Тезисы выступления Председателя ДВОПП на Круглом столе "О привлечении иностранной рабочей силы" Печать

 

ТЕЗИСЫ
выступления Председателя ДВОПП на Круглом столе

«Эффективность политики привлечения иностранной рабочей силы в целях
экономического развития Хабаровского края»

 

Уважаемые участники Круглого стола!

Во-первых, примите искреннюю признательность за положительный отклик на приглашение принять участие в этом Круглом столе. Думаю, тема дискуссии особенно актуальна в преддверии Дальневосточного международного экономического форума, для реализации «Стратегии 2020», развития рынка рабочей силы.

Во-вторых, из опубликованного рейтинга конкурентоспособности 142 стран мира, Россия в 2011 году опустилась на три места вниз, пропустив Пуэрто-Рико, Уругвай и Вьетнам, заняв 66 место. Первые пять мест занимают Швейцария, Сингапур, Швеция, Финляндия, США. Нашу страну тянут вниз показатели – это коррупция (22,8%), госбюрократия (13,8%), преступность и воровство (10,1%), налоги (9,1%), доступ к финансам (7,6%), инфляция (6,7%), отсутствие трудовой этики (6,2%), недостаток образованной рабочей силы (5,3%), ограничительные нормы трудового права (2,6%). А бедность здравоохранения подавляет конкурентоспособность всего на 1 %.

В силу объективных различий в развитии производительных сил, как следствие миграция человеческого капитала в более успешные регионы страны, выражена оттоком из нашего края экономически активного населения. Стимулирование предпринимательской активности, будучи условием росту индивидуального благосостояния, социальной защищенности в пенсионном возрасте, диктует спрос бизнеса на рабочую силу, одновременно создает ограничения в удовлетворении спроса промышленного бизнеса на высококвалифицированную силу. Только за последние десять лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось в 2,5 раза, и составляет почти 48 тысяч.

Надо учитывать факт, что инвестиционный климат (123 место в рейтинге 142 стран мира), благодаря которому решается задача фондовооруженности и производительности трудовых ресурсов, в нашей стране, особенно на Дальнем Востоке России, остается одним из наихудших в мире. Где личная ответственность и трудовые обязанности у продавца собственной рабочей силы, оказываются ничтожными.

Из 700 тысяч трудоспособного населения, 370 тысяч получают различные материальные социальные льготы. Количество последних не уменьшается, а неумолимо растет. Направление на трудоустройство, выдаваемое центром занятости, как правило отвергается по инициативе безработного. В требовании к работодателю – дайте мне отказ. Прошу участников Круглого стола на это обстоятельство обратить особое внимание. Пройдет немного времени, в этой многотысячной среде льготополучателей-тунеядцев закономерно будет сформировано профессиональное сообщество, у которого возникнут политические требования, превращаясь в радикально-люмпенскую общественную силу. Отвергая принцип христианского мировоззрения «Кто не работает, тот не ест». Станет ярым противником предприимчивости и прогресса. Трудовая демотивация окажется основной причиной социального напряжения.

По-моему, сегодня очевидны и другие тренды на рынке рабочей силы. Наряду с существующей динамикой сокращения трудоспособного населения, видно, как с каждым новым законом по регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью, с каждой новой инициативой в политике социально ориентированного бюджета, растет спрос на специалистов в бюджетных учреждениях. Сегодня таковых работает уже 200 тысяч человек из 700 тысяч трудоспособных. Стимулирование женщин к рождению второго и третьего ребенка толкает трудоспособных женщин к ведению домашнего хозяйства. Таким образом, с каждым годом количество жителей края, непосредственно участвующих в производстве потребительской прибавочной стоимости, прибыли, пополнении общественных фондов потребления, будет неумолимо уменьшаться, а фискальная нагрузка на остальных, не получающих соцльготы – возрастать в геометрической прогрессии. Вам известна программа Правительства края по развитию конкуренции. Однако, в этой программе, в силу политизированности проблемы, отсутствуют направления их развитию конкуренции на рынке рабочей силы. Как следствие, отсутствуют системные подходы в искоренении тунеядства. Существующая формализация социальной защиты т.н. малоимущих, постоянно превращается в растущее бремя на краевой бюджет. Поэтому, краевому сообществу, как воздух нужна конкуренция за рабочее место.

В течение этого года, Правление безрезультатно пыталось способствовать членам ДВОПП решить задачи развития своего дела, в т.ч. и путем привлечения иностранной рабочей силы. Потому что, не могут обеспечить производственный процесс через услуги структур центра занятости населения. И не столько по причине отсутствия должного профессионализма в предлагаемой рабочей силе, сколько из-за систематического игнорирования претендентом на рабочее место норм трудовой культуры. Пьянство, похмельный синдром, игнорирование техники безопасности, отчужденное отношение к законному интересу работодателя.

Пришли к выводу, что патерналистическая идеология, лежащая в основе политики строительства социального государства, слабость институтов гражданского общества, влияние консервативной общественной силы, не приемлющей либеральные ценности, формируют у потенциального работника потребительское отношение к работодателю.

Нужна прагматичная, лишенная «измов и фобий», краевая политика привлечения рабочей силы из других регионов страны, также иностранной рабочей силы. По мнению коллег, например, желаемого развития сельского хозяйства не даст замена аборигенного крупно-рогатого поголовья скота на австралийских племенных коров, если не будет создано альтернативное местному населению предложение привлеченной рабочей силы. Пока не создадим баланса беловоротничков и синеворотничков. По мнению членов ДВОПП, развитие конкуренции за рабочее место, не требующего высокой квалификации от жителя края, станет эффективным инструментом в повышении эффективности использования местного трудового ресурса. Будет положительно влиять на рост благосостояния жителей края.

Из информации Министерства экономического развития края, работодатели подали заявку на 2012 год по привлечению иностранной рабсилы, в количестве 45 тысяч человек. Удовлетворены заявки на 17,8 тысяч, или всего на 40 процентов. Основание отказа – среди местного населения достаточно рабочих рук, официально признанных безработных. Предлагая учить, переучивать, воспитывать. Правда, не предлагают как без насилия и принуждения научить, перевоспитать десоциализированного субъекта. Без гарантии окупаемости понесенных работодателем инвестиций. Конечно, это важная рекомендация, если отрицать выше названные тренды, а также, игнорировать открытость дальневосточной экономики, наличие сегодня и здесь глобальной конкуренции за рынок сбыта, очевидный на прилавке магазинов, расходам потребительской корзины жителя края и тот факт, что бизнес – есть организация интересов людей для воспроизводства своей жизни, путем получения прибыли на свой страх и риск. Другими словами, тот, кто желает работать и зарабатывать, оказался заложником того, кому привычно жить на соцпособие.

Правительство края и краевое бизнес-сообщество пытаются решить задачу привлечения инвестиций с внутрироссийского и зарубежного рынков. Но, экономисты знают, что объем инвестиций находится в прямой зависимости от совокупной рентабельности бизнеса, которую в свою очередь определяет состояние трудового ресурса, качество управления внутри края. Нужна количественная, а не качественная избыточность предложения человеческого и финансового капитала, чтобы достичь целей Стратегии 2020 в росте валового регионального продукта и благосостоянии жителей края. Без привлечения иностранной рабочей силы решить задачу стратегии, по-моему, невозможно. Тем более, надо трезво смотреть на проблему: экономически активная рабочая сила из центральных регионов России к нам не поедет. Она как никогда там востребована.

Поэтому, вынося на Ваше обсуждение тему «Эффективность политики привлечения иностранной рабочей силы в целях экономического развития Хабаровского края», предлагаем ответить на вопрос: «Что делать?» для опережающего развития благосостояния жителей края в контексте задач «Стратегия 2020». Какие должны быть количественные и качественные ограничения в привлечении иностранной рабочей силы? Как будем преодолевать мультикультурные различия между коренным населением и иностранными гражданами? Предлагаю старшему научному сотруднику Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук, доктору экономических наук, эксперту в сфере трудовых ресурсов Мотрич Екатерине Леонидовне высказаться о выводах своих научных исследований.

Прежде, чем предоставлю слово Екатерине Леонидовне, предлагаю регламент Круглого стола. Время для выступления до 10 минут. 3 минуты дадим для ответа выступающему на вопросы участников Круглого стола. Не повторять позицию и мнение ранее выступивших. Свое выступление закончить словами: «Предлагаю…». Особенно прошу высказать мнение об актуальности подготовки Правительством края «Основных направлений по развитию конкуренции рабочей силы в Хабаровском крае», изменений в Трудовом Кодексе. На основании Ваших предложений Правление подготовит и направит предложения в Правительство края.