«О роли предпринимательских объединений в реализации стратегии экономического развития края», 2005г Печать
ДОКЛАД
Председателя ХКОПП Е.Н. Шулепова
на заседании Совета по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края
«О роли предпринимательских объединений в реализации стратегии
экономического развития края»

19.04.2005г.

10-00 час.

г. Хабаровск, ул. К. Маркса, 56

Уважаемый Виктор Иванович!

Уважаемые члены Совета, коллеги!

Объединения предпринимателей – сравнительно новое явление в экономической жизни России. Поэтому позволю начать с нескольких теоретических положений о его сущности.

Цель предпринимательского объединения – устранять институциональные, социально-управленческие барьеры конкурентоспособности бизнеса членов организации.

Задачи? Назову основные:

–         коммуникация между субъектами хозяйствования, бизнесом и властью, с институтами гражданского общества;

–         формирование инвестиционного поведения органов государственного управления и местного самоуправления,  политических организаций; понимание обществом условий и механизмов повышения экономической мотивации населения; доверие инвесторов к членам организаций.

Основная миссия общественного предпринимательского объединения:

-          нравственно-правовая (относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе; закон есть закон; уважай власть).

Какая необходимость в предпринимательских объединениях? Рынок, как самая эффективная система хозяйствования, саморазрушается, если не сбалансирована институтами гражданского общества, использующими нравственно-правовые механизмы регулирования потребления ресурсов субъектами хозяйствования. Обеспечивают органы государственного и муниципального управления информацией о влиянии на организацию хозяйствования законов, правовых актов, действий органов управления, субъектов хозяйствования. Западные экономисты считают: доллар, инвестируемый в самоорганизацию предпринимательства, на 50-100 долларов сокращает коррупционные издержки бизнеса. Отсутствие или слабость предпринимательских объединений – причина протестного поведения субъектов хозяйствования (теневизация рынка товаров, услуг, денежного обращения). Как следствие, социальное напряжение между бизнесом, властью и обществом, разрушающее социально-экономические коммуникации в государстве, его административных образованиях.

В крае действует 18 общественных предпринимательских объединений и ассоциаций предприятий и торгово-промышленная палата. Их членами являются менее 6 тысяч человек и предприятий, из 56 тысяч руководителей субъектов хозяйствования, предпринимателей, состоящих на налоговом учете. Из 6 тысяч только 1700 руководителей предприятий и предпринимателей вносят членские инвестиции в деятельность своих организаций. Добровольные членские инвестиции организованного предпринимательства по итогам 2004 года составили всего 5,0 млн. рублей, из которых 2/3 – членские взносы членов нашего Объединения. Ничтожно мало!!!

Для сравнения, в странах Западной Европы, Японии и Южной Кореи 90-95% работодателей и индивидуальных предпринимателей объединены в предпринимательские союзы и объединения работодателей, как по отраслевым, так и общим признакам, которые являются органичными структурами национальных экономик. Если учесть, что там почти в 10 раз больше субъектов хозяйствования на 1000 жителей         страны, чем у нас, более высокие требования к членам организации, можно утверждать, что краевые предпринимательские объединения только в самом начале становления своего общественно-управленческого статуса, а слабость их кадрового и технического обеспечения не способствует снятию барьеров в динамичном развитии экономики края, снижению ее общественных, производственных и коррупционных издержек.

Считаю, деловой человек вне профессионального или общественного объединения подобен шаровой молнии. Отрицает экономическую свободу как необходимость исполнения  норм и правил, законов государства.

Возникают вопросы:

Коммуникабельность и управляемость бизнеса – функция только объединений руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей или Правительства края, администраций местного самоуправления? Или это встречное движение? Например, Российский союз промышленников и предпринимателей мог и дальше влачить существование, если бы Администрация Президента РФ не пришла к выводу о равноудаленности, необходимости направить в конструктивное русло лоббизм собственников вертикально-интегрированных компаний, создавших себе по партии, общероссийской ассоциации, подтолкнув к объединению их кадровые и материальные ресурсы в единое целое. В результате, Союз стал штабом коммуникации между двумя сотнями общероссийских отраслевых ассоциаций, региональных предпринимательских объединений крупного и среднего бизнеса с Правительством РФ. Но главное, чего достигла Администрация Президента – олигархи перестали дистанцироваться от проблем малого и среднего предпринимательства.

Стратегия развития экономики края ставит перед краевой властью задачу, как из существующего человеческого материала, не имеющего обычаев, традиций предпринимательства, сформировать класс «социально ответственного бизнеса», конструктивного оппонента бюрократии.

Яркий пример – представленные данные конкурсантов краевого конкурса «Предприниматель года», где среднемесячная заработная плата в отдельных предприятиях составляет 1,9-3,0 тысячи рублей. О чем говорят цифры? Конкурсанты доказывают, что вправе быть названы «лучшими в крае», уверены, что они действительно «лучшие» среди окружающих их деловых людей. Для которых платить зарплату в конвертах – норма, а не преступление. Однако налоговым администрированием проблему не  устранить. Можно, если изо дня в день напоминать деловой среде, профсоюзам края предпринимательствовать в границах деловой и трудовой этики. Другими словами, устранение правового нигилизма из предпринимательской среды – функция организованного предпринимательства. Однако из информации, полученной от краевых предпринимательских объединений края, только наше Объединение и ДВ ТПП подтвердили, что их организационное строительство осуществляется  на принципах деловой этики. Одновременно на вопрос о готовности ассоциаций стать саморегулируемой организацией, отвечают: готовы! То есть, быть организующей и направляющей силой, мерилом поступков своих членов. Сомневаюсь…

Малочисленность предпринимательских объединений края, в сущности, есть отрицание деловой средой края общепринятых принципов ведения бизнеса,  возникающего из убеждения, что с любым чиновником можно договорится в ограничении общественного интереса. Причина – отсутствие определения, что есть «халявщик» в предпринимательской среде. Таковыми считаю каждого, кто безвозмездно пользуется благами общества, не вкладывает усилий и ресурсов в улучшение делового климата, становление нравственно-правовых основ функционирования экономики.

Постоянная работа ХКОПП по образованию отделений в городах и районах приносит скромный результат. Как правило, предпринимательство ждет индульгенции от законных требований власти. С другой стороны, и руководство городских и районных администраций с опаской относится к появлению предпринимательских объединений.

Причину видим в отсутствии четких критериев в оценке бюрократии местного самоуправления в развитии ее экономики, что не стимулирует этот уровень власти к диалогу с частью предпринимательства, стремящегося к цивилизованному ведению бизнеса. По опыту нашего Объединения замечено, как только власти края требует от бизнеса выполнения действующего законодательства, резко повышается количество заявлений на вступление в предпринимательское объединение. Из чего  следует вывод: организованность, нацеленность самой власти на улучшение делового климата, стимулирует  организованность предпринимательства – условие реализации стратегии развития экономики края.

Ограниченность членства организаций края, как следствие, экономико-кадрового ресурса, требует выбора 5-7 приоритетных задач, максимально затрагивающих интересы ее членов. В качестве товарищеской критики замечу, что некоторые ассоциации, в которых состоят от 3 до 20 членов, в основные направления на 2005г. взяли по 15-30 вопросов. В условиях, когда годовой фонд заработной платы в ассоциации составляет от 50 до 200 тысяч рублей, на который можно содержать либо четверть бухгалтера, либо четверть специалиста, отвечающего за организацию собраний Правлений, их протокольное оформление. При этом надо реагировать на жалобы, разбирать конфликты, отвечать на запросы от органов власти. Вместе с этим, члены регионального объединения риэлторов, возглавляемого Завьяловым Дмитрием Юрьевичем, инвестируют ежемесячно по 3-6 тысяч рублей, что позволяет содержать профессиональную дирекцию, контролировать деятельность своих членов на рынке недвижимости. Ассоциация производителей одежды, возглавляемая Войтовичем Александром Васильевичем, экономически слабее, но и она проводит мероприятия, приносящие выгоды 12 ее членам. Ассоциация «Хабаровскавто» образовала предприятие «ДВ-Фрахт» для выполнения диспетчерских функций по поиску грузоперевозок, экспедированию грузов.  Наше Объединение инициировало организацию предприятия «Восторг» для строительства мега-торгового центра, некоммерческого партнерства «Дальневосточный антимонопольный союз энергопотребителей» для контроля за деятельностью монополистов. При этом, надо открыто признать, что ассоциации: мясоперерабатывающих предприятий, легкой промышленности, рыбопромышленников, деревообработчиков, Дальневосточная ассоциация риэлторов, малых хлебопекарен, рестораторов, по использованию недревесных продуктов леса – больше существуют по форме, чем по содержанию.

СМИ края постоянно рассказывают о фактах произвола в лесу. Однако не помню ни одного публичного заявления от ассоциации лесопромышленников и лесоэкспортеров края, подвергающего критике коллег по цеху. Ассоциация по смыслу своего Устава должна стать заслоном демпингу импортеров, лжеэкспортерам. Этого тоже нет. Газеты сообщают, что при доходах в 100-150 тыс. рублей в месяц каждый владелец частного автобуса в месяц от силы платит налогов 250 рублей, а муниципальный автобус – в 15 раз больше. Поэтому считаем обоснованной, даже очень мягкой, критику Губернатора края деловой среды настоящих отраслей, субъекты которых преуспели в технологии неправовых методов конкуренции на рынке.

Сегодня краевые объединения и ассоциации, взявшие на себя функцию представлять и защищать интересы предпринимательства, на членские инвестиции способны содержать всего 16-20 специалистов, из которых большая часть работает в ХКОПП. Когда только в Правительстве края, органах исполнительной власти местного самоуправления работает 5,4 тысячи чиновников. В результате – слабая  инфраструктура коммуникации власти с бизнесом, непонимание чиновником условий и механизмов повышения экономической активности населения. Порождает явление, которое мы в ХКОПП называем «делопутство» - социальный источник коррупции.

Опыт деятельности общественных предпринимательских объединений в США свидетельствует, что тамошние представители законодательных и исполнительных органов власти считают своим долгом участие в мероприятиях предпринимательского объединения, союза. Здесь аргументируют свою позицию, заручаются поддержкой. Поэтому в США закон –  компромисс между профессиональными и социальными группами административного образования. В своей практике знаю только одного депутата Законодательной Думы края С. Жукову, которая редко, но спускается с Олимпа и выслушивает мнение членов ХКОПП. Аналогична ситуация и в других объединениях.

Во многом это связано с тем, что управленческая культура, отражающая новое состояние организации экономики, находится на этапе становления, а также потому, что предпринимательские объединения и ассоциации, за исключением нашего Объединения, ДВ ТПП, Ассоциации «Хабаровскавто», фактически разобщены между собой не контактируют и не согласовывают свою деятельность. Попытка Правления ХКОПП согласовать свою деятельность с Советом руководителей промышленных предприятий и организаций, оказалось безрезультатной, при этом вопросы, требующие ответа, практически идентичны. В результате, не стали консолидированной стороной в диалоге с Правительством края, органами власти местного самоуправления. Наглядный пример – строительство оптово-розничного рынка «Азия», где планируется предпринимательская деятельность 1500 китайских граждан – нерезидентов. Только два предпринимательских объединения края:  ХКОПП и «Союз в защиту предпринимателей в торговле и промышленности» – выразили отрицательное отношение к сверхпротекционизму властей г. Хабаровска – инициаторам проекта, который ведет к возрастанию экспансии на местном  рынке иностранцев, доказавших  нежелание выполнять законы страны пребывания. Открыто заявили, что власти города своими действиями спровоцировали очередной виток протестных настроений в предпринимательстве краевой столицы. В результате, разобщенный бизнес неспособен изменить вектор деятельности городских властей по наращиванию муниципальной собственности, на создание предпринимателя-собственника. Бизнес не готов реагировать на складирование муниципального имущества в т.н. «инновационные центры». В итоге, в деловых кругах ходят слухи, домыслы, что у этой затеи одна цель: держать городской бизнес на поводке, при случае – передать в «надежные» руки забугорному варягу.

Существует и другая проблема. Так согласно федеральным законам №№95 и 131, местная власть получила полномочия по регулированию рынков. Городская дума г. Хабаровска по инициативе мэрии приняла городской закон, регулирующий похоронное дело, породив конфликты между ритуальными агентствами и муниципальным похоронным комбинатом.  Подобных нормативных актов должно быть более двух десятков. Высока вероятность конфликтов, если не будет создан механизм предварительного согласования норм с участниками рынка, на которых направлено действие муниципального правового акта, - породим новый виток отчуждения между предпринимательством и властью. Надо помнить, что количество субъектов малого предпринимательства в крае за последние 2 года снизилось в полтора раза, достигнув показателя – 2,8 предприятия на 1000 жителей края, а желающих нести бремя организатора дела, работодателя, налогового агента, одновременно быть слугой рантье – все меньше и меньше.

12-летний опыт деятельности нашего Объединения показывает правовую безграмотность, инфантильность в защите своих законных прав руководителей предприятий, особенно индивидуальных предпринимателей. Поэтому ХКОПП вынуждено содержать свой сайт, где в оперативном режиме можно получить необходимую информацию. В результате, малый бизнес несет колоссальные издержки, итогом которых является банкротство, очередной виток теневого предпринимательства. Вызывает недоумение дистанцирование от деятельности предпринимательских объединений известных в деловых кругах руководителей экономически успешных предприятий, являющихся для остальных примером для подражания, в поддержке которых нуждаются представители малого предпринимательства. Тем самым порождают взаимное отчуждение и подозрительность, укрепляя в деловой среде мнение, что т.н. «успешный бизнес» – результат несправедливой конкуренции, итог нарушений принципов ведения бизнеса.  Также известно, что более 40% сводного бюджета края формируется за счет подоходного налога. Поэтому, Правительство, администрации городов и районов края не могут больше терпеть «серые» схемы уплаты заработной платы. Но, представим, что на каждый выплаченный рубль  кроме подоходного налога будет начислен и единый социальный. Это означает, что экономика края будет минимум на 8-10 млрд. дополнительно дотировать внебюджетные фонды государства. Поэтому бизнес и власть края должны стать единой командой в лоббировании изменений в законах о социальном страховании. В этом контексте решение проблем, создаваемых монополистами в отношениях между субъектами хозяйствования. Особенно это относится к «Хабаровскэнерго» и муниципальным предприятиям, экономика которых – пример непрозрачности, а отношения с клиентами, назвать волюнтаристскими – мягкая оценка. Особую опасность видим в том, как попытки организованного предпринимательства взять в арбитра отраслевых министров Правительства края, управлений администраций городов и районов, как правило, заканчивается победой команды «Левит, Сугробов   и Ко».

Предпринимательские объединения по своей природе несут страховые и представительские функции, обеспечивая повышение кредитно-инвестиционного рейтинга своих членов. В чем они проявляются? Для решения  любой проблемы мобилизуют знания, опыт, авторитет, кадровые и финансовые ресурсы, находящиеся в  распоряжении самой организации и ее членов. Удерживают бизнес-поступки своих членов в границах нравственно-правового поля. В инвестиционно-кредитных вопросах высоко доверие информации, предоставляемой организацией.

Также надо честно признать, что если руководитель предприятия, в условиях тотального нигилизма налогоплательщика, решит платить законом установленные налоги, он будет выдавлен с рынка теневиком и шабашником. Поэтому члены предпринимательских объединений, по определению, наиболее цивилизованная часть деловой среды края, нуждаются в патронаже и протекционизме со стороны своего партнера – федеральных, краевых, муниципальных органов власти, созданию дискомфорта тем, кто дистанцируется от участия в формировании цивилизованных отношений бизнеса с властью.

Затрону еще одну проблему. Стало модным зазывать московских, приморских, зарубежных инвесторов, игнорируя мнение собственного предпринимательства. Варяги, в свою очередь, на предложение участвовать в деятельности регионального предпринимательского объединения, как правило,  отвечают отказом, ссылаясь на барина, запретившего участвовать в общественной жизни края. Дистанцируются от проблем и бремени социальных обязательств местного предпринимательства. Например, агрессивная, точнее демпинговая, политика колбасно-приморской компании «Ратимир» на краевом рынке строится на среднемесячной зарплате ее работников в 2,7 тыс. рублей, а остальное – в «конвертах». Тоже самое по приморским торговым компаниям, где, по свидетельству самих приморских налоговиков, официальная средняя заработная плата работников не превышает 600-700 рублей в месяц. Нужен в крае такой бизнес? Не думаю… Кто поставит заслон такому бизнесу? Логично предположить – краевое объединение руководителей торговых или пищевой промышленности предприятий, которых в крае нет. В распоряжении нашего Объединения много фактов о двойных стандартах государственных контролирующих органов. Когда к одним субъектам хозяйствования предъявляются требования инструкций, т.е. дополнительных инвестиций, а другие без страха ведут бизнес по нормам XIX века. Бизнесу, министрам Правительства края, реализующим стратегию развития экономики, необходимо понять: барьером улучшению инвестиционного климата является теневик – он же взяткодатель, враг которого – добровольное, саморегулируемое объединение предпринимателей и руководителей предприятий края.

Еще одна проблема – участие представителей объединений предпринимателей в совещательных органах управления Правительства края и администраций местного самоуправления. На вопрос коллегам: участвуете ли вы в коллегиальных органах государственного и муниципального управления - был получен отрицательный ответ. И это не потому, что предприниматели не хотят, их не пускают... Оправдание находят в том, что предпринимательские объединения слишком малочисленны и не выражают мнение всех предпринимателей данной отрасли. Хочу напомнить, что членами партий, представленных в Госдуме РФ, являются менее одного процента граждан государства, но никто не сомневается в легитимности принимаемых ею законов. Никто не против, чтобы были организованы и публично заявлены противоправные цели и задачи объединения шабашников, теневиков и другой уголовно преследуемой публики. Знаем, ни власть, ни общество этого не потерпят. Поэтому ничто не мешает формализовать требования к потенциальным участникам диалога. Таким образом, предпринимательские объединения края лишены возможности организованно позиционировать интересы своих членов в органах государственного и муниципального управления, а власть лишила себя знаний и опыта предпринимательства в реализации стратегии развития экономики.

Было бы правильно, если, например, в конкурсах аренды лесоучастков учитывалось мнение ассоциаций лесопромышленников и лесоэкспортеров. В результате, в крае на ее базе могла бы сложиться биржевая торговля лесом, система экспертизы товарного леса и лесоматериалов, самые оперативные и высокоэффективные отраслевые и общие третейские суды. Так по всем направлениям, где присутствует механизм распоряжения федеральной, краевой и муниципальной собственностью.

Вместе с этим, в Хабаровском крае, в сравнении, например, с Приморским краем, значительно меньше случаев безнаказанного, бандитского захвата бизнеса. За счет снижения рисков объём кредитования банками бизнеса края превосходит показатель Приморского края. Значительно выше налоговая дисциплина. По объемам инвестиций  в основной капитал Хабаровский край опережает Приморский на 65%. По совокупности сравнимых показателей можно сделать однозначный вывод о том, что предпринимательство края цивилизованнее приморского. В этом видим определенную роль  предпринимательских объединений края.

Важным направлением деятельности предпринимательских объединений является участие в исполнении Соглашения между краевым объединением профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством края. Представители ХКОПП дисциплинированно участвуют в его рабочих группах, Трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Из нескольких десятков предложений от ХКОПП основная их масса нашла отражение в Соглашении. Правда, надо откровенно признать, что самая недисциплинированная сторона Соглашения – работодатели, имеющие 15 мест в Трехсторонней комиссии. В результате, только представители ХКОПП противостоят декларативности его решений. Другая проблема: обременение обязательствами Соглашения не несет даже виртуальных выгод работодателям – членам организаций его подписавших. Кроме того, согласно п. 7.4.3. Трехстороннего соглашения Правительство края взяло обязательство включить в состав коллегиальных органов управления, комиссий полномочных представителей сторон его подписавших. Прошло четыре месяца, как ХКОПП направило ходатайство на включение своих представителей, в ответе Минэкономразвития читаем: «не можем – ждем реорганизации Правительства». Вынуждая организованное предпринимательство использовать механизм публичного протеста, подвергающего сомнению утверждения, что на территории благоприятный деловой климат.

Смысл сегодняшнего заседания нашего Совета вижу в том, чтобы показать руководству края, главам администраций городов и районов, депутатскому корпусу объективную необходимость стимулирования организации и структуризации предпринимательства, а человеку, двигающемуся по дорогам предпринимательства, – выгоды от организации бизнес-движением, исполнения норм и правил, регулирующих рыночные отношения.

Спасибо за внимание.