Выступление на Совете по предпринимательству при Губернаторе края 04.03.11 Печать

Уважаемые члены Совета и приглашенные!

Внимательно ознакомился с весьма ценным социсследованием ученых ДВАГС. Подтвердившего негативные оценки делового климата в муниципальных районах края, которые Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей публично называло с разных трибун, в СМИ за последние десять лет.

Прошу членов Совета обратить внимание на ряд умозаключений авторов исследования:

- «Значительная часть предпринимателей во всех районах отметили, что занимаются бизнесом в целях «выживания» и не видят перспектив роста. Что ведет к фактическому снижению предпринимательской активности».

- «Нежелание предпринимателей участвовать в деятельности общественных предпринимательских организаций чаще всего мотивировано не только нежеланием платить взносы, но и стремлением не привлекать лишний раз к себе внимание фискальных органов».

- «Зачастую повсеместное нарушение правовых предписаний, обоюдный неправовой (криминально-теневой) процесс социально-профессиональных отношений между властью и бизнесом, скрытое, а порой откровенное попирание права, противодействие осуществлению в жизненном пространстве людей юридических нормативов – все это и многое другое есть ни что иное, как проявление провинциальным менталитетом жесткого правого нигилизма, а также других деформаций правовой культуры и правового сознания участников исследованных социальных отношений».

Таблицы 2.5-2.11 доказывают, что криминальная круговая порука чиновников и предпринимателей стала нормой отношений в исследованных муниципальных районах, за исключением Амурского (37,5 %) и Вяземского (42,4 %) районов. По оценке опрошенных предпринимателей, что чиновники очень мало знают о проблемах предпринимательства (81,1 % опрошенных) в ней, в этом самотеке, кроется больше, чем профессиональная некомпетентность. Доказывает, что органы власти местного самоуправления самоустранились от решения задач по социальному и экономическому развитию экономически активных и трудоспособных граждан. Социсследование является доказательством утверждения нашего Объединения, что дезорганизованность и деструктурированность предпринимательства в районах – рукотворный итог местной бюрократии. Считающей врагом Объединение предприимчивых граждан - своего социального конкурента.

Аксиома гласит, что люди с криминальным поведением объединяются активнее, чем их социальные конкуренты. Поэтому, не следует удивляться, если преступления, такие как в станице Кущевской, возникнут и в нашем крае.

Предпринимательская деятельность – это конкуренция 24 часа в сутки. Перестал крутить педали бизнеса, обязательно упадешь. Предприниматель похож канатоходца. Образно, палкой, удерживающей его равновесие в получении прибыли, является членство в общественном предпринимательском объединении, в котором действуют принципы ведения дел.

В сознании «вынужденца» доминирует инерционная маргинальная парадигма. Объясняющая причины пораженческих настроений в среде опрошенных учеными предпринимателей. Из социсследования ученых ДВАГСа, эти настроения «пораженцев» приобрели характер массового душевного расстройства. Здесь причина обид на власть, которые отражают потребность во внешней организующей воле. Все это присуще психотипу поведения людей в провинциальной толпе. Где правовое и деловое бескультурье превращены в обычай. В которой каждый говорит правильные слова, высказывает справедливые претензии в чей угодно, только не в свой адрес. При этом, все хотят играть роль субъекта управления протестными настроениями и не соглашаются на альтернативу – быть объектом управления социальных институтов. Каждый видит себя пророком, поводырем, лидером, и никогда настоящие качества в другом. Готовы принять заморского Рюрика, его кнут и длинную дубину.

Это не вопрос, это последствия трагедии, имя которой – анохроничный эгоцентризм, в переводе на русский – социальная лень. Устранить эту проблему нельзя ни за день и ни за год. Это комплексная, управленческая, организационная, пропагандистская и воспитательная работа по ликвидации т.н. «черного ящика». При этом,  четко представляя, что противником такой работы является не предприниматель, а выгодоприобретатель такой дезорганизованности предпринимательства: коррупционер, криминал. Персоналии, которым предприниматель платит дань, оброк, мзду.

Другая сторона проблемы. Вытекающая из вопроса кем себя в глазах окружающих видит предприниматель. Героем-труженником? Грязным спекулянтом-жиликом?

Недавно в этом зале Экономический Совет исследовал причины экономического обнищания жителей сельских поселений. На этой нижней полке социальной иерархии, экономика суицидальных настроений, патронажные претензии к власти. Даже ради выживания не только не желают, но и не способны организовывать собственное дело. Все то, что характеризуется такими понятиями: «десоциализация», или «аномичность» - как процесс разрушения базовых элементов культуры, этических норм и нравственных ориентиров. Которые проявляют в отсутствии чувства причастности, отчуждении к предпринимательскому сообществу. Доказательством настоящего процесса являются таблицы 2.13-2.17. Предприниматели возлагают вину за неэффективность своего дела на институты общества и государства, только не на самих себя. У настоящего явления есть название – социальная лень. Отсюда, распространенность административных барьеров ставшая привычной картиной. Поэтому, когда местные политики заявляют о бюджетных инвестициях в человеческий капитал, мы – Совет, вправе требовать от власти, чтобы развитию деловой культуры, предприимчивости выделялась не копейка, а полновесный рубль.

Авторы исследования предлагают:

- «Необходимо сформировать действенную правовую среду функционирования предпринимательства». В переводе на обывательский язык, это означает – принять краевой закон о поддержке и развитии предпринимательства.

- «Одновременно необходимо создание инфраструктуры предпринимательства и объединения предпринимателей в общественные объединения, ассоциации, союзы». Этот процесс начнется, когда Глава администрации станет упрашивать, например, Правление ДВОПП, образовать отделение в поселении, районе. Объединит социально ответственных предпринимателей, готовых инвестировать средства, знания, социальный статус в устройство нормального делового климата, борьбу с аномичностью и социальной ленью в предпринимательской среде. Формировать нравственные ориентиры деловой культуры в районе. Наша организация вносит подобные предложения, правда, безрезультатно в течение 18 лет. Надеюсь, это исследование окажется весомым аргументом в пользу реформирования политики руководства края, в отношении малого и среднего предпринимательства.

Настоящее исследование примечательно тем, что показывает обоюдную некомпетентность субъекта управления – власти, и объекта управления – предпринимателей в муниципальных районах. Становится актуальной задача переподготовки и повышения квалификации чиновников и предпринимателей. Край нуждается в Хабаровской академии бизнеса.

Совету в своем решении предлагаю поставить «неуд» работы Глав администраций Комсомольского, Бикинского и Солнечного районов. Начальникам милиции Амурского и Солнечного районов. Начальникам пожарного надзора Бикинского, Амурского и Вяземского районов. Рекомендовать им подать в отставку.

И последнее. Из социсследования напрашивается проведение II Съезда предпринимателей Хабаровского края. Напомню, I Съезд состоялся тринадцать лет назад. Первое, что должен сделать Съезд – принять принципы ведения дел в Хабаровском крае. Дать определение социально ответственному, предприимчивому гражданину края. Призвать каждого предпринимателя участвовать в строительстве гражданского общества, и на этой основе создавать благоприятный деловой климат в Хабаровском крае. Альтернативу организованному криминально-теневому, коррупционному поведению. Съезд также должен лигимитизировать стратегию экономического развития Хабаровского края. Поставить перед краевой властью конкретный перечень задач по устранению барьеров предпринимательства. Внести предложения по реформированию краевого и федерального законодательства.