Выступление на круглом столе "Механизмы вовлечения молодежи в предпринимательскую деят-ть" 28.09.10 Печать

 

Выступление на круглом столе «О механизмах вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность»

 

Прежде, чем приступить к созданию собственного дела, молодой человек должен ответить на три вопроса: «Я хочу?», «Я могу?», «Я должен?». Вместе с этим, процесс становления предпринимательского характера, ничем не отличается от становления спортсмена. Сначала родители, улица, школа формируют потребность к физической культуре. Затем спортивная секция под руководством тренера, спортивная школа, в дальнейшем – чемпионаты за место на пьедестале лучшего в крае, регионе, федерации и пошло, поехало. Важнейшая роль принадлежит семье, эстафета подхватывается приоритетами поведения окружающего общежития, СМИ, институтами гражданского общества и муниципального и государственного управления.

 

Важно, с какого момента молодой человек познает в себе задатки лидера, организатора, понимает, что экономика – есть управление хозяйством, т.е. людьми и вещами, ради получения прибыли, т.е. материального богатства – организатора бизнеса и вовлеченных в него людей.

Поэтому, говоря о механизмах вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, важно представлять характер социальных оценок о предпринимательстве, формируемых в семье, школе, среднем и высшем учебном заведении. Если отрицательное, то в конечном итоге, общество в ответ получает от молодого человека «Не хочу!», даже если он может. Положительная предрасположенность к ответу «Я хочу!» неумолимо заставляет ответить на вопрос «А можешь?». Если «да!», то закономерно наступает очередь вопроса «А зачем мне это надо?», прежде чем сказать самому себе «Я должен!». В проблеме долженствования много зависит от того, какой сигнал подает окружающая социальная среда. Если кто-то думает, что выбор быть предпринимателем зависит от индивида, то он глубоко ошибается. Наоборот, мало людей, у которых нет страха и сомнений. Поэтому, общество говорит «Ты можешь, поэтому должен!». Именно здесь причины превращения капитала в общественное явление.

Нельзя забывать, что российское общество пропитано, как огурец в рассоле, патерналистической идеологией, выраженной в лозунге «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Поэтому, важнейшим механизмом вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, будет состоявшийся бизнесмен. Его место в местной общественности, его инвестиционная роль.

Всегда перед начинающим предпринимателем возникает вопрос стартового капитала. Это собственные накопления, или передача в доверительное управление накоплений родителей, друзей, таких банковских инвестиционных институтов рынка. Противостоят движению страх и риск доверия, являющиеся жерновами экономической активности. Первый жернов – это государство, второй – гражданское общество. В экономике государства больше, чем гражданского общества. Поэтому, вовлечение молодежного предпринимательства всегда соответствует количеству и качеству гражданского общества.

Государство, понимая, что в гражданском обществе дефицит инфраструктуры, пытается само ее создать. Появляются наногородки, технозоны, бизнес-инкубаторы. Тем самым, показывая ущербность традиционной патреналистической бюджетной политики, дестимулирующей воспроизводство прибыли. Если характер потребителей сегодня формируется телевидением, то характер способностей остается практически вне управляемости.

Так какие нужны механизмы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность?

Во-первых, молодой человек всегда делает выбор на основе социальных авторитетов. Если общество говорит – мне нужны физики или чиновники, будьте уверены, способный молодой человек будет развивать свой талант в этом направлении.

Я часто слышу предложения о важности создания бизнес-инкубаторов. Что такое инкубатор? Это система по превращению яйца в птенца. Отбор будущей курицы-несушки. Говоря о бизнес-инкубаторе, мы должны ответить на вопрос, а откуда возьмутся предприимчивые яйца? С улицы, из вуза, из предприятия? Тем самым, утверждая, что общество, его гражданские и властные институты на уровне безусловного рефлекса их производят. Это возникнет, если практика преумножения духовного и материального богатства станет взаимно обусловленной, интеграционной задачей семьи, улицы, школы, СМИ и т.д. В российском обществе, как ни в каком другом, человек должен стыдиться предпринимательского успеха, выраженного в количестве доверенного ему капитала.