Выступление на экономическом Совете при Губернаторе края 02.03.11 Печать

Уважаемые члены Экономического Совета и приглашенные!

2 марта 2011г.

Столыпин, известнейший в истории России реформатор, сказал: «Область Правительства – это область действий». В силу настоящего определения, рассматриваются итоги социально-экономического развития нашего края, Экономсовет, будучи вершиной экспертного сообщества края, вправе получить ответы на следующие вопросы:

1. Как повлияли на сводный финансовый результат хозяйствующих субъектов края, создающих реальную прибавочную стоимость, реализованные или проигнорированные министерствами края рекомендации Экономического Совета и других общественных экспертных институтов?

2. Какое место занимают, какую роль выполнили органы краевого государственного управления и местного самоуправления в 38 млрд. рублей положительного сальдо прибыли над убытком?

Вместе с тем, количество прибыльных предприятий сократилось на 3,9 процентных пункта, а убыток убыточных предприятий увеличился на 34 %. Динамика кредиторской над дебиторской задолженностью выросла в геометрической прогрессии, и составила 1,4 рубля на рубль. Сальдо кредита и дебета составило 67 млрд. рублей. В 2009 кризисном году сопоставимая разница была всего 13 млрд. рублей. Рост 54 миллиарда. Если в прошлом году на каждый рубль сальдо прибыли было 87 копеек кредиторской задолженности, то в 2010 уже 1,76 рубля, или в 2 раза больше. При этом, знаем, как кредиторка банкротством аукается в текущем и будущем годах. Более того, кредиторская задолженность меньше всего присуща малому и среднему бизнесу. В наших условиях она превратилась в тормоз развития крупного промышленного бизнеса, ведет к утрате доверия.

О доходах и расходах жителей края

Сумма доходов населения впечатляет. 370 миллиардов! Расходы 354 млрд. Из них население 119 миллиардов передало в распоряжение банкам. Которые, в свою очередь, выдали кредитов 255 млрд., из них юридическим лицам – 188 миллиардов. Много это или мало? Если взять во внимание привлеченные в крае филиалами банков кредитные ресурсы, хотя бы за последние пять лет. Утверждаю (доказать обратное все равно никто не сможет), это всего четверть от того, что смогла использовать краевая экономика. Вопрос. А где, в чьих интересах работают потенциально наши инвестиции, не вложенные в развитие экономики края? И что нужно предпринять, чтобы депозит вернулся инвестициями в экономику края. Доходы выросли на 3 тысячи руб. на душу населения. Это как средняя температура по больнице. С другой стороны, если смотреть на очаги социального напряжения, важно понять, как менялись доходы, например, жителей сельских поселений.

Финансовый итог - оцифрованный рублем результат процессов в социальной сфере. Какой реальный процесс, Совет убедился, когда изучал состояние экономических доходов, люмпенизации сельского населения, составляющего четверть населения края. В целях экономии времени, не буду затрагивать результат инвестиций налогоплательщиков в образование, ЖКХ, социальную защиту. Остановлюсь на здравоохранении. Смертность превышает рождаемость. В отрасль инвестировано бюджетных денег 15 млрд. рублей, плюс еще столько жители края вложили из своего кармана. Вопрос, а вообще, какова экономика доходов и расходов этой отрасли? Получается, что это более черная дыра, чем сельское хозяйство. Для налогоплательщика важен ответ на вопрос: как влияет краевое здравоохранение на рост трудоспособности рабочей силы, продолжительность ее экономического использования? Предлагают часть бюджетных инвестиций в здравоохранении направить в развитие массовой физической культуры и спорта, на поддержку предпринимательства в этой отрасли.

Или социальная защита?

Налогоплательщик вправе знать, кого и от кого он финансировал эту защиту. Пенсионеров, инвалидов, беспризорников или сознательных тунеядцев? Нет ответа.

Аналогичные вопросы возникают по другим статьям социальных расходов.

Особо остановлюсь на итогах, прогнозах и планируемых действиях Правительства края в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. В крае 42 тысячи реально действующих МСП. Здесь реально занято не менее 250 тысяч экономически активных жителей края. Производится треть ВРП края. Они вносят 18 % налоговых доходов в консолидированный бюджет края. На них не распространяются законы поддержки по безработице, социальной защите. Наряду с налогами, 90 % предпринимателей платят так называемый, «черный налог», объем которого сравним с налоговой льготой, полученной по специальным налоговым режимам. Чтобы не быть голословным, приведу выводы ученых ДВАГС, произведших социальное исследование «Состояние, проблемы, перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае». Вот некоторые из них:

- Большинство направлений господдержки МСП носит декларативный характер. Основные претензии к порядкам в оформлении прав на землю.

- Чиновники, имеется в виду в администрациях районов, очень мало знают о проблемах предпринимательства.

- Помощь, которую оказывает власть, не является компетентной и эффективной.

- 60 процентов опрошенных предпринимателей уклоняется от уплаты налогов, 80 процентов считают, что невозможно вести честный бизнес, а 90 % признают, что платят черный налог, т.е. оброк чиновникам и криминальным крышам.

Из краевого бюджета на программы поддержки и развития МСП выделено 23,6 миллиона рублей. При этом, двум преуспевающим нефтезаводам выделено 86 млн. Пятнадцати предприятиям предоставлен льготный энерготариф в 243 млн. рублей, дотации коммунальным хозяйствам составили 1,8 млрд. рублей. Наряду с вышесказанным, сравните расходы налогоплательщика на финансирование органов краевого госуправления и местного самоуправления, и вовлеченность властей в лоббирование интересов предприятий крупного бизнеса и МСП. Или с объемом бюджетных гарантий, предоставленным Амурметаллу, Аркаиму, Дальневосточной генерирующей компании, цена которых – 3,5 млрд. рублей. Не оспаривая разумность таких решений, МСП вправе требовать, чтобы получатель такой поддержки взял обязательство привлекать МСП на конкурсной основе к выполнению своих производственных программ.

Удручает отчет о результатах науки и научно-технической деятельности. Из которого вытекает, что автономная некоммерческая организация «ДАСИ», финансируемая из бюджета края, если что и сделала, это заключила соглашение с ОАО «РВК». Остальное – что-нибудь, когда-нибудь… Отсутствует экономическая оценка влияния на научно-технический потенциал края 48 научных организаций. Даже отсутствует цена исследований, выполненных настоящими организациями по заказу хозяйствующих субъектов. Экономсовет на своих заседаниях обращал внимание Правительства края на такие проблемы: трансфертное ценообразование, теневой оборот, земельные отношения в строительстве, закрытость информации по основаниям тарифов монополий, рост аномичности (взаимно отчужденность) в социальном поведении предприимчивых жителей края. Оказалось трудно отыскать каких-либо планируемых действий в формировании благоприятного делового климата в предлагаемом сценарии управления. Политик может позволить заявить: «Будем устранять барьеры предпринимательства, преодолевать коррупцию, будем модернизировать общество, будем решать задачу трех «И»», а руководитель министерства должен ответить, что он обязуется предпринять, чтобы решить поставленную задачу.

И последнее.

Хочется спросить Минэкономразвития его прогноз по объему полученной прибыли в текущем году, от которой будет зависеть объем инвестиций в обновление фондов бизнеса, дивиденды акционеров, мотивация жителей края покупать ценные бумаги местных хозяйствующих субъектов, кредитные ставки банков. Какие будут реализовываться мероприятия по снижению тарифов монополий, снижаться системные издержки предприятий.

Наряду с вышесказанным, предлагаю министерствам Правительства края обратить внимание на развитие фондового рынка, и тем самым, снизить издержки бизнеса на оплату услуг банков. Важно помнить, что развития инновационного направления не бывает без культуры обращения ценных бумаг.