ОТЧЁТ Правления Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Печать

ОТЧЁТ

Правления Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей

о работе в 2014-2015гг. и задачах на 2015-2016гг.

 

Уважаемые коллеги, участники нашего собрания!

Правление Объединения вынесло на Ваше обсуждение вопрос: что делать для преодоления негативных явлений в экономике региона? Постараемся этим мозговым штурмом внести свой вклад в антикризисную политику руководства субъектов Дальневосточного федерального округа, федеральных министерства и ведомств.

Проинформирую о деятельности Правления за время после прошлогоднего собрания Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей. Состоялось 38 заседаний Правления, обсудившего 208 вопросов и проблем предпринимательской деятельности членов нашей общественной организации.  Было направлено 98 обращений в федеральные, региональные, муниципальные органы власти. Наряду с этим позицию Объединения Правление постоянно выносило и отстаивало на площадках общественно-консультативных региональных органов власти, в средствах массовой информации, таких как газеты «Тихоокеанская звезда», «Хабаровский экспресс», «Приамурские ведомости». Надо отметить высокий уровень взаимодействия с руководством краевой столицы – г. Хабаровска, с прокуратурой края, региональным управлением антимонопольной, пожарной службы, потребительским надзором. Было организовано 3 круглых стола. Членам Объединения постоянно оказывалась профессиональная консультативная поддержка специалистами исполнительной дирекции.

Закономерным будет вопрос о результатах этой деятельности, если в национальном рейтинге по стоянию инвестклимата Хабаровский край оказался на 64 месте, попустив вперед Камчатский, Приморский край, Саха-Якутию? Это место отражает качество государственного управления и местного самоуправления, зрелость организаций делового сообщества.

Приведу несколько примеров. На прошлом общем собрании Правление информировало о конфликте интересов между оптовыми поставщиками и собственниками автозаправочных станций Приморского и Хабаровского края. Мы добились вмешательства в этот конфликт полномочного представителя Президента в ДФО. Конструктивный разговор конфликтующих сторон, объективная позиция полпредства не устранила причину конфликта, но снизила уровень противоречий сторон.  Или последний случай, когда член Объединения, группа предпринимателей обратились в Правление за поддержкой по устранению транспортной блокады  их предпринимательской деятельности в торговом центре «Универсам» г. Хабаровска, Правление использовало все доступные меры воздействия на власть, добиваясь исправления допущенной ошибки. Мы также вправе считать Объединение сопричастным в изменениях сроков предоставления земельных участков под строительство объектов. Проблема, которая не решалась больше семи лет. Последний круглый стол администрации, думы и делового сообщества краевой столицы дал надежду застройщикам, что вместо красного, будет чаще гореть зеленый свет в предоставлении земельных участков.

Мы – ДВОПП причастны к изменениям, внесенным в 294 федеральный закон о порядке  плановых проверок субъектов предпринимательства. Мы явились инициатором законов об амнистии капиталов, в  предоставлении субъектам федерации права снижать фискальное бремя субъектам малого предпринимательства.  Инициировали обсуждение экспертами давно устаревшей нормы о т.н. районном  и дальневосточном коэффициенте и дополнительных днях отпуска. Правда, что делать с этой традицией, единого мнения нет.

 

 

Вы помните, что последние десять лет мы настойчиво обращали внимание федералов на антиделовую деятельность фирм-однодневок, шабашников, бомбил всяческих мастей. Государство и здесь пытается навести порядок. Правда, безуспешно. Губернатор В. Шпорт поручил властям края принять решительные меры по уплате налогов так называемых самозанятых трудящихся, свободных от каких-либо обязательств. Такими официально считаются 44 тысячи жителей края, а неофициально не менее 200. Получает реальные  очертания режим территории опережающего социально-экономического развития, системы привлечения инвестиций в регионы ДФО. В решении этой задачи свой вклад внесли и члены ДВОПП, вовлеченные в процесс внедрения стандартов действий исполнительной власти по созданию  благоприятного инвестклимата. Это Сергей Степанов, Игорь Востриков, Петр Дрожчаный и Ваш покорный слуга. Важен сам факт – инициативы делового сообщества, подобно брошенному зерну в почву, материализуются в закон.

Вместе с положительными примерами деятельности Объединения обильнее велик перечень наших предложений, нереализованных в устройстве благоприятного делового климата. Например, модернизация института налогового агента, 44 федерального закона о госзакупках и 223-ФЗ, о закупках компаний с государственным участием компаний-монополистов, в сферах рынка сбыта. Мы постоянно доказываем власть имущим, что стахановские методы в производстве тысяч нормативных актов уменьшают пространство экономической  свободы, обюрокрачивают процесс деловодства. Заволокичивание  предпринимательской инициативы порождает барьеры, устраняемые взяткой, откатом чиновнику. В итоге вместо делового формируется коррупционный климат. Из года в год снижается количество субъектов среднего предпринимательства, где объективно выше производительность капитала и труда. В результате законом установленная цель экономического объединения граждан – прибыль, то есть фундамент благосостояния людей, отчуждается целеполаганием органов управления социальным и экономическим развитием гражданского общества. Власть государства вместо того, чтобы стимулировать экономию издержек хозяйствования, каждым новым нормативно-правовым обременением лишь увеличивает издержки нашего бизнеса, неконкурентную цену товара, услуги. При этом оправдывает такое нормотворчество якобы безопасностью людей. Поэтому, по оценкам профессиональных экспертов, выпуск на рынок отечественной продукции  от замысла до потребителя требуется в разы больше времени, чем, например, в Китае. Как результат, по индексу экономической свободы региональная промышленность находится в середине второй сотни стран мира. В таких условиях ускоренно решить задачу импортозамещения нельзя по определению.

Узнав, что Правительство РФ готовит план антикризисных мероприятий, мы незамедлительно направили предложение о регуляторной ревизии правового пространства, с целью дебюрократизировать  деятельность субъектов предпринимательства.  При этом, осознавали всю сложность модернизации запретительно-нормативного мышления властей. Что и подтвердилось, когда ознакомились  с утвержденным  антикризисным планом, который показал, что ни наука, ни политический класс страны не знают причин деиндустриализации отечественного хозяйства. А ведь это закономерное следствие патронатных проектов социального государства, это, в сущности, капитализм с люмпенско-иждивенческо-синекурным лицом!  Вот ответ, почему амнистия капитала - вторая в новейшей экономической истории страны, оказывается проваленной. Патронатному социальному государству бизнес отказал в доверии.

Хочу напомнить собранию, что в рамках конкурсов ДВОПП в ознаменование Дня российского предпринимательства, мы признали Центральный банк России «Тормозом бизнеса». Причиной этого решения стало множество факторов: - от борьбы с инфляцией, и подавления деловой активности до цены процентной ставки, обременительной для товаропроизводителей.  Но еще больший «вклад», в кавычках Центробанка внес в беспрецедентную зачистку коммерческих банков. Начиная с 2010 года на треть сокращено  число кредитных организаций, ликвидировано 330 банков. Притом, что  обладая раздутым аппаратом, контрольно-надзорным фокусом, регулятор не удосужился  обеспечить надлежащую профилактику объектов банковской деятельности. ЦБ несет значительную долю ответственности за состояние фондового рынка и, соответственно, инвестиционного климата в стране. Что же это за регулятор рынка кредитования, если многие учредители филиалов банков прекратили кредитование бизнеса в регионах, чтобы сконцентрировать капитал на валютной спекуляции? Между тем именно на Центральный банк возложена обязанность – читай ответственность за поддержание курса рубля. Где стабильность этого курса? Экономической свободы без порядка не бывает. Здесь возникает закономерный вопрос к региональной власти: Вы статисты или управляющие хозяйством? В этом году Правление в очередной раз поставило перед Правительством РФ вопрос о справедливой границе ответственности налогового агента – руководителя экономической организации. Это не только экономический вопрос, но и вопрос равных прав и свобод граждан, их ответственности перед казной социального государства.

Лично участвуя в разнообразных мероприятиях, организуемых региональными властями, идеологическим объектом – носителем вины у них обычно является предприниматель. Он какой-то неправильный в фокусе многотысячных норм законов. А самозанятые жители, работающие в тени, как правило, белые и пушистые. Ну не любят они платить налоги, не желают согласиться, что экономическая свобода – это упорное трудолюбие, предприимчивый риск… Хочется сказать: уважаемые чиновники и депутаты, когда вы принуждаете к чему-либо предпринимательство, то обеспечьте таким же правом принуждать – работодателя, делать тоже самое персонал бизнеса. Принципы деловодства, принятые в феврале 2013 года предпринимательскими организациями Хабаровского края, являются универсальными для каждого гражданина. Решим эту задачу – значит, решим задачи сбора налогов и импортозамещения. Мы убеждены: основной принцип социальности общества государства – честно, упорно, профессионально трудиться. Вместо этого, премьер российского Правительства с трибуны сочинского форума призвал губернаторов «бегать за инвестициями». Впору сказать: «Так покажите нам пример!».

Правление Объединения публично заявило «нет» фискальным новациям региональных властей по вводу налогов на имущество, определяемых по т.н. кадастровой оценке. Как пробный шар, это распространили на торговые центры площадью более 2000 кв. м. Да, имеются факты махрового нигилизма в этой сфере торговли. Однако, по опыту знаем субъективность кадастровой стоимости, также знаем, насколько кадастровый  метод превращается в общую норму фискального обременения.

Под сладкое пение о неповышении налогов с 2011 по 2014 налоговая нагрузка подросла на 11 процентных пунктов на рубль ВРП. И это без учета отчислений в фонды. Поддерживаем позицию коллег, призывающих сократить расходы потребителей бюджетов. Это и станет началом реального расширения экономической свободы предприимчивых жителей региона.

В этом году Госдума приняла концептуальный закон о будущем развитии остатков промышленного бизнеса. Казалось бы, закон должен указать причины промышленного мора в едином экономпространстве, заодно устранить барьеры инвестиционной привлекательности. Что же на деле? Приведу лишь один пример. В Комсомольске-на-Амуре есть аэропорт. Ежемесячно по 4-5 раз деятельность этого предприятия, по заданию местной прокуратуры, проверяет какая-нибудь надзорная служба. Поводов предостаточно – жалобы снизу, указы сверху. То есть, как только малый бизнес получил долгожданные послабления, так стрелка административного ресурса поворотилась на крупный бизнес. Это очередное следствие философии презумпции виновности бизнеса.

Деловое сообщество с воодушевлением и большой надеждой восприняло обещание В. Путина нового политического курса на расширение экономической свободы, разбюрократизацию деловой активности населения и предпринимательской деятельности.  Мы – Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, с момента своего образования в каждом обращении в Кремль, Правительство РФ ставили настоящую проблему на приоритетное место. Однако на практике видим обратное.  Как будто в нашей стране есть непоколебимая сила, требующая стахановского труда в производстве новых законов, тысяч новых экономически обременительных, в сущности, -  запретительных норм по всему кругу элементов и составных  частей производственных отношений. Обязательное выполнение которых требует от бизнеса дополнительных и новых непроизводственных издержек.  Сверху нам объяснили, что это все - ради нашего же блага, чтобы отечественное предпринимательство ускоренно научилось действовать по правовой матрице западного бизнеса.  Напрочь забыв, что европейский уровень – это результат многовековой   эволюции национальных обществ, конкурентной капитализации его производительных сил. Ни одна из западных индустриальных стран не переживала модернизацию по люмпенско-луддистким лекалам, как наша страна.

Готовя настоящее выступление, задал себе вопрос: а кому было выгодно ограничение экономических свобод, обюрокрачивание предпринимательской деятельности, ставших причинами нынешнего кризиса? Кто этот заказчик, он же и бенефициар? Ответ находим в статистике. Сегодня подушевой доход в России примерно 8 тысяч долларов, в годовом исчислении. Этот показатель в четыре раза больше в политико-экономическом, организационно-правовом, административно-интеллектуальном Центре, столице нашей родины. Сделайте простое вычисление, и получается, что за пределами МКАД подушевой доход россиянина составляет 6 тысяч долларов. А если учесть разницу в доходах населения и жителей региональных столиц, у остальных окажется доход всего 2-3 тысячи долларов в год. Выходит, в обюрокрачивании экономических свобод заинтересовано столичное сообщество, приватизировавшее правовую, управленческую, ресурсную, коммуникационную и прочие виды ренты.

Обратной стороной  сверхцентрализации управления социальным государством стало образование класса рантье. Развитие которому было положено в середине девяностых прошлого века. Деловой класс столицы России воспользовался отлаженным потребительским спросом на европейский образ жизни в обмен на нефть, газ, биржевые товары. С этого момента всё, от сельского  хозяйства вплоть до приборостроения, впало в кому, а затем и в формальное банкротство. Добавленная стоимость, произведенная провинциальным бизнесом,  будто пылесосом высасывается столичным спрутом. Поэтому, за редким исключением, в регионах сохранились собственная кредитно-инвестиционная, инновационная,  экспертная инфраструктура. Я не верю в теорию заговоров, но, судя по всему, именно интересы рантье являются фундаментом политики фискализации и обюрокрачивания предпринимательской деятельности в российской глубинке. Стал обычным тезис таких рантье, оправдывающий вывод капитала в оффшорную юрисдикцию: дескать, некуда и не в кого инвестировать. Поэтому очевиден тезис, что рантье-сообщество ни шагу не отступит от сверх централизации госуправления, от нынешнего уровня обюрокрачивания экономических свобод. Подтверждением тому - малое число  участников, заявивших о желании делать дело в региональных ТОРах, не смотря на беспрецедентные преференции.

Что делать? Прежде, договориться в том, что кризис возникает по причине жизни не по средствам. Отсутствия иммунитета в обществе от популизма политиков;  головотяпства бюрократии; противоречий в предпринимательстве; моды на социально-трудовой инфантилизм. Разрушить Карфаген рантье. Оставить за федеральным Центром  основные функции государства - оборону и образование, стратегическое  планирование. В  остальном – монополию на действия, прочтение федерального законодательства передать гражданскому обществу регионов. Но и это не станет лекарством от кризиса, пока не институализировано правило: предпринимательство должно самоорганизовываться в деловое сообщество.

Поделюсь собственным мнением по итогам первого Восточного экономического форума. Прежде всего это революционная перемена отношения федеральной власти к российской дальневосточной окраине. Подобного не было за предыдущую четверть века. Не было счастья да несчастье помогло. Имею ввиду санкции, экономический кризис. Вместе с этим, причиной экономического развития является опережающая социализация населения, его метаморфоза в зрелое гражданское общество. В котором формируются принципы деловодства, взаимное доверие граждан к их экономическим организациям, единство целей бизнеса, власти и общества. Однако, об этом фундаменте экономического устройства форум умолчал. При том, что его организаторы и участники не могли забыть аксиому В. Путина, что «без зрелого гражданского общества нельзя построить современную экономику». Предпринимательство Дальнего Востока разобщено, по-деловому декоммуникативно.  Организации гражданского общества – кто в лес, кто по дрова, за забором не видят леса.  Нет единого принципа реагирования на возрастающую субкультуру иждивенчества, подрывающую базисные ценности трудовой, преумножающей деятельности. Страна заигралась в дорогостоящий социализм социального государства.

Презентованная Президентом воля руководства страны в отношении Дальнего Востока, надеемся, принесет искомые результаты. Но они будут реальнее в ближайшей перспективе в одном случае: если ДФО станет единым субъектом Российской Федерации, который обеспечит организационно-правовую основу быть территорией, где реализуются реформаторские идеи. Наипервейшая из которых – стимулирование модернизации предпринимательства в зрелое сообщество. Вторая – это принятие закона о принципах корпоративной этики ДФО. Третья идея – это правовое ограничение трансфертного ценообразования. Четвертым законом должно стать правило: самозанятого дальневосточника закон не освобождает от уплаты подоходного налога.

Странность современного периода в экономической истории страны, по-моему заключается в том, что нет однозначного ответа на вопрос: в чем причина настоящего кризиса в экономике Российской Федерации. Нет ответа, значит, не может быть ни лекарства, ни врача Парацельса. Но вот какое повторяющееся явление. Вспомним 2009 год. Взбунтовались розничные цены на товары первой необходимости. Запахло жаренным. Местная, краевая, федеральные власти взялись тушить этот пожар, напрочь забыв взаимосвязь элементов ценообразования. То же самое повторяется в 2014 году. Без разбора, кто поднес спичку. В причину передвинули следствие.

На заимке Плюснина, пять лет назад я пытался убедить депутата Госдумы госпожу И. Яровую в необходимости девальвации рубля. Объяснил это низким уровнем производительности труда, организационного поведения, обесцениванием таких общественных ценностей, как бережливость, трудолюбие, предприимчивость, неконкурентоспособность бизнеса на отечественном рынке сбыта, особенности банкротства экономических организаций. В ответ депутат по-отечески реагировала заявлениями, что власть девальвировать рубль не будет, потому что этого не желает избиратель. Выходит, в два раза обесцененный сегодня рубль –  благо для личной экономики россиян…Манипулирование национальной денежной мерой труда – признак незрелости правящего режима, очевидно, забывшего историю медного бунта.

Мы – ДВОПП за последние годы направили в структуры Садового кольца сотни обращений, предлагая модернизировать правовое пространство переходного периода - от планово-распределительной модели к свободной экономике. Убеждали: коррупционной, иждивенческой, синекурной субкультуре способно противостоять только  организованное предпринимательское сообщество, с антииждивенческими принципами. Убеждали включить ревун в публичном пространстве, объявив о важности структурной реформации патронатного социального государства. Мы предупреждали: бизнес - это не вещь, над которой привычно и безответственно экспериментировать. Бизнес – это организация интересов экономически активных граждан России. Прежде чем государству банкротить, рвать бизнес, как Тузик тряпку, пора научиться взвешивать последствия. Но, как говорится, Москва слезам провинциала не верит. Сегодняшний кризис  - это следствие вчерашнего мышления. Значит, сейчас планируется очередной кризис. В котором, чуть поскобли, увидим руку бенефициара.  К примеру, в сфере кредитования экономического развития увидим чудовищную, многолетнюю мистификацию. Имеется ввиду, когда в стоимость процентной ставки включается статистический процент инфляции. Только за истекший год филиалы коммерческих банков сократили кредитный портфель нам, предпринимателям, на 50 процентов, не смотря на наукообразные рассуждения про деньги, которые кровь экономики, про последствия дефицита денег в экономическом обороте. Проправительственные эксперты раньше объясняли нам, что цена на бензин, солярку - это следствие цены Лондонской биржи на нефть плюс акциз. Теперь ситуацию с ценником на бензозаправке объясняют  девальвацией рубля. Вот вам флюгерная позиция его Величества регулятора, с его привычным желанием чего-нибудь запретить. Но кто, позвольте спросить, мешает определить цену биржевого товара на электронной бирже г. Урюпинска?

Не решив задачу приостановить бегство капиталов из страны с ограниченной экономической свободой, депутаты  с левацким мировоззрением выступили с инициативой: ликвидировать микрофинансовые организации. Объяснение: заемщики – народ безграмотный и обязательно попадут в кабалу ростовщика. Тем самым подтверждая аксиому: все, что ни делает предприниматель, попадает под статью Уголовного кодекса.

Правление отдает отчет вышесказанному. Иного выбора у предпринимательства нет - в условиях топтания деловой активности в зоне рецессии. Это надо иметь ввиду властям региона, взявшимся энергично насаждать режим ТОРов, похожих на показательный, селекционный приусадебный участок, хорошо сдобренный фискальными и  другими преференциями. Мы, конечно, будем радоваться, если компания «Энергомаш» восстановит свою былую индустриальную славу. Предвосхищаем конфликт продуктового оптово-розничного бизнеса Хабаровского края, когда компания «Невада», благодаря ТОР-преференциям монополизирует ценовым демпингом продовольственный рынок сбыта.  И тогда мечту  поставить на крепкий потребительский фундамент местного, дальневосточного  фермера придется забыть. Оборотная сторона режима ТОРов – разница в конкуренции с остальными субъектами предпринимательства, устраняемая нерезидентом ТОРа повальной оптимизацией налогов. Но почему бы эти преференции не распространить на все составные части дальневосточного предпринимательства? И таким образом признать экономическое пространство Дальнего Востока свободной экономической зоной, где будет ограничено госпатронатное иждивенчество. Хоть по китайскому, хоть по сингапурскому образцу.

Раскрою одну тайну Правления. Когда решался вопрос, кому вручить нашу премию «Тормоз бизнеса», в претендентах наряду с Центробанком значился Минтруд, который взялся рьяно насаждать Трудовой кодекс аттестацией рабочих мест и прочими новациями. Мы официально задали вопрос Председателю Правительства РФ: доколе? Когда в действительности Минтруд озаботится дисциплиной и производительностью труда? Бизнес это не детский сад. Его цель – прибыль, полученная благодаря жесткой конкуренции компетенций и профессиональных навыков трудящихся. Ответ получили в изменениях Административного кодекса: за любую провинность работодатель и руководитель заплатит штраф от 300 рублей до миллиона рублей. Ракета «Протон» с аппаратом ценой в 200 млн.долларов взорвалась на старте, только потому, что работник сторублевый прибор не так поставил. И ничего! В таком правовом режиме отношений между продавцом и потребителем труда нельзя решить задачу импортозамещения.

Понимаем, насколько эта критика нереализуема, без модернизации идеологии публичного  пространства, разделившего население на две неравные части. Большинство дальневосточников хорошие труженики, с одной стороны,  предприниматели без бога в душе и царя в голове на противоположной. Именно это я имел ввиду, когда говорил о роли делового сообщества в модернизации маргинальных кодов, стреноживших развитие предпринимательства. Свобода слова, независимость СМИ защищена законом. Это к тому, что каждый рубль рекламы - это плата бизнеса журналистам за пропаганду своего позитивного образа. По опыту знаем характер современного информационного бизнеса – к сожалению, не организующего, не воспитывающего, не пропагандирующего зрелость делового сообщества, и уповающего на господдержку своего пиара в адрес чиновников.

Обращаю внимание собрания на претензию ряда членов Объединения: мол в публичном пространстве мало критики Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей. Справедливое утверждение. Во-первых, всё познается в сравнении. Во-вторых, по кошельку и остракизм, чтобы защититься от  встречной реакции органа власти, чиновника или предпринимателя. Надо десять раз взвесить свои слова, прежде, чем публично сказать. Особенно, когда инициатор критики желает оставаться в шапке невидимке.  Увы, и члены Правления не обладают иммунитетом от произвола. Немало труда требуется дирекции, чтобы наши товарищи оплатили членские взносы. Не будет преувеличением, если скажу: будущее нашего Объединения - в руках задолжника. Закрою эту тему одним тезисом: без ДВОПП всё, что каждый вкладывает в понятие благоприятный деловой климат – забавная мечта о скатерти-самобранке от благоразумного царя.

Выступая с позицией Правления на предпоследнем заседании краевого Совета по предпринимательству и улучшению инвестклимата, высказал Губернатору нашу позицию: можно внедрить сотни стандартов, дорожных карт по устройству БИК, но результат окажется ничтожным, пока не будет стимулов модернизации предпринимательства в зрелое деловое сообщество. Доказательство? Власти ни одного муниципального образования не взяли на себя обязательств  обеспечить благоприятный инвестиционный климат в ими управляемом социальном пространстве. Пока институты госуправления и местного самоуправления продолжают игнорировать мнение предпринимательской общины. Будь это министерство социальной защиты, Минздрав или Минкультуры, уже не говоря про Минфин, отраслевые министерства, прокуратуру или надзорно-контрольные  ведомства. Я напомнил Совету, что даже зарубежные  инквизиторы России признают, что нет смысла в санкциях против российского бизнеса. В этом преуспевает наш, отечественный законодатель и его бюрократическая десница.  Яркий пример: министерство, отвечающее в Правительстве края за развитие малого и среднего предпринимательства, краевой экономики добивается увеличения налогового бремени субъектов предпринимательства! Разве министр не знает последствия для инвестклимата, стимулирования роста теневой экономики?

Выше было названо место Хабаровского края в национальном рейтинге – «вклад» в кавычках федеральных органов власти в регионе, двух десятков мупобразований, почти трех сотен глав самоуправляемых сообществ. Каждое внесло свою лепту в 64-ое место нашего края. Еще десять лет назад ДВОПП предложило руководству края ежегодно публиковать рейтинг трудолюбия и предприимчивости сообществ районов и поселений края. Первых награждать рублем, последних - знаком «Тормоз бизнеса».

Уважаемые коллеги! Экономический кризис вызвал снижение реальных доходов, покупательной способности населения. Перед значительной частью малого и среднего бизнеса нависла угроза банкротства, а перед руководителями - угроза дисквалификации, лишения свободы до пяти лет за задержку выплаты заработной платы свыше двух месяцев. Сократить персонал сложно, а платить - нечем. Государство ответственность за последствия кризиса возложило на руководителя, работодателя. Лучшая позиция у руководителя, который предусмотрительно увел свое дело в тень от налогового и трудового законодательства. В отечественной системе производственных отношений  и до кризиса трудовое законодательство не увязывало качество труда персонала с целью предпринимательской деятельности, с конечным интересом экономической организации. В связи с вышеназванным обстоятельством  следует, что в правовом мышлении российского законодателя является ничтожным ценность бизнеса как общественного явления, образно говоря, банка накопленных компетенций, организационного поведения и других элементов деловодства. Первично: заплатил налоги, получил – не получил зарплату работник. Не пролезает бизнес в угольное ушко фиска - подлежит уничтожению. Что делать? Сбалансировать права и обязанности гражданина и экономического объединения этих же граждан.

На предыдущем Общем собрании был поднят вопрос имплементации вхождения Объединения в одну из четырех общероссийских предпринимательских организаций - РСПП, Опора, Деловая Россия или Российская торгово-промышленная палата. При этом ДВОПП уже является авторитетным членом палаты. Значит, предлагается пристроиться к кому-то из первой тройки. Никому еще не удалось объединить интересы рантье с интересами им ограбленного предпринимателя. Правило: свояк свояка видит издалека – никто не отменял. Раньше это явление называлось холопством крепостных Сегодня, на наш взгляд, это самоуничижение. Региональные власти с пиететом относятся к организациям, имеющим в своем названии слово «Россия». Отвечу предельно откровенно советникам имплантировать ДВОПП в чужеродный организм: с настоящим состоянием государственного строя в любой общероссийской общественной вертикали интересы дальневосточного предпринимательства стоят настолько далеко, сколько тысяч километров разделяют Хабаровск с Москвой. У делового рантье и предприимчивого аборигена – явно противоположные интересы. Доказательством тому служит тупиковая ситуация  вокруг отпускных льгот работникам в зоне Крайнего Севера и приравненных территорий. Челобитных от ДВОПП, предпринимателей поступило в столицу – вагоны, и ничего… Губернаторы, болеющие за благополучие нашего региона, заботятся о наращивании организационного потенциала делового сообщества. Временщик - чтобы предпринимательство оставалось разобщенным, конфликтовало между собой за близость к власть имущему.

Выше упоминалось значение проекта государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций. По априорному счету только депозитные вклады жителей нашего края составляют четверть триллиона рублей, очевидно, в подушке хранят не меньше. Открыть этим деньгам прямую дорогу в реальную экономику - задача власти и делового сообщества. Реальные проекты муниципально-частного партнерства хабаровской мэрии показывают высокий уровень инвестиционного доверия предпринимателей. Предлагаем Правительствам субъектов ДФО этот опыт взять на вооружение, в т.ч. для организации импортозаменительных бизнес-проектов, в частности, путем эмиссии облигационного, вексельного займов. Будет предложение участвовать в прибыли такого партнерства – будет гарантирован спрос на ценную бумагу. Иначе нет фондового рынка, а права инвестора останутся декларацией. Кризис дает подсказку: принимайте закон о стратегическом планировании государственного, муниципально-частного партнерства.

В условиях текущего кризиса недовольства граждан темпами социального развития, особенно на Дальнем Востоке, где очевиден экономический рост Китая в последние тридцать лет, нашему Объединению не стоит скатываться к критиканству правящего класса. Важно своевременно указать причину негативных явлений в региональной экономике. И добиться ответа на ряд вопросов. Почему в нашей стране  с ее беспримерными просторами, соответственно слаборазвитой коммуникативной как социальной, так и инженерной инфраструктурой такая сверхцентрализация управления? Почему по опыту взаимодействия с Правительством Хабаровского края практически на любую нашу инициативу, улучшающую деловой климат, получаем ответ:нельзя…потому что запрещено либо формально не разрешено федеральным законом. Запретительное мышление стало матрицей единого экономического и правового пространства.

Всему есть причина. Она, повторюсь, в столице России. Здесь со времен т.н. «колбасных поездов», утвердилось мнение, что за МКАДом живут, если не совсем дикари, то  неспособные к самоорганизации люди. Им нельзя доверить право на собственный закон, судью, начальника местной полиции, начальника федерального надзорного органа, функция которого соединять экономическую свободу и законный порядок. Но если гражданам, проживающим на острове Кунашир Сахалинской области, п. Охотск Хабаровского края предписано сопрягать свою инициативу с федеральным законом, надзорным чиновником, то надо честно признать, что посредством обычной взятки деловая  инициатива победит букву федерального закона. Здесь причина предложений по наполнению содержанием Конституционной нормы – власть принадлежит народу. Предпринимательство этого народа на пределе терпения выносит варягов-управленцев, гуськом идущих за губернаторами в министерские кресла, подчас ведомые одной целью – украсть здесь и сейчас. Для варяга наилучший объект управления – беспринципный взяткодатель. Поэтому, как никогда прежде, актуален вопрос переноса столицы государства. Как во времена Петра 1, подальше от бородато-боярской Москвы.

Также стало очевидно, что государственное управление, организационная, воспитательная и направляющая сущность власти оказалась перед непреодолимым барьером правам на свободу труда населения. Тем, что лежит в фундаменте незрелого гражданского общества. Если по экономическому интересу предпринимательство более или менее организует трудоспособную часть населения, то первичная социальная мотивация трудовой деятельности находится на примитивном уровне. Наш призыв учиться упорно профессионально трудиться остался зовом вопиющего в пустыне. Десять лет прошло, когда ДВОПП обратило внимание на этот барьер развития края. Вышло постановление губернатора №173 от июля 2005 года о мерах организации и структуризации предпринимательства. Однако забытое после подписания. Потому что организованное предпринимательство не терпит бенефициаров иждивенчества. Это часть правды. Другая в том, что организованное предпринимательство - общественная сила, требующая от своей власти принципиального разговора с федеральной по всему полю единого правового и экономического пространства.

Выше несколько раз звучало слово «импортозамещение». Очевидно, что настоящую задачу нельзя решить на фундаменте сегодняшней идеологической парадигмы социального государства. Без модернизации науки и образования, управления  и правопорядка, без их интеграции с деловым сообществом. Ведь, что видим: бюджетосодержащие отрасли поставлены на роль статистов мессии бизнеса; оценщика фискального вклада предпринимателя, который в свою очередь задает справедливый вопрос: когда покажете пример трудолюбия, рачительности и предприимчивости.  Не может академик по-другому учить паству, получая из рук социального государства  пожизненную синекурную стипендию. Не может учитель средней школы научить учеников соответствовать целям экономической организации, потому что его работодатель – чиновник государства.

Промышленное импортозамещение – следствие культов трудолюбия, предприимчивого мышления в общественном сознании, где идеалы духовного, умственного и физического труда подчиняют культ праздности свободного времени.  Следует признать, что этой же антиимпортозамещающей парадигмой пропитано дезорганизованное предпринимательство. Ожидать какого-либо социального ускорения импортозамещением не приходится. Допускаем, что государство, будучи самым ответственным институтом гражданского общества, напряжет госбюджет, поддержит импортозамещающие бизнес-проекты. Которые останутся  морально устаревшей калькой на глобальном рынке предложения труда. Потому что  наиприоритетнейшей задачей государственно-частного партнерства, снизу доверху, по содержанию и по форме, должна предшествовать ускоренная модернизация мозгов. Ошибка в условиях задачи импортозамещения станет кладбищем отечественному инвестору.

В нашей стране, в ДФО в частности, да и в Хабаровском крае, возникла мода на проведение деловых форумов, предпринимательских конференций, от которых организаторы ждут чуда. Бизнес ждет, что пообещает глава государства, глава региона в области улучшения делового климата. Не могу вспомнить случая, чтобы на подобных мероприятиях звучала консолидированная позиция организованного предпринимательства, которую власть взяла на вооружение. Насколько будут снижены налоги, уровень вмешательства государства в регулирование деловодства. И нет ни одного бизнесмена, который бы не желал услышать про ставшие в последнее десятилетие расхожей фигурой речи роль организаций делового сообщества. Не удивительно, что эта форма виртуальная и у каждого ее свой образ. Все едины, что надо сокращать численность государственного аппарата насилия и принуждения, чиновников и служащих бюджетных организаций. Будто этот процесс происходит по мановению волшебства. Мнения разделяются по диспетчеризации согласительно-разрешительных, запретительных функций, ответственности за принятие или волокиту решений.

Сказать, что  структурная реформация в недрах государства заморожена, будет несправедливой характеристикой. Хочу напомнить собранию, сколько усилий нашему Объединению потребовалось, чтобы власти края приступили к формированию многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг. На личном примере убедился: наши труды были во благо. Практически сведены к нулю жалобы  членов ДВОПП на полицию, Роспотребнадзор, Ростехнадзор – еще недавно не чуравшихся использовать анонимщиков в инициации проверок.  Однако ощущение, что у бизнеса два врага: субкультура иждивенчества и госаппарат – остается. Повторю: причина в различии целей у этого взаимосвязанного треугольника.  Одним уменьшением наполовину численности чиновников и служащих этот барьер экономики устраняется частично.

Например, возьмем деятельность пожарного надзора. 95 процентов пожаров, гибели людей – это частный сектор. При этом 95 процентов административного ресурса пожнадзора направлено на экономические организации, бюджетные учреждения. Другой пример. Инспекция труда. Не знаем случая, чтобы этот орган  выступил в защиту работодателя или в отношении самозанятых неподконтрольных закону, какой-либо ветви и уровню власти. А это, ни много ни мало, половина от занятых в реальной экономики, реально обеспечивающих налогами деятельность социальной сферы, чтобы самозанятые учились, пользовались общественной инфраструктурой экономики, гос-муп-управлением, защитой своих прав правоохранительными и прочими органами государства. Цель структурной реформы – обеспечить приоритет интересов трудолюбивого гражданина над интересами иждивенца.

Обращаем внимание предпринимателей региона, тех, кто чурается  принципов корпоративной этики в Дальневосточном федеральном округе, но искренне желает наступления времени, когда станет реальным благоприятный деловой климат. Предупреждаем: не наступит. Такой климат – не кафтан с барского плеча. Результат  упорного труда делового сообщества региона.

Работа Председателя Объединения, наряду с обычными сложившимися за двадцать с лишним лет функциями, требует постоянного внимания к вопросам, которые поднимаются в публичном СМИ-пространстве. Подчас требуется самому инициировать информационные поводы. Пример. Вот уже 2,5 года, как принят Кодекс принципов корпоративной этики Хабаровского края, определивший  моральные требования к деловому обороту, фундаменту доверия между субъектами и объектами производственных отношений. Мы – ДВОПП, в меру своих ресурсов популизируем и пропагандируем эти Принципы. Тысячная часть необходимого, чтобы в поведении жителей региона сформировалось, что для дела хорошо или плохо, правильно – неправильно. Нельзя достичь частную цель, когда у каждого экономического объекта или субъекта свой собственный принцип.  Один в лес, другой по дрова. Руководители медиабизнеса говорят: платите, и мы заполним газеты и эфир «вашими» принципами. На предложение краевым властям поддержать становление принципов в деловой культуре края слышим: вам надо, вот и пропагандируйте. Выходит, у беспринципного деловодства пирамида бенефициаров.

Коллеги! За отчетный период ряды нашей организации пополнили 14 новых членов. Меньше, чем в прошлом и предыдущие годы. Причина? Она в общем асоциальном иждивенческом тренде развития гражданского общества. Соцопросы показывают, что только 2 процента дееспособных жителей Хабаровского края участвуют в деятельности общественных организаций:  конфессиональных, профессиональных и иных самоорганизованных структурах. К чему это ведет, можно наблюдать в Амурской области, власть которой заставила бизнес платить 2% от кадастровой стоимости имущества… Некому оказать сопротивление  фискальному безрассудству.

Правление несколько заседаний фокусировалось на, казалось бы, мелкой проблеме: перевод жилья в нежилое помещение - для создания инфраструктуры предпринимательства в краевой столице. Члены Объединения высказывали мнение, что такой перевод превратился в неразрешимую проблему. Оказалось, проблему можно разделить  на три равные части. Первая: политическая установка руководства мэрии. Вторая: по формальным признакам норм жилищного кодекса акт перевода возможен, если от всех, до единого – от последнего асоциального квартиросъемщика до верхнего чиновника - будет официальное «добро». А третья проблема: все та же пресловутая нетерпимость к предпринимателю, отчуждение к интересу владельца квартиры на первом этаже, который желает стать приобретателем комфортного места жительства. Притом что деловая услуга  пошаговой доступности несет пользу горожанам.

Мы рекомендовали мэру краевой столицы использовать опыт г. Комсомольска-на-Амуре. Верим, так и произойдет: ибо удовлетворение интереса субъекта малого предпринимательства для ответственной власти должно стоять на первом месте. Важно обратить внимание на уровень инвестиционной инициативы за пределами краевой столицы. Чтобы понять проблему, прошу участников Собрания вспомнить: когда глава какого-либо из районов края официально пригласил вас стать участником местного инвестпроекта? Инвестиционное невежество, помноженное на синекурно-иждивенческую традицию, лучшее лекарство от которой это   конкуренция… за право занимать публичную должность. Надо полюбить инвестора, и не придется «бегать за инвестициями», будто они дикие зайцы.

Возьмем г. Хабаровск, положительный пример муниципально-частного партнерства, где возникла проблема,  связавшая по рукам и ногам инициативу застройщиков. Это т.н.  35 тепловая магистраль, которой нет. Цена проблемы около 3 млрд. рублей и ответственная позиция руководства Дальневосточной генерирующей компании. В наличии политическая воля руководства края и г. Хабаровска, есть и инвестор. Единственный барьер - это ДТК, желающая сама продавать тепловую мощность. И таких партнерств, развязывающих инфраструктурные узлы, должно быть множество. Например, строительство газотранспортной внутригородской магистрали: строительство второго фармацевтического завода, скотобоен в южных районах края. Людям, имеющим финансовые накопления, надо дать выбор – депозит в банке или доля импортозамещающего дела. Ситуация с доверием инвесторов к бизнес-проектам предпринимателей, требует соучастия государства и муниципалитетов, к которым, надо честно признать, более высокий уровень доверия.

Дамы и господа! Время, когда банкиры плачут, означает, что предприниматели совершают суицид своему делу. Уместен вопрос о действиях власти в стимулировании деловой активности. В два раза увеличились издержки бизнеса на оплату земельного и имущественного налога. Взять простой, на первый взгляд, вмененный налог, ежегодно возрастающий на 10-12 процентов, причем с падением потребительского спроса. Или подоходный налог и страхвзносы. Зарплатные издержки растут, производительность труда снижается. Бюджетникам всегда мало денег. Мы обращаем внимание власти дальневосточных регионов на необходимость снижения на треть налогов, оптимизации расходов бюджетной сферы. Кризис – стимул сокращения аппарата бюджетных организаций минимум на треть. Это относится и к естественным и прочим монополиям. Которым настоятельно рекомендуем тарифами не рубить сук, на котором благоденствуют.

Вместе с этим, внося вышеназванные предложения, придется согласиться с поучительной поговоркой: «А кот Васька слушает, да ест, пока не получит пинка хозяина». Очевидно, цена экспортной ренты товаров ни завтра, ни через три года не вернется к приснопамятным временам. Политического класса, способного осуществить структурную реформацию социального государства, завтра не появится. Что этим хочу сказать? Только то, что предпринимателям региона следует повзрослеть, учиться солидарно защищать цель бизнеса. К примеру, мне не встречался руководитель предприятия, который бы не утверждал, что действующий трудовой и остальные кодексы, воспроизводят маргинальную трудовую мораль. Наше доморощенное отчуждение между трудом и капиталом, отношение общества и власти к цели бизнеса, пока останется неизменным.

Уважаемое собрание! За двадцать два года председательства в Объединении, по вашему велению мною подписаны и направлены более тысячи обращений верхним власть имущим. Смысл этих челобитных прост: уважаемые бенефициарии единого экономического и правового пространства России! Причина двадцатилетнего   застоя, экономической стагнации и рецессии, деиндустриализации удовлетворения отечественного рынка сбыта потребительскими товарами, орудиями и средствами производства заключается в ограниченности экономической свободы низов общественного строя государства. Пожалуйста, поделитесь хоть чуть-чуть свободой и порядком по нашему, деловодскому мышлению. Ну не можем делать дело по импортированной многовековой кальке.

Приведу примеры. Виктор Дмитриевич Калашников – министр экономического развития Хабаровского края, сообщает: за истекший период 2015 года объем кредитования реальной экономики сократился на 50 процентов. Индекс промпроизводства снизился на 2,5 процента. По мне это означает, что владельцы  региональных филиалов банков, главных бенефициаров ростовщичества, руководствуясь только узкокорыстными интересами, вывели из края более 70 миллиардов кредитного ресурса. Обескровив и без того обескровленную экономику региона. Мы также из года в год исполняем ритуальный танец, умоляя верхних богов отечественных рантье с московской пропиской, дать нам, провинциалам, закон объективного ценообразования, т.е. главный институт регулирования экономических свобод. Предлагаем осуществлять публичный оборот биржевых товаров. И получаем столь же ритуальную реакцию: реализация вашей инициативы ограничивает экономическую свободу монополии. Понятно, почему. Верхним бенефициариям сегодняшнего правового порядка поперек горла утрата ценовой трансфертной моржи.

Более десяти лет коленопреклоненно умоляем федеральные власти предоставить право организованным предпринимателям защищать от произвола законные интересы своих членов в государственном судопроизводстве. Воз и ныне там. И еще: Хабаровск – оптово-розничная столица края и ДФО. В городе есть магазин, в котором местные предприятия предлагают свои ценные бумаги, дабы привлечь инвестиции в развитие своего дела? Нет. Просим от верхних закона, дающего право эмиссировать выпуск ценных бумаг. В ответ: нельзя! Лично мне хочется узнать, какую выгоду получил край от ликвидации местных банков или от смены владельцев артели «Амур» и подобных экономических организаций. Также очень хочется спросить краевых федеральных чиновников: вы слуги какого народа - одной десятой с московской пропиской или тех, с кем живете бок о бок?

Коллеги! Настоящий кризис, как и предыдущие, в повестку гражданского общества субъектов ДФО ставит вопрос, он же девиз: «Покупай сделанное в Хабаровском крае!». Кризис обязывает соблюдать заповедь: трудом люби ближнего, обернется сторицей.

В сентябре газета «Тихоокеанская звезда» опубликовала примечательное письмо анонимной предпринимательницы. Почему примечательное? Она выразила иждивенческую позицию подавляющего большинства бизнесменов края: «Власть, сделай мне благоприятный деловой климат, потому что я не хочу быть участником общественного объединения предприимчивых граждан». Предприимчивый недоросль страстно хочет свободы без порядка, без обязательств и ответственности.  Похоже, точно так думают и от народа власть получившие.

Стены этого зала, в котором двадцать лет мы проводим  свои конференции, общие собрания впитали наш девиз, обращенный к предпринимателям, руководителям малых, средних  и крупных предприятий, депутатам и чиновникам, искренне заинтересованным в общем для всех деловом климате «Вместе мы – созидательная сила России!». Увы, реальность показывает обратное. Совет по предпринимательству и улучшению инвестклимата Хабаровского края установил: членская база предпринимательских сообществ региона сокращается подобно шагреневой коже. Десять лет назад этот же Совет, обсуждая эту же проблему, приводил цифру: в 1,5 тысячи из 34 тысяч действующих субъектов предпринимательства. А в этом году из 59 тысяч субъектов с трудом насчитали 1200 руководителей предприятий. В национальном инвестиционном рейтинге после Хабаровского края место заняла Амурская область. Регион, где местная политическая элита испытывают жуткий страх только от мысли, что местное предпринимательство  модернизируется в деловое сообщество. Будет разговаривать с властями, если уж не на равных, то хотя бы назовет причину плохого делового климата. То же в Сахалинской области. Между тем недавно, в сентябре, Президент РФ на встрече с правозащитниками призвал предпринимателей взаимодействовать с организациями гражданского общества.

Присмотримся к затее подарить каждому поселенцу по гектару дальневосточной земли, чтобы привлечь на жительство 30 млн. россиян. Так и случится, если окажется на каждом участке золотая россыпь. По мне, я бы дал и десять га каждому чиновнику, рантье, осужденному за коррупцию. С одним условием: украденные бабки инвестировать в подарок. Удивительное дело, уважаемое собрание. Даже дилетанту очевидно, что благоприятный деловой и инвестиционный климат и зрелое деловое сообщество – это явления однопонятийные. Первого не бывает без второго. Именно благодаря инвестициям делового сообщества модернизируются закон и цель политики, конкурентоспособность человеческого капитала. Однако, что ни член-корреспондент или академик наук обществознания – предлагают повышать производительность труда  раздачей денег малоимущему населению! Забыв про индустриальную задачу создания 25 миллионов высокооплачиваемых  рабочих мест…

Реальная история. В перерыве одного совещания ко мне обратился преуспевающий бизнесмен, с претензией к Объединению, что мы не добились отмены постановления мэра краевой столицы, наложившего ограничения проезда грузового транспорта в весенний период. Я в грубой форме отослал его туда, где нормальному мужику делать нечего. Он ни копейки не инвестировал в деятельность организации, а смеет от нас требовать деловую скатерть самобранку! Другой подобный делец на приглашение соучаствовать в улучшении делового климата, выдвинул условие – продавать продукцию его завода. Третий, за два года не заплативший взносы, перед которым замаячила тюремная камера, прибежал за характеристикой деловой репутации, мол, напишите на бланке Объединения, какой я честный и пушистый. Четвертые, банкир и директорша страхкомпании метали бисером, чтобы дирекция Объединения стала их отделом продаж. Я задал им вопрос: а вы, господа, готовы исполнять принципы деловодства в Объединении? На этом наш диалог закончился.

ДВОПП добилось внесения в краевой закон о развитии малого и среднего предпринимательства понятия «деловая репутация». Осталось убедить правительство и законодательную думу региона принять нормативный акт, регулирующий практику правоприменения этого института. Определить субъекта характеристики   деловой репутации. Правление ДВОПП внесло свои предложения. Ждем отклика.

Невозможно построить предпринимательское благоденствие ни в одном отдельно взятом регионе, ни во всем Федеральном округе.

Мы здесь также не можем полностью обсудить все новации, так или иначе влияющие на бизнес, в связи с ограниченностью ресурсов, как времени так и самого Объединения.

Остановлюсь лишь на некоторых моментах.

1. Более года назад ликвидирован Высший арбитражный суд и судебная власть сосредоточилась в одних руках в Верховном суде.

Однако заметного облегчения предпринимателям и какого-либо улучшения предпринимательского климата это не принесло. Более того, ВС РФ распространяет свои толкования на ранее возникшие отношения и принятые судебные акты. Как говорится, если играть в шахматы, оказывается, что в Чапаева да еще черными.

Хорошо иллюстрируется такая позиция ВС по арендной плате за землю.

Если ранее ВАС исходил из единства экономического пространства и ограничил аппетиты регионов и муниципалитетов федеральной нормой (не более 2% кадастровой стоимости), то ВС поставил на первое место свободу собственника, указав, что такое ограничение   не применяется. А размер арендной платы может быть больше не в разы, а в десятки раз. И это с учетом кадастровой стоимости, взятой из наукообразных отчетов по системе 3П – палец, пол и потолок.

Несколько лет назад мы сравнили кадастровую стоимость земли у нас и в Англии. Лондонград отдыхает…

Кстати (а скорее, некстати) споры по кадастровой оценке земли переданы в суды общей юрисдикции регионального уровня, не имеющих никакого опыта в этой области.

А законодатель, и вслед за ним Верховный суд, разрешили пересчет земельного налога не с момента введения заоблачной кадастровой стоимости, а с момента обращения в комиссию, до которого необходимо потратить с полгода на оценку и ее проверку.

2. Банкротство.

С 1 октября вступили в силу нормы закона о банкротстве граждан.  Есть большие опасения, что они сработают на руку недобросовестным должникам, а не кредиторам.

По-прежнему единственное жилье- будь это хрущевская однушка или особняк в пять тысяч квадратных метров-  выведены за рамки конкурсного имущества. А ваш недобросовестный работник, допустивший недостачу в миллион – другой рублей и избежавший   уголовного дела, избежит и возврата этих денег, объявив себя банкротом и спрятавшись в единственном жилье. Запрет три года быть директором или учредителем фирмы его мало волнует. Зато владельцы бизнеса - поручители в случае невозврата кредита, независимо от других процедур вполне могут под эту норму попасть.

Что касается банкротства бизнеса, то оно продолжает оставаться крайне неэффективным для должников в части их оздоровления. Случаи оздоровления  единичны.

Слабые попытки Правительства продлить неконкурсные процедуры с двух до пяти лет так и не реализованы. Да и их реализация не решит проблем предприятий, взявших длинные кредиты на создание или развитие производства.

3. Третейское разбирательство.

До настоящего времени не принят новый закон о третейском разбирательстве.

Минюст предложил версию практически полного огосударствления третейских судов.  Верховному суду пока не удалось преодолеть антитретейскую направленность судебной системы, сформированную ВАС РФ. Полагаю, что третейское разбирательство вместе с медиацией должно стать основным способом разрешение гражданских споров в предпринимательской среде.

4. Исполнительное производство

Проведенная летом Генеральной прокуратурой проверка установила, что исполняются менее восьми процентов решений судов.   Наши обращения, в том числе в прокуратуру, вызывают спорадическую   конвульсивную активность региональной службы судебных приставов. После чего все возвращается на круги своя.  Очевидно, что в таком виде служба судебных приставов существовать не может, так как не решает поставленных задач.