждение было подвергнуто проверке по жалобе гражданки, которая указала на отдельные нарушения требований пожарной безопасности. Но проверка была проведена по всем вопросам пожарной безопасности и наложен штраф 450 тыс. рублей на учреждение и 27 тыс. рублей на руководителя. Насколько законна была такая проверка?

Ответ: Из существа вопроса следует, что на объекте защиты была проведена внеплановая проверка, основанием для которой послужила жалоба о фактах нарушения требований пожарной безопасности на объекте. Исходя из этого делаю вывод, что должностное лицо органа государственного пожарного надзора, находилось на данном объекте па законных основаниях и действовало в рамках своих полномочий.

В соответствии с п. 9 «Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности. То есть выявлять нарушения требований пожарной безопасности является обязанностью государственного инспектора по пожарному надзору. Вместе с этим, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе является: непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушения, достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения.

Исходя из изложенного следует, что должностное лицо органа ГПН, выявившее нарушения требований пожарной безопасности, не указанные в жалобе, и привлекшее нарушителя к административной ответственности за данные нарушения, действовало в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством.

13. Вопрос: Кто должен оснащать здание огнетушителями, собственник или арендаторы, имея каждый в арендованных помещениях огнетушители?

Ответ: Все зависит от функциональной пожарной опасности здания, сооружения, строения и пожарного отсека. В случае если это общественное здание, то оснащать здание огнетушителями должен собственник (лицо, уполномоченное владеть и распоряжаться объектом защиты в целом), в соответствии с разделом XIX Правил противопожарного режима в РФ. Арендаторы же должны в свою очередь знать: где размещены огнетушители, уметь ими воспользоваться в случае необходимости.

В случае если это помещения различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности (производственного или складского назначения), либо выделенный пожарный отсек то оснащать это помещение должен арендатор (лицо, уполномоченное пользоваться этим помещением), в соответствии с разделом XIX Правил противопожарного режима в РФ.

14. Вопрос: При проверке было предъявлено требование о согласовании специальных программ по обучению пожарно-техническому минимуму своих работников с территориальным органом ГПН. В организации нет категорий работников, которые должны обучаться по программе пожарно-технического минимума без отрыва от производства. Должны ли мы в этой ситуации разрабатывать специальные программы и согласовывать их с ГПН?

Ответ: В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390) к работе на объекте допускаются должностные лица только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. В соответствии с нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645) руководители и работники ответственные за пожарную безопасность обучаются пожарно-техническому минимуму, а противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками, независимо от их образования и стажа работы в должности. Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом от производства, так и без него. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, а без отрыва по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации. В случае, если в Вашей организации отсутствуют категории работников, которые должны  обучаться без отрыва от производства (руководители подразделений организации, главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств, работники ответственные за ПБ, педагоги дошкольных образовательных учреждений, добровольные пожарные и т.п.) разработка специальных программ пожарно-технического минимума не требуется. В Вашем случае, если в Вашей организации отсутствуют категории работников безопасности работников организаций. Данные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций и согласовываются со структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России.

 

На правах рекламы

Опрос

Собираетесь ли вы заниматься бизнесом/предпринимательской деятельностью в этом году?
 

Новые Публикации

Уважаемые посетители сайта «Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей» Вы можете написать нам с помощью расположенной ниже формы обратной связи:

Ваши контакты:

Текст сообщения:

ДВ новости

Главные новости

1993 - 2024 © Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей
680000, г. Хабаровск, ул. Истомина, 35
тел/факс: (4212) 42-05-70 Приемная, E-mail: khkop@mail.kht.ru
Авторизация | Администрирование
Создание, обcлуживание сайтов и реклама в Интернете - группа компаний "Рэдлайн" »
  Яндекс.Метрика